Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:15, контрольная работа
Реализация в Семейном кодексе (гл. 11) неоднократно высказываемого предложения о замене существовавшего в КоБС довольно неопределенного термина "интересы детей" на конкретные и более содержательные нормы о правах детей корреспондируется с нормами международного права и позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних детей. Включение в СК отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. РФ является участником Конвенции о правах ребенка] с 15 сентября 1990 г. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите.
Введение
Реализация в Семейном кодексе (гл. 11) неоднократно высказываемого предложения о замене существовавшего в КоБС довольно неопределенного термина "интересы детей" на конкретные и более содержательные нормы о правах детей корреспондируется с нормами международного права и позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних детей. Включение в СК отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. РФ является участником Конвенции о правах ребенка] с 15 сентября 1990 г. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. Закрепленный в Кодексе подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым РФ обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка.
Определение понятия ребенка дается в ст. 1 Конвенции о правах ребенка и в п. 1 ст. 54 СК. Согласно п. 1 ст. 54 СК ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Способность ребенка приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникает с момент рождения. Дееспособность ребенка определяется ГК (ст. 21, 26—28 ГК) и соответствующими статьями СК. Приобретение ребенком полной гражданской дееспособности до достижения совершеннолетия (вступление в брак — п. 2 ст. 21 ГК, эмансипация — ст. 27 ГК) не означает, что его нельзя более рассматривать в качестве ребенка, за исключением случаев, указанных в законе (см., напр., п. 2 ст. 120 СК). Следует заметить что применяемые в СК и ГК термины "ребенок", "дети", "несовершеннолетний" тождественны.
Личные права несовершеннолетних детей
В СК права несовершеннолетних детей подразделяются на два вида: личные права и имущественные права.
К личным правам несовершеннолетних детей относятся:
Одним из самых важных прав ребенка является предусмотренное ст. 54 СК право жить и воспитываться в семье, что согласуется и с п. 2 ст. 20 ГК, устанавливающей местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. В целях обеспечения права ребенка на совместное проживание с родителями или лицами, их заменяющими, регистрация по месту жительства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении несовершеннолетних. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства. Таким же образом в случае необходимости осуществляется и регистрация несовершеннолетних граждан по месту пребывания. Право на совместное проживание с родителями несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, получившего паспорт, естественно, сохраняется. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения спор разрешается судом2
Право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь в исключительных случаях, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, в частности, при лишении или ограничении родителей родительских прав. С учетом исключительной важности данного вопроса для интересов ребенка решение о его раздельном проживании с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК необходимых процедур и условий.
Право ребенка жить и воспитываться в семье, кроме изложенного права на совместное с проживание с родителями, также включает в себя право ребенка: знать своих родителей; на заботу родителей; на воспитание своими родителями; на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; уважение его человеческого достоинства.
Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей и право на их заботу вытекает из требований ст. 7 Конвенции о правах ребенка и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей3 Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных) детях. В современной юридической литературе также отмечается, что окончательно не разрешен вопрос о соотношении права ребенка знать своих родителей с тайной усыновления и тайной биологического происхождения ребенка (при применении методов искусственного оплодотворения человека).
Право ребенка знать своих родителей и право на их заботу неразрывно связано с правом детей на совместное проживание с родителями, создающим наиболее благоприятные условия для проявления родителями всесторонней заботы о ребенке, его надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития. Создание родителями в семье условий, обеспечивающих достоинство ребенка, в том числе ребенка, неполноценного в умственном или физическом отношении (то есть осознание ребенком своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе), его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, а также всестороннее обеспечение его интересов, является необходимым фактором надлежащего, воспитания ребенка.
В случаях утраты родительского попечения отсутствие родителей, смерть родителей, лишение их родительских прав, признание недееспособными, болезнь родителей и в др. случаях, предусмотренных ст. 121 СК РФ право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном законом порядке. При этом согласно ст. 123 СК. Предпочтение отдается семейным формам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения: передача их на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство).4
С правом несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье неразрывно связано и закрепленное ст. 55 СК право детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей.
Ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей, включая бабушку и дедушку, как со стороны отца, так и со стороны матери. Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, в законе отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию не только близких родственников обоих родителей, непосредственно указанных в ст. 55 СК, но и родственников более отдаленных степеней родства. Под родственниками понимаются лица, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка, в том числе прадед (прабабка), дядя (тетя), племянник (племянница), двоюродные братья (сестры) и т. д. Линия родства может быть прямой (восходящей и нисходящей) и боковой
В Кодексе особо подчеркивается, что Право ребенка на общение с родителями сохраняется также в случаях:
а) расторжения брака родителей;
б) признания брака родителей недействительным;
в) раздельного проживания родителей, в том числе при их проживании в разных государствах, чем подтверждены существующие по этому вопросу международно-правовые нормы. Так, ребенок, родители которого проживают в разных странах, имеет право, за исключением особых обстоятельств, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. В этих целях как ребенок, так и его родители, вправе покидать любую страну, включая свою собственную, а затем возвращаться в нее
Лишение родителей права на общение с ребенком, что в свою очередь может лишить ребенка права на общение с родителями, законом предусматривается в строго установленных случаях: в судебном порядке — при лишении или ограничении родительских прав5, а также в административном порядке при отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью6.
Право ребенка на общение со своими родителями и другими родственниками в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и др.) с учетом особенностей его осуществления и важности для ребенка отдельно выделено в п. 2 ст. 55 СК. Содержание п. 2 ст. 55 СК согласуется и с нормам международного права, предусматривающими в таких случаях право ребенка на незамедлительное и непосредственное информирование об обвинениях против него через его родителей или законных опекунов и попечителей и получение правовой и другой необходимой помощи с их участием при подготовке и осуществлении своей защиты7
Семейный кодекс не только наделяет ребенка соответствующими правами, но и устанавливает надежные гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление права ребенка на защиту своих прав и законных интересов в ст. 56 СК.
В международном праве
предусматривается
а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство;
б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;
в) экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью или физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;
г) незаконного потребления
наркотических средств и
д.) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;
е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания;
ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка
Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком, так и законодательные, административные.
Семейным кодексом8 установлено, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК случаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений9.
Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, предоставлено право самостоятельно осуществлять свое право на защиту. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда. В качестве обязательных условий эмансипации закон устанавливает достижение несовершеннолетним шестнадцати лет и работу по трудовому договору, в том числе по контракту, а равно занятие с согласия родителей, усыновителей или попечителя предпринимательской деятельностью10. Кроме того, несовершеннолетний приобретает дееспособность в полном объеме в случае вступления в брак11. Несовершеннолетний, ставший полностью дееспособным, обладает в полном объеме гражданскими правами и несет обязанности (в том числе, самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим из договора или вследствие причинения им вреда), за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз. В случаях, предусмотренных законом, по делам, возникающим из трудовых и брачно-семейных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком, несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы. Привлечение к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения суда.12
Право ребенка на защиту включает и возможность самостоятельного принятия им (независимо от возраста) некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд. Последствия такого обращения могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке .
В качестве первоочередных мер по реальному осуществлению права ребенка на защиту в ближайшей перспективе предусматривается введение практики ознакомления детей через школьную программу с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье. В этих же целях планируется освещение в средствах массовой информации прецедентов процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях
Весьма значительной гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление п. 3 ст. 56 СК обязанности должностных лиц организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.
Под должностными лицами могут пониматься лица, постоянно, временно
или по специальному полномочию осуществляющие
функции представителя власти либо выполняющие
организационно-
Статья 12 Конвенции о правах ребенка предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего интересы ребенка, либо непосредственно либо через представителя или соответствующий орган. В соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка ст. 57 СК РФ предоставляет ребенку право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Закрепление в СК данного права ребенка свидетельствует о том, что законодатель признает его личностью, с которой необходимо считаться, особенно когда речь идет о решении вопросов, прямо затрагивающих интересы ребенка. Ребенок правомочен довести до сведения родителей и других членов семьи свои соображения по тому или иному вопросу, затрагивающему его интересы, в любой доступной для него форме. В Кодексе не указано, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мнение. В Конвенции о правах ребенка такое право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды. Таким образом, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяющего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов (выбор образовательного учреждения, формы обучения, организация досуга и т. п.). С этого же момента он вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Например, ребенок вправе выражать свое мнение при рассмотрении в суде дел об оспаривании записи об отцовстве[ при разрешении спора между родителями о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей, при рассмотрении иска родителей о возврате им детей, о восстановлении родителей в родительских правах, об отмене ограничения родительских прав. Если по обстоятельствам дела, связанного с воспитанием детей, судом будет признано необходимым опросить ребенка, то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде. Опрос производится с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. При опросе ребенка суду необходимо выяснить, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении своего мнения, как он его обосновывает и тому подобные обстоятельства