Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 08:45, реферат
Закрепленный в Кодексе подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым Российской Федерацией обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка.
Определение понятия ребенка дается в ст. 1 Конвенции о правах ребенка и в п. 1 ст. 54 СК. Согласно п. 1 ст. 54 СК ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Способность ребенка приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникает с момента рождения. В СК права несовершеннолетних детей подразделяются на два вида: личные (неимущественные) права и имущественные права.
Закрепленный в Кодексе
подход к ребенку как к
Определение понятия ребенка дается в ст. 1 Конвенции о правах ребенка и в п. 1 ст. 54 СК. Согласно п. 1 ст. 54 СК ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Способность ребенка приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникает с момента рождения. В СК права несовершеннолетних детей подразделяются на два вида: личные (неимущественные) права и имущественные права.
Личные (неимущественные) права несовершеннолетних детей. К личным правам несовершеннолетних детей относятся:
• право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК);
• право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК);
• право на защиту (ст. 56 СК);
• право выражать свое мнение (ст. 57 СК);
• право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК).
1. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Одним из самых важных прав ребенка является предусмотренное ст. 54 СК его право жить и воспитываться в семье.
Ребенок имеет право жить вместе со своими родителями и никто не может этому воспрепятствовать — ни государственные органы, ни частные лица. Нормы СК о праве ребенка на семейное воспитание согласуются и с п. 2 ст. 20 ГК, устанавливающей местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, место жительства их законных представителей. Несовершеннолетние, достигшие четырнадцати лет, вправе избрать место своего жительства с согласия их законных представителей. Право на совместное проживание с родителями несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, естественно, сохраняется. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения спор разрешается судом (п. 3 ст. 65 СК).
Право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь в исключительных случаях, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, в частности, при лишении родителей родительских прав или при ограничении их в родительских правах. С учетом важности данного вопроса для интересов ребенка решение о его раздельном проживании с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК необходимых процедур и условий.
Право ребенка жить и воспитываться в семье, кроме изложенного права на семейное воспитание и совместное проживание с родителями, также включает в себя такие права ребенка, как:
Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей и право на их заботу вытекает из требований ст. 7 Конвенции о правах ребенка и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей (ст. 47 СК). Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях является невозможным.
Забота родителей о ребенке заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т. п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т. д. (то есть в обеспечении разнообразных интересов детей).
Создание родителями в
семье условий, обеспечивающих достоинство
ребенка (то есть осознание ребенком
своих человеческих прав, своей моральной
ценности и уважение их в себе), его
уверенность в себе, активное участие
в жизни общества, а также всестороннее
обеспечение его интересов
В случаях утраты родительского попечения (отсутствие родителей, смерть родителей, лишение их родительских прав, признание недееспособными, болезнь родителей и в др. случаях, предусмотренных ст. 121 СК) право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном законом (гл. 18 СК) порядке. При этом, согласно ст. 123 СК, предпочтение отдается семейным формам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения: передача их на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство). И только в том случае, когда отсутствует возможность устройства ребенка на воспитание в семью, он подлежит передаче в детское воспитательное учреждение.
2. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. С правом несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье неразрывно связано и закрепленное ст. 55 СК право детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей.
Ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей, включая бабушку и дедушку как со стороны отца, так и со стороны матери. Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, в законе отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию лиц не только близких родственников обоих родителей ребенка, непосредственно указанных в ст. 55 СК, но и родственников более отдаленных степеней родства.
В конкретных жизненных ситуациях вопрос об общении ребенка с теми или иными родственниками может быть решен в каждой семье по-своему. Определяющим условием здесь может быть только соблюдение интересов ребенка, целесообразность и необходимость для него общения с теми или иными родственниками. Что касается форм общения, то они могут быть самыми разнообразными (переписка, личные контакты при встрече, телефонные переговоры и т. п.) и зависят от возраста ребенка, места жительства ребенка и его родственников, наличия или отсутствия конфликтов в семье и от других конкретных обстоятельств.
В Кодексе особо подчеркивается, что право ребенка на общение с обоими родителями сохраняется также в случаях:
а) расторжения брака родителей;
б) признания брака родителей недействительным;
в) раздельного проживания родителей, в том числе при их проживании в разных государствах, чем подтверждены существующие по этому вопросу международно-правовые нормы.
Лишение родителей права
на общение с ребенком, что в
свою очередь может лишить ребенка
права на общение с родителями,
законом предусматривается в
строго установленных случаях: в
судебном порядке — при лишении
или ограничении родительских прав
(ст. 71 и 74 СК), а также в административном
порядке — при отобрании
Право ребенка на общение со своими родителями и другими родственниками в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и др.) с учетом особенностей его осуществления и важности для ребенка отдельно выделено в п. 2 ст. 55 СК. Содержание п. 2 ст. 55 СК согласуется и с нормами международного права, предусматривающими в таких случаях право ребенка на незамедлительное и непосредственное информирование об обвинениях против него через его родителей или законных опекунов и попечителей и получение правовой и другой необходимой помощи с их участием при подготовке и осуществлении своей защиты.
Понятие экстремальной ситуации
законом не дается и может охватывать
различные случаи, создающие реальные
предпосылки для причинения морального
и физического вреда
Безусловно, экстремальной является ситуация, связанная с привлечением ребенка к административной или уголовной ответственности. Понятно, что в подобных обстоятельствах общение ребенка с родителями и другими близкими родственниками крайне необходимо для него, но только в порядке и формах, определенных законом. В частности, законом предусмотрено, что родители вправе представлять интересы своих несовершеннолетних детей по делам об административных правонарушениях (ст. 25.3 КоАП РФ), а по определению суда или постановлению судьи близкие родственники могут быть допущены в качестве защитников по уголовным делам (ст. 49 УПК).
Формы общения ребенка с родителями в условиях экстремальной ситуации могут быть различны и по-разному реализовываться на практике (например, посещение больного ребенка в лечебном учреждении, свидание с задержанным ребенком в местах предварительного заключения или с осужденным ребенком в воспитательных колониях общего или усиленного режима или в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении для несовершеннолетних и т. п.). Главным требованием здесь является соблюдение установленного законом порядка и условий такого общения между родителями и детьми.
3. Право ребенка на защиту. Семейный кодекс не только наделяет ребенка соответствующими правами, но и предусматривает гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление права ребенка на защиту своих прав и законных интересов в ст. 56 СК.
Семейным кодексом (п. 1 ст. 56) установлено, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК случаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений (ст.147).
Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (эмансипация), а также приобретшему полную дееспособность в связи с вступлением в брак, предоставлено право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе свое право на защиту.
Право ребенка на защиту включает и возможность самостоятельного принятия им (независимо от возраста) некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд. Последствия такого обращения могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст. 69, 73).
Гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление п. 3 ст. 56 СК обязанности должностных лиц организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.
Для возможности проверки
сообщений о нарушении прав ребенка
органы опеки и попечительства наделены
правом посещения семей, пребывание
детей в которых представляет
угрозу их жизни и здоровью (с
привлечением в необходимых случаях
сотрудников милиции) с последующим
принятием решений в
Законом об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (ст. 9) предусмотрены специальные меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его воспитания и образования образовательными учреждениями:
а) создание в образовательных учреждениях по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся;
б) проведение по ходатайству обучающихся с участием их выборных представителей дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;
в) обращение обучающихся за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы при несогласии с решением администрации образовательного учреждения;
г) проведение обучающимися собраний и митингов по поводу нарушения своих законных прав и интересов.
4. В соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка ст. 57 СК предоставляет ребенку право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Ребенок правомочен довести до сведения родителей и других членов семьи свои соображения по тому или иному вопросу, связанному с его интересами, в любой доступной для него форме. В Кодексе не указано, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мнение. В Конвенции о правах ребенка такое право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды.
Таким образом, ребенок вправе
выражать свое мнение тогда, когда он
достигает определенного уровня
развития, позволяющего ему выразить
собственную точку зрения на тот
или иной вопрос, непосредственно
касающийся его интересов (выбор
образовательного учреждения, формы
обучения, организация досуга и т.
п.). С этого же момента он вправе
быть заслушанным в ходе любого судебного
или административного