Лишение и ограничение родительских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:10, реферат

Описание работы

Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, то отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное. Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган ЗАГС совместного заявления отцом и матерью ребенка. Как видим, отсутствие брака между родителями ребенка нисколько не умаляет их прав и обязанностей по отношению к ребенку. И, соответственно, отсутствие брака не позволяет одному из родителей манкировать своими родительскими обязанностями.

Файлы: 1 файл

лишение.docx

— 30.87 Кб (Скачать файл)

Правовые последствия  ограничения родительских прав. Правовые последствия ограничения родительских прав как для родителей, так и для ребенка, в отношении которого родители ограничены в родительских правах, определены в ст. 74 СК. Главным образом они касаются родителей, носят императивный характер и по своему содержанию значительно уже правовых последствий лишения родительских прав. При лишении родительских прав, а оно носит бессрочный характер, родители полностью теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав (ст. 71 СК). Ограничение родительских прав — это, как правило, временная мера, которая влечет утрату права родителей только на личное воспитание ребенка (п. 1 ст. 74 СК). Родители, ограниченные в родительских правах, теряют также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Кроме того, как следует из содержания ст. 121 СК, родители, ограниченные в родительских правах, не вправе быть законными представителями своих детей и выступать в защиту их прав и интересов. Таким образом, родители, ограниченные в родительских правах, сохраняют некоторые имущественные права, основанные на факте родства с ребенком, например, право на получение алиментов от совершеннолетнего ребенка, право наследовать по закону после его смерти или на пенсию по случаю потери кормильца.

Лица, ограниченные судом  в родительских правах, не имеют  права быть усыновителями (п. 1 ст. 127 СК), опекунами - или попечителями (п. 3 ст. 146 СК), приемными родителями (п. 1 ст. 153 СК), то есть воспитателями чужих  детей.

Что же касается самого ребенка, в отношении которого родители ограничены в родительских правах, то за ним, как  и в случае лишения родителей  родительских прав, сохраняется согласно п. 3 ст. 74 СК право собственности  на жилое помещение или право  пользования жилым помещением, а  также все имущественные права, основанные на факте родства с  родителями и другими родственниками. В результате соблюдается принцип первоочередной защиты прав и законных интересов детей. В этих же целях п. 2 ст. 74 СК устанавливает, что ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка.

Результатом удовлетворения иска об ограничении родительских прав становится отобрание ребенка у  родителей (одного из них). Поэтому Кодексом (п. 4 ст. 74 СК) предусмотрено, что в  ситуации, когда решение об ограничении  родительских прав принято судом  в отношении обоих родителей, ребенок должен быть передан на попечение  органа опеки и попечительства, который  определит дальнейшее устройство ребенка  в установленном законом порядке. На него же возлагается защита прав и интересов ребенка (ст. 121 СК).

Учитывая, что ограничение  родительских прав по общему правилу  является временной мерой и что  основанием ограничения родительских прав не всегда является виновное поведение  родителей, закон (ст. 75 СК) допускает  контакты ребенка с родителями, ограниченными  в родительских правах. Однако, поскольку родители, ограниченные в родительских правах, утрачивают право на личное воспитание ребенка (ст. 74 СК), их контакты с ним согласно ст. 75 СК могут осуществляться лишь в интересах ребенка и не могут рассматриваться в качестве права, подлежащего обязательной реализации. Такие контакты (свидания, встречи, телефонные переговоры и т.п.) возможны лишь при условии, что они не оказывают на ребенка вредного влияния. В ст. 75 СК не уточняется, что следует понимать под вредным влиянием родителей на детей. Практика показывает, что его формы могут быть самыми различными (нахождение родителя на свидании с ребенком в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, подстрекательство ребенка к совершению правонарушений, издевательство над ребенком, вмешательство в процесс воспитания ребенка и т.п.). Указанное условие вполне обоснованно и вызвано необходимостью осуществления определенного контроля за контактами родителей, ограниченными в родительских правах, с детьми, со стороны заинтересованных лиц и органов, несущих ответственность за воспитание ребенка (орган опеки и попечительства, опекун (попечитель), приемные родители ребенка, администрация воспитательного учреждения, где находится ребенок). Не случайно, что от их разрешения (согласия) зависит принципиальная возможность осуществления подобных контактов родителей с ребенком. При этом достаточно согласия одного из перечисленных лиц, непосредственно осуществляющего заботу о ребенке, защиту его прав и интересов.

Рассмотрение судом вопроса  об отмене ограничения родительских прав возможно только по иску родителей (одного из них), чьи родительские права были ограничены, в порядке гражданского судопроизводства. Ответчиком по делу об отмене ограничения родительских прав выступает то лицо, которое предъявляло иск об ограничении родительских прав. В том случае, когда отобранный ребенок был передан на воспитание опекуну (попечителю) или в приемную семью, то опекун (попечитель) или приемные родители будут соответчиками по делу. Дело об отмене ограничения родительских прав рассматривается с участием органа опеки и попечительства (ст. 78 СК), который может выступать и в качестве ответчика по делу (если решение об ограничении родительских прав было принято судом по иску органа опеки и попечительства). Представляется, что основанием для подачи иска может быть твердое убеждение родителей в том, что отпали основания, послужившие причиной для принятия судом решения об ограничении родительских прав (выздоровление родителей, отмена решения суда о признании их недееспособными, изменение в лучшую сторону собственного поведения и т.п.). Однако при любых обстоятельствах изложенные в исковом заявлении доводы родителей (одного из них) должны быть подтверждены иными доказательствами и, прежде всего, мнением самого ребенка и заключением органа опеки и попечительства по существу заявленных требований (ст. 78 СК). Если же представленные родителями доводы не найдут своего подтверждения в судебном заседании и суд придет к выводу, что возвращение ребенка родителям противоречит его интересам, то суд в соответствии с п. 2 ст. 78 СК вправе отказать в удовлетворении иска родителей об отмене ограничения в родительских правах.

Применение таких мер  защиты интересов ребенка, как лишение  родительских прав или ограничение  родительских прав, требуют обязательного  судебного разбирательства и  вынесения судом соответствующего решения, что, естественно, не может  быть сделано достаточно быстро. В  то же время на практике возникают  ситуации, когда действия по защите прав ребенка должны быть осуществлены немедленно, так как существует серьезная  и реальная угроза жизни или здоровью ребенка. Поэтому Кодекс (ст. 77 СК) предусматривает  принципиальную возможность немедленного отобрания ребенка у родителей (в административном порядке) органом  опеки и попечительства до принятия решения судом о лишении последних  родительских прав или об ограничении  их в родительских правах при следующих  условиях:

а) в случае непосредственной угрозы, жизни ребенка или его  здоровью, носящей прямой и явный  характер, не вызывающей сомнения в  возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного  вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за непредоставления пищи, истязаний и т.п.);

б) вынесение органом местного самоуправления по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой  угрозы соответствующего акта об отобрании  ребенка (постановление, распоряжение и т.п.);

в) исполнение данного акта органом опеки и попечительства в безотлагательном порядке (то есть немедленно).

Конкретное название акта органа местного самоуправления об отобрании  ребенка законом не определяется и в разных субъектах РФ может  быть различным. Это связано с  тем, что в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 28 августа 1995 г. ,№ 154-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления по вопросам своего ведения издают правовые акты, наименования которых определяются уставом муниципального образования  в соответствии с законами субъектов  РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 77 СК орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить  об отобрании ребенка прокурора. Это связано с обязанностью прокуратуры  осуществлять надзор за соблюдением  прав и свобод человека (в том  числе за законностью отобрания детей у родителей) и принимать при наличии соответствующих оснований предусмотренные законом меры, включая возбуждение уголовного дела в отношении родителей (в случае совершения ими преступления в отношении детей). Прокурор (или его заместитель) наделен правом на принесение протеста на решение органа местного самоуправления об отобрании ребенка (если оно незаконно или необоснованно) или на внесение представления органу местного самоуправления об устранении допущенных нарушений закона (ст. 26-28 Закона РФ от 17 января 1992 г № 2202 "О прокуратуре РФ").

При отобрании ребенка  у родителей (одного из них) на основании  акта органа местного самоуправления одновременно на орган опеки и  попечительства возлагается обязанность  обеспечить временное устройство ребенка. Подобное устройство, как носящее  временный характер, возможно прежде всего в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных центрах помощи детям и других специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Здесь ребенку кроме временного проживания и обеспечения содержания может быть оказана при необходимости экстренная медико-социальная помощь. Однако с учетом чрезвычайного характера меры по отобранию ребенка он может быть помещен органом опеки и попечительства и в иных учреждениях (воспитательном учреждении, школе-интернате, доме (базе) отдыха, санатории и т.п.). Ребенок может быть также передан родственникам (дедушке, бабушке и др.), если таковые имеются и изъявили желание принять ребенка.

Отобрание ребенка органом  опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его  здоровью возможно и у лиц, заменяющих ему родителей: опекунов (попечителей) (с последующим отстранением их от выполнения опекунских, попечительских обязанностей — п. 3 ст. 39 ГК); приемных родителей (договор о передаче ребенка  на воспитание в приемную семью соответственно расторгается — п. 2 ст. 152 СК); усыновителей (усыновление в последующем отменяется в судебном порядке по иску органа опеки и попечительства — ст. 141—142 СК).

В целях охраны прав отобранного  ребенка и определения его  дальнейшей судьбы п. 2 ст. 77 СК установлена  обязанность органа опеки и попечительства обратиться в суд с иском о  лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав в течение семи дней после  вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка.


Информация о работе Лишение и ограничение родительских прав