Механизмы защиты интересов матери и ребенка в семейном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:09, реферат

Описание работы

Декларация прав ребенка в шестом принципе гласит, что «ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей».
Так в общем можно охарактеризовать (представить) идеальную картину реализация интересов ребенка в семье. Рассмотрим, как дело обстоит в действительности.

Файлы: 1 файл

Механизмы защиты интересов матери и ребенка в семейном праве.docx

— 25.50 Кб (Скачать файл)

Несовершеннолетнему дается право обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать  участником гражданского процесса. Но даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему  нельзя выступать в роли истца  по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе  усыновленного, достигшего возраста 14 лет.

Во многом проблема того, что дети, будучи ущемляемы в правах в семье не обращаются за помощью  заключается в том, что несовершеннолетние не знают куда и по какому вопросу  они могут обращаться. Для этого  необходимо вводить в образовательных  и воспитательных учреждениях курсы (уроки, ликбезы, консультации) по ознакомления детей с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение  в средствах массовой информации прецедентов - процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими  права детей как в семье, так  и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.

Кроме того, все должностные  лица или граждане, которым стало  известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Такая норма предполагает высокое  правовое сознание всего населения  страны, внимание к ближнему, чувство  справедливости и ответственности  за уязвимых и нуждающихся в защите социальных групп, к которым, безусловно, относятся дети.

В целях улучшения положения  детей в России было принято одноименное  Постановление Правительства РФ[6], в котором утверждался целый ряд программ, направленных на поддержку семьи, материнства и детства: «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Подобные программы продолжают действовать и сейчас, но, надо признать, что усилия, осуществляемые государством, часто малоэффективны, а потому необходимо выработать и обеспечить реализацию «просемейной» государственной политики, обеспеченной должным финансированием. Общество должно осознать, что именно семья является оплотом в воспитании патриотизма, любви и уважения к Родине и ее истории. Оно ответственно за социальную и нравственную безопасность семьи[7].

Подведем итог по данному  параграфу. Нашей задачей было рассмотреть  основные механизмы реализации защиты прав матери и ребенка в семейном праве. Эта тема сама по себе очень  широка, и в рамках работы, посвященной  несколько другому вопросу мы можем затронуть ее только поверхностно. Тем не менее, основной вывод из вышеизложенного  таков, что государство путем  юридического закрепления гарантий защиты прав и интересов указанных  уязвимых социальных групп стремится  сделать их жизнь безопаснее, удобнее, спокойнее с учетом норм международного права и национальной специфики.

 

 

[1] Дювернуа Н.Л. Чтения по гражданскому праву. - С.-Петербург, Типография М.М. Стасюлевича, 1902 г.

[2] Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» //Собрание законодательства Российской Федерации - 22 мая 1995 г., - № 21, - Ст. 1929.

[3] Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Кузнецова И. М. - М., 2000г.

[4] Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: Юридический Дом Юстицинформ, 2003.

[5] Пчелинцева Л.М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами // Журнал российского права - №6 - 2001 г.

[6] Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации - 13 октября 1997 г., №41 - Ст. 4705.

[7] Мамонов В.В. Обеспечение демографической безопасности - приоритетная задача Российского государства // Журнал российского права - № 6 - 2002 г.


Информация о работе Механизмы защиты интересов матери и ребенка в семейном праве