Меры обеспечения информационной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 13:37, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить вопрос обеспечения государственной и общественной безопасности в информационной сфере.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
I. В чем заключается суть обеспечения информационной безопасности государства……………………………………………………………………5-9
II. Определение основных понятий………………………………………….10-12
III. «Проблемы решения вопросов информационной безопасности действующим международным правом. Информационная безопасность и международные организации»………………………………………………………………….12-15
IV. Меры обеспечения информационной безопасности………………….....15-18
V. Принципы деятельности в информационном пространстве……………….18
VI. Рассмотрение вопросов ответственности государств за действия в информационной сфере………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………19-20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..21

Файлы: 1 файл

информационное право.docx

— 56.05 Кб (Скачать файл)

2. Преступления, в которых  компьютер и информационная система  выступают как средство совершения  обычных преступлений.

3. Преступления, связанные  с нарушением авторских и смежных  прав. При решении проблемы юрисдикции  представляется обоснованным установление территориального принципа определения юрисдикции, при этом местом совершения информационного преступления следует считать место осуществления действий для формальных составов и место наступления предусмотренных законом последствий для материальных составов.

Для решения проблем оказания общей правовой помощи по делам о информационных преступлениях и информационном терроризме автором формулируются конкретные положения, которые необходимо включать в договоры об оказании правовой помощи и в договоры о выдаче.

Механизмы контроля за информационным оружием.

Взгляды на вопрос контроля за информационным оружием достаточно сильно варьируются. Некоторые авторы считают, что контроль за информационным оружием невозможен, объясняя это характеристиками самого информационного оружия: простота и дешевизна создания, двойной(гражданский и военный) характер использования, а также тем, что контроль за информационным оружием может оказать воздействие на развитие информационных технологий (Лоуренс Гринберг, Сеймур Гудман). Другие считают, что контроль необходим, но не знают, какими способами он будет осуществляться, утверждая при этом, что традиционные формы контроля за вооружениями не могут применяться к информационному оружию (Леннарт Борг, Свен Хамфрефорс). Третьи авторы, например Эндрю Ратмелл или Дороти Деннинг, предлагают конкретные способы контроля за информационным оружием.

Большинство предложений  по контролю за информационным оружием имеет отношение, по сути, к частным лицам и предусматривает уголовную ответственность. Тем не менее, наибольшую проблему представляет создание информационного оружия государством для воздействия на другое государство.

На наш взгляд, механизм контроля за информационным оружием, а именно за средствами информационного оружия, в самых общих чертах можно представить следующим образом.

Механизм контроля должен охватывать следующие действия, связанные  с информационным оружием: разработка, производство, накопление, применение, распространение информационного  оружия. В данном случае речь идет прежде всего о различных устройствах и программах, созданных с целью нанесения ущерба информационным сетям и компьютерам. Все указанные действия с информационным оружием следует признать запрещенными, а осуществление указанных действий должно служить основанием для международной ответственности.

  1. Меры обеспечения информационной безопасности

В соответствии с международной  конвенцией создается специальный  орган в сфере обеспечения  информационной безопасности, одной  из целей которого является обеспечение  режима контроля за разработкой, производством и использованием средств информационного оружия. В случае если у государства-участника возникнут предположения относительно того, что другое государство-участник нарушает положения конвенции, то указанный орган обращается с запросом в Совет Безопасности ООН, который может назначить инспекцию на территории государства с целью проверки государством соблюдения положений конвенции. При этом инспекция проводится в информационных сетях и компьютерах инспектируемого государства с использованием специальных программных и технических средств, а также с участием соответствующих специалистов. При этом следует обращать особое внимание на то, что контроль за информационным оружием должен осуществляться в соответствии с принципами и нормами международного права, включая право каждого свободно искать, получать и распространять информацию.

Необходимость принятия международного договора в сфере обеспечения  информационной безопасности.

Разработка и принятие международной конвенции в сфере  информационной безопасности необходима по следующим причинам.

Во-первых, необходимость  обеспечения безопасности каждого  отдельного государства предусматривает  установление определенных ограничений  в различных областях деятельности, в том числе, применительно к  информационной безопасности, в сфере  обмена информацией, движения информационных потоков, в сфере прав граждан  свободно искать, получать, распространять информацию. Так например ст. 19 Пакта о гражданских и политических правах9 предполагает, что пользование правами свободно искать, получать, распространять информацию может быть ограничено законом для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. То есть, в этом случае, международное право предусматривает, что соответствующие права могут быть ограничены национальным законодательством каждого государства. Кроме того, как следствие неотъемлемого свойства государства - суверенитета, каждое государство может устанавливать в своем национальном законодательстве определенные ограничения, связанные с необходимостью обеспечения безопасности государства, в том числе и в информационной сфере. Следовательно, может создаться ситуация, при которой различные государства в своем национальном законодательстве будут по-разному решать вопросы информационной безопасности. В практическом плане это может привести к возникновению серьезных препятствий развитию отношений в информационной сфере, развитию информационной экономики, а, следовательно, и информационного общества. Для того чтобы избежать подобной ситуации, необходима разработка международной конвенции в сфере информационной безопасности, в которой бы унифицировано решались вопросы в этой области.

Во-вторых, принятие конвенции  необходимо для установления согласованных  основных определений в сфере  информационной безопасности, как основы международно-правового регулирования.

В-третьих, принятие конвенции  необходимо в целях разработки механизма  сотрудничества государств в сфере обеспечения информационной безопасности, и, прежде всего в целях установления источника нападения, борьбы с информационным терроризмом и информационной преступностью.

В-четвертых, принятие конвенции  позволит разрешить основные международно-правовые проблемы, вызванные развитием информационных технологий и их использованием в  целях, которые могут ставить  под угрозу информационную безопасность государства. Прежде всего, эти вопросы  связаны с соотношением государственного суверенитета и трансграничного  характера информационных сетей, с  квалификацией информационного  нападения, с определением характера  ответов на указанные нападения.

В-пятых, принятие конвенции  позволит решить вопросы юрисдикции и оказания правовой помощи в сфере  борьбы с информационным терроризмом  и информационной преступностью.

Создание международной  межправительственной организации  в сфере обеспечения информационной безопасности необходимо по следующим  причинам:

1. Информационные технологии  постоянно развиваются, открывая  тем самым новые возможности  для государства и общества, но  и увеличивая риск злоупотребления  этими возможностями, использования  этих возможностей в целях,  несовместимых с целями поддержания  мира, безопасности и стабильности. В рамках специализированной  международной организации государства  смогут более эффективно решать  вновь возникающие проблемы в  сфере информационной безопасности.

2. Решение текущих вопросов  в сфере информационной безопасности  будет более плодотворным в  рамках специализированной международной  организации.

3. Проблемы информационной  безопасности тесно связаны с  различного рода техническими  вопросами. Следовательно, в рамках  специализированной международной  организации, на основе согласования  воль государств, должны приниматься  стандарты, обеспечивающие безопасное  использование информационных технологий.

  1. Принципы деятельности в информационном пространстве.

Деятельность в информационном пространстве чрезвычайно сильно затрагивает  большинство сфер жизни общества, а негативное использование возможностей, предоставляемых информационными  технологиями, может повлечь очень серьезные последствия как для отдельного государства, так и для международного сообщества в целом. Поэтому в качестве основного принципа деятельности в информационном пространстве следует установить принцип мирного использования указанного пространства.

Принцип использования информационного  пространства в мирных целях не допускает  применение со стороны государств средств и методов информационного воздействия на другие государства, включая ведение информационных войн и применение информационного оружия.

Ключевая роль в квалификации действий государства как информационного  воздействия и в определении  источника нападения должна принадлежать Совету Безопасности ООН.

  1. Рассмотрение вопросов ответственности государств за действия в информационной сфере.

Обязательства, в силу которых  информационное пространство должно использоваться в мирных целях, для блага всех государств, обязательства запрещающие  использование информационного  оружия и ведение информационных войн, на современном этапе развития информационных технологий являются жизненно важными для поддержания устойчивого  развития, стратегической стабильности и международной безопасности. Поэтому действия государств, нарушающие указанные международные обязательства, то есть подготовка и ведение государством информационных войн, следует признать не просто международным правонарушением, а международным преступлением, то есть наиболее тяжким деянием, влекущим суровые меры международной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Обеспечение государственной  и общественной безопасности в информационной сфере. 

1. Полномочия по обеспечению государственной и общественной безопасности в информационной сфере реализуются Президентом, Правительством РФ, Федеральной службой безопасности, Министерством обороны, Министерством внутренних дел, органами Федеральной службы безопасности РФ, Прокуратурой РФ.

2. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности в информационной сфере указанные органы и их должностные лица:

1. Издают общеобязательные акты в пределах своей компетенции, регламентирующие порядок реализации установленных законом прав и обязанностей граждан и организаций в информационной сфере 
 
2. Собирают из открытых источников и систематизируют информацию о возможных угрозах государственной и общественной безопасности в информационной сфере.

 

3. Осуществляют сбор информации в соответствии с федеральными законами "Об оперативно-розыскной деятельности",

"О внешней разведке", Уголовно-процессуальным кодексом РФ. 

4. Истребуют от государственных органов и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных федеральным законом на соответствующие органы обязанностей. Данная информация должна предоставляться соответствующим органам бесплатно; отказ в предоставлении информации соответствующим государственным органам допускается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

 

5. Выявляют, предупреждают, пресекают и расследуют преступления в сфере государственной и общественной информационной безопасности, дознание и предварительное следствие по которым отнесены Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации к ведению соответствующих органов; осуществляют розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении.

 

6. Выявляют, предупреждают, пресекают и расследуют административные правонарушения в сфере государственной и общественной информационной безопасности, возбуждение или рассмотрение дел о которых отнесены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению соответствующих органов, составляют протоколы об указанных административных правонарушениях, выносят определения и постановления по делам о таких административных правонарушениях, назначают административные наказания по делам о таких административных правонарушениях

 

7. Осуществляют мероприятия по защите информации в органах федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением установленных правил защиты информации при обращении с информацией в государственных органах, и государственных организациях 

 

8. Оказывают содействие организациям и гражданам в разработке мер по защите коммерческой и иной тайны

 

9. Проводят криминалистические и другие экспертизы и исследования, необходимые для обеспечения информационной безопасности и расследования нарушений информационной безопасности

 

Указанные полномочия реализуются  соответствующими государственными органами в пределах своей компетенции, установленной  федеральными законами, в целях реализации обязанностей по обеспечению государственной  и общественной безопасности в информационной сфере, предусмотренных федеральным  законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (посл. изм от 30.12.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – №4. – Ст. 445.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ

"Об  обеспечении доступа к информации  о деятельности государственных  органов и органов местного  самоуправления

  1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями)
  2. Федеральный закон "Об обеспечении информационной безопасности". Проект.
  3. Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. N 706 "Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации" (утратил силу)
  4. Указ Президента РФ от 17.12.1997 N 1300 (ред. от 10.01.2000) "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации
  5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895)
  6. ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Утвержденная президентом РФ 9 сентября 2000г. № Пр-1895
  7. «Международный пакт о гражданских и политических правах» принят резолюцией 2200 А (21) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966года
  8. 28 октября на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Первым комитетом Генассамблеи консенсусом был принят российский проект резолюции "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности"
  9. "Устав Организации Объединенных Наций" (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945)

Информация о работе Меры обеспечения информационной безопасности