Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:04, контрольная работа
Местное самоуправление согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении составляет одну из основ любого демократического строя. «Принцип местного самоуправления, — гласит ст. 2 Хартии, — должен быть признан в законодательстве страны, и, по возможности, в конституции страны»
Введение………………………………………………………………………………….3
1 Местное управление как основа конституционного строя …………………………4
2 Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения ……………………………………………………………6
3 Местное самоуправление — форма народовластия ……………………………......9
4 Обзор публикаций…………………………………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………. …………….13
Список использованных источников и литературы…………………...……………. 14
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Данный федеральный закон относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации принятие государственных программ развития местного самоуправления.
3. Местное самоуправление — форма народовластия
Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть: а) непосредственно (то есть путем референдума, выборов); б) через органы государственной власти; в) через органы местного самоуправления.
Таким образом, местное самоуправление — это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.
Определение местного самоуправления,
характеризующее его как форму
народовластия, содержится в Федеральном
законе «Об общих принципах
Это определение позволяет выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия.
Прежде всего, надо отметить, что местное самоуправление имеет особый субъект, которым является население, граждане. Учитывая, что согласно статьям 1 и 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований (городов, поселков, станиц и др.), особым субъектом местного самоуправления является население муниципального образования. Определение муниципального образования дается в статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой «муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления». Население муниципального образования осуществляет местное самоуправление непосредственно (референдум, выборы, сходы и др.) и через органы местного самоуправления.
Муниципальные образования самостоятельно устанавливают общеобязательные правила по предметам своего ведения, принимают планы и программы развития муниципального образования. При этом решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законом.
Во-вторых, местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством.
Как уже отмечалось, местное самоуправление, его органы не являются составной частью государственного механизма управления. Вместе с тем местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны — у них единый источник: власть народа. Значительная часть деятельности местного самоуправления представляет собой решение вопросов, на которое государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми и др.). Кроме того, органы местного самоуправления в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль за их реализацией. Однако Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 14), а также образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 17) [1].
Местное самоуправление это, конечно, не «государство в государстве». Но вместе с тем местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, ибо местное самоуправление — это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Муниципальная власть и власть государственная — это формы публичной власти, власти народа.
В-третьих, местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения. Перечень этих вопросов дан в статье 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. К ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Перечень вопросов местного значения, который содержится в статье 6 Федерального закона, не является исчерпывающим, Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Одно из ключевых понятий, характеризующих сущность местного самоуправления как форму организации и осуществления власти — самостоятельность.
Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством (ст. 12 Конституции Российской Федерации). Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Это находит свое отражение, в частности, в организационной обособленности местного самоуправления, его органов в системе управления обществом, государством.
Важным проявлением
Важнейшим признаком местного
самоуправления, отражающим его специфику
как формы осуществления
Муниципальная деятельность
должна осуществляться, исходя из интересов
населения. Обеспечивается это различными
формами контроля со стороны населения
за органами и должностными лицами
местного самоуправления и их ответственностью
перед населением, формы контроля,
а также порядок и условия
ответственности органов
Таким образом, местное самоуправление является основным способом волеизъявления народа, важнейшей формой народовластия.
4 Обзор публикаций
«Депутаты упростили получение
гражданства для
2. Евразийский юридический
журнал № 7 (50) 2012. «Двойное гражданство:
законодательное регулирование,
Статья посвящена вопросам
определения понятия двойного гражданства,
анализу правового
3. Журнал международного
права и международных
4. Российский юридический журнал № 6 (81) / 2011 г.
«Принцип пропорциональности
как необходимое условие
Заключение
Вышеизложенное
Однако, на данном этапе развития местное самоуправление в России трудно назвать по-настоящему самостоятельным сильным институтом. И, безусловно, это связано прежде всего с финансированием его инфраструктуры. Закрепленный Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» механизм финансового обеспечения муниципальной деятельности в полной мере пока не действует: необходимо приведение налогового, бюджетного законодательства в соответствие с ним. Существуют и конституционные положения о финансировании осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления и о компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 132 и 133). И хотя Закон закрепил, что решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств, проблема сохраняется, ибо население обращается по этим вопросам, прежде всего, в органы местного самоуправления.
Список использованных источников
1 Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного управления в Российской Федерации» / Под . ред. А.Н. Борисова. - М.: Деловой двор, 2010. – 784 с.
2 Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) / [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».
3 Кутафин О.Е., Фадеев В.И./Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. -3-е изд.,перераб. и доп.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект,2008 – 428 с.
5 Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».
6 Российская газета - № 5988 от
23 января 2013 г. [Электронный ресурс] / http:// www.rg.ru/gazeta/rg/2013/01/
7 Евразийский юридический журнал
№ 7 (50) 2012 [Электронный ресурс] / http:// www.eurasialaw.ru/index.php?
8 Журнал международного права
и международных отношений 2011 — № 2 [Электронный
ресурс] / http://evolutio.info/content/
9 Российский юридический журнал
№ 6 (81) / 2011 г. [Электронный ресурс] / http://www.ruzh.org/?q=search/
Информация о работе Местное самоуправление, как Конституционный институт России