Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:06, реферат
Официальное и публичное признание местного самоуправления как института народовластия, независимого от государственной власти и отражающего процесс демократизации в гражданском обществе, произошло лишь в последние годы. В 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", в 1991 г. в РСФСР был утвержден Закон о местном самоуправлении, а в 1993 г. принципиальные положения о местном самоуправлении были закреплены в Конституции Российской Федерации. Однако процесс создания институтов местного управления протекал весьма болезненно. И не случайно подготовка Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" была столь длительной и противоречивой.
Введение.
1. Местное самоуправление как основа конституционного строя.
2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.
3. Местное самоуправление – форма народовластия.
Заключение.
Список литературы.
Муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность местного самоуправления, запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Государство признает и защищает
равным образом наряду с другими
формами собственности
Государство признает право населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления.
Изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Данный федеральный закон относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации принятие государственных программ развития местного самоуправления.
3. Местное самоуправление — форма народовластия
Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть: а) непосредственно (то есть путем референдума, выборов); б) через органы государственной власти; в) через органы местного самоуправления.
Таким образом, местное самоуправление — это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.
Определение местного самоуправления,
характеризующее его как форму
народовластия, содержится в Федеральном
законе «Об общих принципах
Это определение позволяет выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия.
Прежде всего, надо отметить,
что местное самоуправление имеет
особый субъект, которым является население,
граждане. Учитывая, что согласно статьям
1 и 12 Федерального закона «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
местное самоуправление осуществляется
на территории муниципальных образований
(городов, поселков, станиц и др.), особым
субъектом местного самоуправления
является население муниципального
образования. Определение муниципального
образования дается в статье 1 Федерального
закона «Об общих принципах
Муниципальные образования самостоятельно устанавливают общеобязательные правила по предметам своего ведения, принимают планы и программы развития муниципального образования. При этом решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законом.
Во-вторых, местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством.
Как уже отмечалось, местное самоуправление, его органы не являются составной частью государственного механизма управления. Вместе с тем местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны — у них единый источник: власть народа. Значительная часть деятельности местного самоуправления представляет собой решение вопросов, на которое государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми и др.). Кроме того, органы местного самоуправления в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль за их реализацией. Однако Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 14), а также образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 17)[7].
Местное самоуправление это, конечно, не «государство в государстве». Но вместе с тем местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, ибо местное самоуправление — это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Муниципальная власть и власть государственная — это формы публичной власти, власти народа.
В-третьих, местное самоуправление
имеет особый объект управления: вопросы
местного значения. Перечень этих вопросов
дан в статье 6 Федерального закона
«Об общих принципах
Одно из ключевых понятий, характеризующих сущность местного самоуправления как форму организации и осуществления власти — самостоятельность.
Самостоятельность местного
самоуправления гарантируется государством
(ст. 12 Конституции Российской Федерации).
Государство признает местное самоуправление
в качестве самостоятельной формы
осуществления народом
Важным проявлением
Важнейшим признаком местного
самоуправления, отражающим его специфику
как формы осуществления
Муниципальная деятельность
должна осуществляться, исходя из интересов
населения. Обеспечивается это различными
формами контроля со стороны населения
за органами и должностными лицами
местного самоуправления и их ответственностью
перед населением, формы контроля,
а также порядок и условия
ответственности органов
Таким образом, местное самоуправление является основным способом волеизъявления народа, важнейшей формой народовластия.
Заключение.
Вышеизложенное
Список литературы.
1. Конституция РФ. Правовая система Гарант.
2. Европейская хартия местного самоуправления. Правовая система Гарант.
3. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 25 августа 1995 года №154-ФЗ. Правовая система Гарант.
4. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"/Под. ред. Ю.А. Тихомирова. М, 1996.
5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И./Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М., 2000.