Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 14:44, курсовая работа
Исходя из этого, гражданское право – отрасль права, которая регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, которые основаны на равенстве, имущественной самостоятельности участников, автономии воли.
Термином «гражданское право» обозначают:
систему правовых норм (гражданское право в объективном смысле);
соответствующую ей совокупность нормативных актов гражданского законодательства;
учение о гражданском праве, т.е. систему знаний о гражданско-правовых явлениях;
учебную дисциплину гражданского права, преподаваемого в юридических вузах.
Введение ………………………………………………….............……………….3
Глава 1. Гражданское право как отрасль права……………………….………....5
Гражданское право как отдельная отрасль…………………….................5
Система гражданского права………………………………………….…..7
Глава 2. Система права и гражданское право. Предмет гражданского права .8
Место гражданского права в правовой системе………………………….8
Предмет гражданского права…………………………………………….10
Глава 3. Отграничение гражданского права от смежных отраслей права….15
Гражданское и административное право……………………….....…….15
Гражданское и финансовое право……………………………………….19
Гражданское и семейное право…………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……
Гражданским правом регулируются далеко не все отношения, участниками которых становятся граждане. Таким образом, граждане выбирая депутатов в соответственные органы представительной власти, становятся участниками социальных отношений, регулирующихся не гражданским, а государственным правом. На общественные отношения, где граждане участия не принимают, так же распространяется действие гражданского права. Отношения между организациями, т.е. юридическими лицами, которые возникают в процессе реализации произведенной продукции, ее перевозки на морском, речном, железнодорожном, воздушном транспорте, страхование данного груза, осуществление расчетов за поставку, регулируются нормами гражданского права. Так же гражданским правом регулируются отношения, в которых участвуют Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, к примеру, в случае завещания имущества государству гражданином.
Невозможно предоставить исчерпывающий перечень общественных отношений, которые регулируются гражданским правом, потому что он слишком широк и многообразен.
«Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.»
Статья 2 ГК РФ устанавливает сферу отношений, которые являются предметом гражданского права, круг действий гражданского законодательства и полный перечень субъектов гражданских правоотношений.
Гражданское право включает в себя имущественные отношения, т.е. отношения, возникающие по поводу имущества между людьми, определенными коллективами. Имущественные отношения очень многочисленны и различны. Они представляют собой многообразные формы осуществления взаимоотношений собственности. Но есть одно сходство: гражданское право регулирует лица, которые являются независимыми товаровладельцами, т.е. экономически друг от друга не зависят. Многообразие имущественных взаимоотношений зависит от характера и уровня экономической независимости участников гражданского оборота.6
Не все имущественные отношения, которые возникают в нашем обществе, регулирует гражданское право, а лишь установленную их часть, которая называется «имущественно-стоимостными отношениями». В первую очередь к ним относят товарно-денежные отношения. Гражданским правом регулируются так же имущественные отношения, прямо не связанные с денежным обращением: дарение, обмен вещей и т.п., и товарно-денежными их назвать невозможно. Тем не менее, они носят стоимостный характер, как и товарно-денежные отношения, так как они все связаны с влиянием закона стоимости.
Существенную массу имущественно-стоимостных отношений включают товарно-денежные связи, в условиях цивилизованной денежной системы. Успешное формирование имеющихся в нашем обществе товарно-денежных отношений допустимо лишь в том случае, если к ним будут применяться адекватные правовые формы.
Гражданское право от остальных отраслей права отличается тем, что обладает редким, отработанным столетиями юридическим инструментарием, который обеспечивает собранность и последовательность в общественном производстве без прямого контакта с аппаратом государственного принуждения, путем влияния на экономический круг интересов участников данного производства.
В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ из сферы гражданского права исключены имущественные отношения, образованные на административном или другом властном подчинении одной стороны к другой, и регулируемые административным, финансовым, налоговым законодательством, если законодательством не предусмотрено иное. Переход страны к рыночной экономике неминуемо приводит к расширению сферы гражданского правового урегулирования имущественных взаимоотношений, формирующихся в многообразных сферах деятельности. На замену централизованному разделению материально-технических ресурсов, которые осуществляются в административном порядке, пришли оптовая, биржевая и другие формы продаж, урегулируемые нормами гражданского права. Определяемая в административном порядке стоимость на изготовленную продукцию, а так же товары общенародного потребления изменили на договорные цены, их установление исполнялось в гражданско-правовой форме. В собственность граждан переходят жилые помещения, которые раньше прежде распределялись в административном порядке. В рамках гражданских правоотношений, реализуются права на данные помещения. Предметами гражданско-правовых сделок становятся земля, недра земли, а так же иные природные объекты. Гражданское право – нужный элемент саморегулирующегося экономического механизма называемого рынком. Потому по мере образования рыночной экономики, значение и роль гражданского права в жизни общества, в нашей стране будут только повышаться.
Все отрасли в системе российского права функционально взаимосвязаны. Это разграничение вызывается характером отношений, регулируемых ими, и необходимостью выбора общих начал, приемов и способов, для их регламентации.
Созданное на равноправии субъектов, гражданское право больше отличается от тех отраслей права, которые регулируют отношения, выстроенные по образу «власть-подчинение», какими являются экологическое право, административное, государственное право и т.д. В данных типах применяется метод, где основным началом возникает требование субординации. Поведение властных субъектов, которые вступили в административный договор, согласовывается с учетом разделения их правомочий в какой-либо сфере, в гражданском же праве применяются приемы координации поведения равноправных участников. Как отрасль современного права, административное право возникло в то время, когда достаточное место в правовой системе заняли нормы, которые закрепляли права личности и гарантии от произвола. Главное условие превращения административного права из полицейского это – осуществление идей естественных, неотъемлемых прав гражданина в законодательстве, разделение властей, и контроля над администрацией.
Одна из самых сложных и значительных отраслей в правовой системе России - административное право, это обусловливается многообразием задач, которые перед ней стоят. Административно - правовые нормы нужны для каждой из сфер жизни общества, которые будут охватывать их деятельность. Нет ни единой сферы общества, где бы государственная администрация не существовала.
Предметом административного права является совокупность общественных отношений, которые складываются в процессе деятельности и организации исполнительной власти. Говоря в общем можно отметить, что административное право, есть управленческое право, осуществляющее отношения, которые возникаю в ходе функционирования и образования администрации государства, а так же “ обслуживает” область муниципального и государственного управления.
Во всех сферах жизни общества есть управление, которое различно по своему содержанию, и велико по объему. Управленческая деятельность во многих случаях очень характерна, она объединена со специальным видов управляемой деятельности, ее регламентируют нормы иных отраслей права, а не административного.7
В случае отчетливого и последовательного разграничения с прилегающими другими отраслями права к гражданскому праву, суждение о нем будет более совершенным и понятным. Полной организации требует любая деятельность человека, исходя из этого, в каждой сфере деятельности обязательно формируются организационные связи. Организационные отношения, зарождающиеся в сфере разделения, производства, потребления, обмена объединены с появляющимися имущественно-стоимостными отношениями.
Природная организация отношений определяет их правовое урегулирование средством обязательных указаний, которые опираются на полномочия властного государственного органа управления. Потому организационные отношения, которые складываются в разнообразных областях деятельности человека, регулируются нормами административного права, где используется метод власти-подчинения. Таким образом, взаимоотношения между соответственными комитетами по правлению имуществом государства и учреждениями, которые находятся в их ведении по наделению их имуществом, урегулируются нормами административного права. Правовое урегулирование социальных отношений в области государственного управления реализовывается путем определения зафиксированных в нормах административного права правил поведения, которые юридически обязательны для всех субъектов отношений.
Определяя данные правила, государство формирует установленный правовой режим осуществления управленческих функций и отношений, которые возникают в связи с этим. Определенные социальные отношения являются управленческими, и поэтому попадают под влияние административного права, в следующих случаях: если обязательно в нем принимает участие орган государственного правления, т.е. должностное лицо; если при этом данный орган реализует полномочия, которые ему представлены для реализации управленческой. Управленческими, являются не каждые социальные отношения в области деятельности органов государственного управления. Данные органы имеют право производить действия, которые регламентированы нормами иных сфер права, к примеру, заключение имущественных сделок. Действия такого рода регулируются гражданским правом. Соответствующий орган управления, приобретая имущество, не выполняет распорядительно-исполнительную деятельность, а осуществляет имущественные права. Когда орган управления реализовывает распорядительно-исполнительную деятельность, только тогда возникают социальные отношения, являющиеся управленческими, и попадающими под административное регулирование.
Между нормами гражданского и административного права есть крепкая связь. Регулируя личные имущественные и неимущественные связи, нормы гражданского права требуют их опосредования административными нормами. Таким образом, в соответствии с п. 2 ч. 1. ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из правовых актов органов исполнительной власти. Правительство РФ, ведомства, министерства, прочие федеральные органы имеют право выпускать правовые акты, которые содержат нормы гражданского права, в соответствии сп. 4, 7 ст. 3 ГК РФ.8
Отличие между данными областями права состоит в методе и предмете правового регулирования, это и определило их причисление к публичному и частному праву. Взаимосвязь данных отраслей права рассмотрим на примере судебной практики:
Из материалов дела следует, что Т. требований таких не заявлял. В ходе судебных разбирательств, из объяснений заявителя и текста самого заявления следует, что заявитель свою вину в ДТП оспаривает, просит признать схему ДТП и протокол незаконными. В производстве Жигулевского городского суда есть дело по иску Г. о возмещении материального ущерба в связи с ДТП к заявителю, производство по данному делу приостановлено до разрешения настоящего дела.
Судом было оставлено без внимания то, что действующим гражданско-процессуальным законодательством обжалование схемы ДТП и протокола не предусмотрено. Доказательствами по делу о возмещении материального ущерба по ДТП схема ДТП и протокол возникать не могут, и не могут быть предметом самостоятельного обжалования. Доказательства, наравне с другими судом должны быть исследованы, представлены по делу, и должным образом должны быть оценены. Решение суда является незаконным, при наличии данных условий. Производство по делу прекращено, решение суда отменено.
Имущественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственного управления в связи с накапливанием денежных средств и их разделением на общегосударственные потребности, лишены ценового признака.
Предметом финансового права являются финансовые отношения, денежное обращение, банковские операции, займы, кредиты, налоги, организация и исполнение госбюджета. Физические и юридические лица являются субъектами данных отношений. Нормы финансового права узко связаны с административным правом и государственным, сферы данных отраслей во многом пересекаются. Финансовая деятельность в большей мере носит исполнительно-распорядительный характер. Методы регулирования - ревизии, властные предписания и контроль. В ситуации перехода к рынку больше ограничиваются рамки самостоятельности, появилась система коммерческих банков.9
Финансы – это экономический инструмент разделения и распределения валового внутреннего продукта, средство контроля над формированием и применением фондов денежных средств. Их суть выражается в их функциях: контрольной, фискальной, стимулирующей, распределительной.
В рамках межнациональной экономики совокупность финансовых связей формирует финансовую систему государства. Эта система формируется из децентрализованных, централизованных финансов, а так же финансов домохозяйств. Особенное значение в развитии национальной экономики имеют государственные финансы.
Гражданским законодательством регулируются некоторые имущественные отношения финансового характера. Статья 855 ГК РФ устанавливает очередь списания денежных средств со счетов, а так же по платежным документам, которые предусматривают платежи во внебюджетные и в бюджетные фонды. В объяснении Государственной Думы от 11 октября 1996 года указывается, что в случае противоречия норм финансового, налогового законодательства ст. 855 ГК РФ используются правила данной статья.10
Информация о работе Место гражданского права в системе права