Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 17:22, реферат
На сегодняшний день существует несколько подходов к оценке интеллектуальной собственности. Подход к оценке стоимости — общий способ определения стоимости, в рамках которого используются один или более методов оценки.
Предпочтения при выборе того или иного подхода к оценке зависит от наличия необходимой информации, требований покупателей или собственников объектов интеллектуальной собственности (ОИС), экономической ситуации на момент оценки.
На сегодняшний день существует несколько подходов к оценке интеллектуальной собственности. Подход к оценке стоимости — общий способ определения стоимости, в рамках которого используются один или более методов оценки.
Предпочтения при выборе того или иного подхода к оценке зависит от наличия необходимой информации, требований покупателей или собственников объектов интеллектуальной собственности (ОИС), экономической ситуации на момент оценки.
Рыночный подход: метод сравнения продаж объектов интеллектуальной собственности.
Затратный подход: метод стоимости замещения; метод восстановительной стоимости; метод исходных затрат метод.
Доходный подход: расчета роялти; метод исключения ставки роялти; методы DCF;
методы прямой капитализации; экспресс — оценка; метод избыточной прибыли;
метод основанный на «правиле 25%»; экспертные методы.
Рыночный подход
При рыночном подходе используется метод сравнения продаж, когда рассматриваемый актив сравнивается с аналогичными объектами интеллектуальной собственности или интересами в этих объектах либо с ценными бумагами, обеспеченными неосязаемыми активами, которые были проданы на открытом рынке.
Двумя наиболее распространенными источниками данных, используемыми в сравнительном подходе, являются рынки, на которых продаются как интересы в собственности на аналогичные неосязаемые активы, так и деривативы (фьючерсы и опционы). Должна существовать обоснованная база для сравнения, когда опора делается на сравнимые ОИС, которые присутствуют в той же отрасли или бизнесе, что и рассматриваемый ОИС, или в той же, которая реагирует на те же экономические переменные.
Когда для обеспечения
ориентиров при определении величины
стоимости используются предыдущие
сделки в отношении предмета оценки,
могут потребоваться
Основными элементами сравнения, которые должны рассматриваться при отборе и анализе сделок по продаже являются следующие:
1. Структура и
объем юридических прав
2. Существование
каких-либо специальных
3. Экономические условия, которые существовали на соответствующем вторичном рынке во время сделки по продаже.
4. Отрасль или бизнес, где использовался (или будет использоваться) неосязаемый актив.
5. Физические характеристики ОИС.
6. Функциональные характеристики ОИС.
7. Технологические характеристики ОИС.
8. Включение других
нематериальных активов в
Нижняя граница
диапазона рассчитывается обеими сторонами
как минимальная приемлемая для
собственника оценка платежа за раздел
с конкурентом области
Верхняя граница цены патента рассчитывается как максимальная приемлемая для конкурента — потенциального лицензиата оценка платежа за доступ к запатентованному новшеству.
Таким образом, в процессе определения цены существуют:
две оценки, минимальные среди приемлемых для патентообладателя, одна из которых вычислена патентообладателем, другая конкурентом;
две оценки, максимальные среди приемлемых для конкурента, одна из которых вычислена патентообладателем, другая конкурентом.
Предполагается, что
патентообладатель и конкурент
для переговоров находят
Затратный подход
Затратный подход используется при оценке стоимости ОИС, если невозможно найти объект — аналог, отсутствует какой-либо опыт реализации подобных объектов или прогноз будущих доходов не стабилен. Среда реализации ОИС очень неопределенна и успех зависит от колоссального количества факторов.
Затратный подход предполагает определение стоимости ОИС на основе калькуляции затрат, необходимых для создания или приобретения, охраны, производства и реализации объекта интеллектуальной собственности на момент оценки.
К примеру, такие
объекты интеллектуальной собственности,
как информационные базы данных, подпадающие
под определение
Могут применяться несколько методов оценки затрат на создание ОИС:
Метод стоимости замещения объекта оценки заключается в суммировании затрат на создание ОИС, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки.
Метод восстановительной
стоимости заключается в
Метод исходных затрат заключается в суммировании исторических (первоначальных) затрат, пересчитанных с учетом настоящих условий с учетом индекса изменения цен в данной отрасли.
При оценке следует
учитывать все существенные расходы,
среди которых такие как оплата
труда, маркетинговые и рекламные
расходы, расходы на страхование
рисков, связанных с объектами
интеллектуальной собственности, расходы
и издержки на решение правовых конфликтов,
на израсходованные материалы, себестоимость
научно-методического
Также необходимо отдавать
себе отчет в наличии различных
форм устаревания — физическом износе,
функциональном устаревании, устаревании,
учитываемом регулирующими
Доходный подход
При доходном подходе
стоимость неосязаемого актива или
интереса в неосязаемом активе определяется
путем расчета приведенной к
текущему моменту стоимости
Различные методы оценки будут зависеть от характера неосязаемого актива, от устойчивости и природы дохода.
1. Метод дисконтирования денежного потока. В методе дисконтирования будущего денежного потока (Discounted Cash Flow — DCF) рассчитываются денежные поступления для всех будущих периодов. Эти поступления конвертируются в стоимость путем применения ставки дисконтирования и использования техники расчета стоимости, приведенной к текущему моменту. Метод дисконтирования используется для ОИС, имеющих конкретные сроки службы. Принятый период времени обычно представляет собой более короткий из двух сроков службы ОИС — экономического или юридического.
Срок полезной службы — это период, в течение которого неосязаемые активы, как ожидается, принесут собственнику экономическую отдачу от активов и могут оцениваться с учетом следующих факторов:
1. Остающийся юридический срок службы.
2. Остающийся срок по контракту.
3. Остающийся физический срок службы.
4. Остающийся технологический срок службы.
5. Остающийся функциональный срок службы.
6. Остающийся экономический срок службы.
Дисконтированный денежный поток — DCF (Discounted Cash Flow), рассчитывается по следующей формуле:
Мn = CF1/(1+i) + CF2/(1+i)2 + CF3/(1+i)3 + … + CFn/(1+i)n
где: CF1, CF2, CF3, ..., CFn — поток выгод (денежный поток) в году 1, 2, 3, ... , n от использования объекта оценки; Mn — сумма (стоимость) ОИС через n лет; i — ставка ссудного процента (ставка дисконтирования).
Ставки дисконтирования (i) определяются по данным рынка на момент оценки и выражаются как мультипликаторы цен (определенные из данных по открыто продаваемым бизнесам или по сделкам) или как процентная ставка (определяемая по альтернативным инвестициям).
В качестве нормы дисконтирования может быть принят уровень предполагаемой прибыли при альтернативном использовании средств на создание, производство и реализацию продукции, процент за банковский депозит, норма прибыли при вложении средств в ценные бумаги, процентная ставка рефинансирования.
Зарубежный опыт свидетельствует, что за нижнюю границу ставки дисконта может приниматься значение доходности по государственным облигациям.
Практика показывает, что риск не достижения уровня дохода от неосязаемых активов выше, чем риск, определенный для осязаемых активов и чистого оборотного капитала. Поэтому ставки дисконтирования или капитализации, используемые для конвертации денежных потоков дохода в рыночную стоимость, выше, чем те, которые используются в оценке бизнеса.
2. Метод прямой
капитализации. Если исходить
из того, что объект оценки
приобретается не с целью его
скорой перепродажи, а на
Мn = CF0/rk
где: CF0 — средний доход по истечении каждого года; rk — коэффициент капитализации, который складывается из реальной ставки дисконта и коэффициента амортизации (возврата капитала).
Метод прямой капитализации достаточно прост, однако он статичен, и поэтому требуется особое внимание к правильному выбору показателей чистого дохода и коэффициентов капитализации.
3. Метод остаточного
дохода. Метод остаточного дохода
используется для конвертации
дохода в стоимость. В этом
случае репрезентативная
Mn = Mr/rk
где: Mn– текущая стоимость объекта оценки; Mr — репрезентативная величина дохода; rk — коэффициент капитализации, который складывается из реальной ставки дисконта и коэффициента амортизации (возврата капитала).
4. Метод экспресс
— оценки. Метод экспресс —
оценки предусматривает расчет
обобщенного показателя
Итоговым показателем реализации инвестиционного проекта является величина кумулятивного чистого денежного потока (net cash flow) NCF как функция времени t. Она включает в себя все денежные притоки и оттоки, имеющие место при реализации проекта.
Минимальное отрицательное значение NCF характеризует величину инвестиций, которые определяют стоимость проекта PC. Положительное значение NCF свидетельствует о доходности проекта. Поскольку затраты и доходы формируются в различные моменты времени, то для приведения их к одному началу отсчета применяется операция дисконтирования. В результате получается чистый дисконтированный доход (net present value) NPV, связанный с NCF коэффициентом дисконтирования.
5. Расчет стоимости роялти. Ставка роялти (величина периодических отчислений в пользу лицензиара (правообладателя) представляет собой отношение величины отчислений в пользу лицензиара (прибыли лицензиара) к величине общей стоимости, цене произведенной и реализованной лицензиатом (пользователем) продукции (услуг) по договору.
Экономический смысл роялти заключается в распределении полученной от использования лицензии прибыли правообладателя (лицензиата, франчайзера) между ним и лицензиаром в согласованной пропорции, путем установления определенного процента от цены произведенной и реализованной продукции в пользу правообладателя.
По определению ставка роялти (R) (величина % периодических отчислений в пользу правообладателя) представляет собой отношение величины отчислений в пользу правообладателя (прибыли лицензиара (Прл-ра)) к величине общей стоимости, цене (Ц) произведенной и реализованной пользователем продукции (услуг) по договору, что может быть выражено следующей формулой:
R = Прл-ра/Ц
На практике применяют следующие методы определения роялти:
определение цены лицензии через роялти, установленные в ранее заключенных лицензионных сделках, независимо от конкретных предметов лицензии,
определение роялти на базе среднеотраслевых роялти, сложившихся в данной отрасли на аналогичную или взаимозаменяемую продукцию.
Ставка роялти колеблется, как правило, в пределах 1-12%. Наиболее часто она устанавливается в пределах 2-6 %. Для некоторых отраслей существуют эмпирические шкалы среднестатистических рыночных роялти, часто называемых рыночной ценой лицензии. Однако средняя цена роялти может сильно колебаться по странам мира. Так, для фармацевтической промышленности США диапазон роялти составляет 3-10%, в Германии: 2-10%, во Франции: 4-5%.
Ставки роялти могут изменяться по годам действия лицензионного договора: либо увеличиваться, либо уменьшаться по мере увеличения срока действия лицензионного договора. Возможно использование скользящей ставки роялти, зависящей от объемов производства или продаж продукции лицензиатом. При увеличении объема производства продукции роялти уменьшаются, а при сокращении объемов производства — увеличиваются. Скользящая ставка роялти стимулирует лицензиата к производству и сбыту продукции, для лицензиара положение так же не ухудшается, так как растет прибыль.
Информация о работе Методы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности