Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:04, реферат
В основе любого общества лежат гражданские правоотношения. Гражданское право является одной из основных отраслей, характеризующих ту или иную общественную систем. Определение гражданского права относится к категории таких понятий, над формулировкой которых на протяжении многих веков скрещивались лучшие умы человечества. Борьба, однако, велась не только в теоретическом плане. Социальные потрясения, в результате которых порой содрогался весь мир, одной из главных причин имели, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся гражданские правоотношения, утвердить новый стиль этих отношений. В одних случаях подобные попытки завершались успешно, в других - терпели крах. Случалось, что общество переходило на новую, более высокую ступень своего развития.
Введение
В основе любого общества лежат гражданские правоотношения. Гражданское право является одной из основных отраслей, характеризующих ту или иную общественную систем. Определение гражданского права относится к категории таких понятий, над формулировкой которых на протяжении многих веков скрещивались лучшие умы человечества. Борьба, однако, велась не только в теоретическом плане. Социальные потрясения, в результате которых порой содрогался весь мир, одной из главных причин имели, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся гражданские правоотношения, утвердить новый стиль этих отношений. В одних случаях подобные попытки завершались успешно, в других - терпели крах. Случалось, что общество переходило на новую, более высокую ступень своего развития. Но происходило и такое, что в результате ломки отношений собственности общество оказывалось отброшенным далеко назад и попадало в ситуации, из которых зачастую не знало выхода.
На примере права
В настоящее время, в результате
коренных изменений, происходящих в
обществе, понятие собственности
и право собственности
Однако основные шаги в развитии и видоизменении этой отрасли уже сделаны: в частности, основополагающие положения и принципы гражданского права заложены в Высшем Законе общества и государства - Конституции Республики Молдова от 29.07.1994, и нашли свое дальнейшее развитие в гражданском кодексе, гражданско-процессуальном кодексе, законе о собственности, земельном кодексе, лесном кодексе, брачно-семейном кодексе, водном кодексе и в других нормативных актах, регламентирующих в той или иной мере правоотношения собственности.
ГЛАВА 1. Международное общение и историческая преемственность в области гражданского права.
Институты гражданского права - семья,
собственность, наследование и т. д.
- составляют глубокую юридическую
подпочву всякого общества. Вследствие
этого гражданское право При такой медленности, «секулярности» гражданско-правовых процессов нет ничего удивительного, если исторические корни современного гражданского права Европы уходят далеко в глубь времен. Всемирно-историческая преемственность имеет место в области права в такой же степени, как и в области культуры вообще: право является лишь одним из элементов этой общечеловеческой культуры1. Передовые носители этой культуры, народы Европы, происходят, как известно, от одного общего, арийского, корня. Еще до своего разделения на своей общей прародине арийцы достигли известной ступени культуры и права. Пусть эта общая отправная ступень древнеарийской культуры и правопорядка может быть познана нами лишь в самых общих чертах - во всяком случае, несомненным историческим фактом является для всех европейских народов их первоначальное правовое единство. Последовавшее затем постепенное
выделение отдельных частей, долгое
передвижение их к местам их позднейшего
поселения в Европе и раздельная
жизнь в течение длинного промежутка
времени привели, конечно, к образованию
известных национальных, племенных
различий. Когда поднимается завеса
нашей истории, каждая отдельная
крупная ветвь арийских народов
(греки, италики, кельты, германцы, славяне)
появляется пред нами уже со значительными
чертами своей племенной Но если период переселения был периодом разъединения народов в области культуры и права, то дальнейшая история приводит их снова к постепенному сближению. Народы старшие передают свою культуру и право младшим; народы-современники, благодаря развитию мирного общения, оказывают друг на друга взаимное влияние. Уже в глубокой древности образовалось
оживленное экономическое и культурное
общение народов, обитавших на побережьях
Средиземного моря. В этом общении
культура арийская вошла в соприкосновение
со своей ранее развившейся
ГЛАВА 2. Римское право и национальные системы в новом мире Западной Европы В древнейшую эпоху, когда Рим представлял
небольшую общину с несложным
общественным и хозяйственным строем,
живущую замкнутой жизнью почти
вне всякого мирного общения
с другими народами, римское право,
естественно, являло собой архаическую
систему, пригнанную к примитивному
натуральному (земледельческому и пастушескому)
хозяйству и пропитанную духом
национальной исключительности. Каждый
негражданин, как и у других примитивных
народов, считался за врага, стоящего вне
покровительства закона, за существо
бесправное; вследствие этого, конечно,
мирная торговля и экономические
сношения с соседними народами были
немыслимы. Во внутренних отношениях римское
право покоилось еще в Все это должно было радикально измениться
с того момента, когда Рим превратился
в огромную мировую державу. Став
центром политической жизни мира,
Рим в то же время с исторической
неизбежностью должен был сделаться
и центром упомянутого мирового
экономического общения, мирового торгового
оборота. Перед его трибуналом сходились
все нити этого оборота, и естественно,
если под влиянием потребностей этого
последнего римское право, призванное
теперь регулировать не примитивную
жизнь маленькой национальной общины,
а сложные отношения С одной стороны, для того, чтобы
явиться вполне пригодным фундаментом
для оборота, в котором принимали
участие самые различные С другой стороны, развитие экономической
жизни требовало в самом Риме
освобождения личности от всяких связывавших
ее пут, требовало свободы Но в этот момент во всемирной истории наступает, как известно, решительный перелом. В объединенную жизнь античного мира вторгаются более поздние пришельцы из той же арийской прародины -германцы. Если они уже давно давали себя знать на периферии греко-римского мира, то теперь они хлынули внутрь и залили собою всю обширную область античной культуры и права. И все на земле перемешалось. В частности, в области права новые народы германского корня принесли с собой свои собственные национальные обычаи, свое собственное германское право. А это право во многих отношениях представляло собой полную противоположность римскому. Если римское право покоилось на определенном писаном законе (lex scripta), то германское право состояло из неписаных, живущих только в народной памяти обычаев, часто лишенных надлежащей ясности и определенности. Римское право было, далее, единой компактной системой, действовавшей (с незначительными местными модификациями) на огромной территории с разнообразным по своему национальному составу населением. Напротив, германское право не представляло единства: каждое племя жило по своему особому праву - франки - по франкскому, бургунды - по бургундскому, лангобарды - по лангобардскому и т. д. Даже более того: римское гражданское право не знало никаких сословных различий; оно было единым для всех без изъятия. Напротив, германское право даже внутри каждого племени дробилось по сословиям; оно было одним у крестьян (Bauemrecht, Landrecht), другим у горожан (Stadtrecht), третьим у дворян (Adelsrecht) и т. д. Наконец, с точки зрения материального содержания, германское право также далеко отстояло от римского. В то время, как это последнее образовалось на почве высокоразвитой экономической жизни и оживленного торгового обмена и отражало в себе всю тонкость и сложность развитых отношений, германское право было приспособлено лишь к крайне несложным условиям натурального хозяйства. В то время, как римское право было построено на начале полной хозяйственной самодеятельности индивида, германский быт был полон еще принципами примитивного коллективизма - семейного, родового, общинного: индивид был опутан этими родовыми, общинными и т. д. связями почти до полного подавления всякой личной инициативы. С течением времени ко всему этому присоединились еще путы всепроникающего феодализма. Таким образом, в начале средних веков в западной половине европейского континента римское и германское право стояли друг против друга как две полные противоположности, как два друг другу совершенно чуждые мира. Каждое из них имело свою особую сферу применения, хотя эти сферы разграничивались между собой не территориально, а по так называемому принципу персональному: всякий жил по праву своей национальности и носил это право с собой повсюду, где бы ни поселялся. Вследствие этого сплошь и рядом на одной и той же территории действовали обе системы: потомки прежних римских подданных продолжали жить по праву римскому, а германцы - по праву германскому (франкскому, лангобардскому и т. д.). Фактически, разумеется, в одних странах преобладало одно, в других другое: в странах с более сплошным римским (или романизированным) населением преобладало право римское; там же, где германцы осели густой компактной массой, действовало главным образом право германское. Первое было в южных частях Западной Европы (Италия, Испания, южная Франция, которая и называлась поэтому «страной писанного права» - «pays de droit ecrit»), второе - в северных (нынешняя Германия, северная Франция - «страна обычного права», «pays de droit coutumier»). Однако эта полная обособленность правовых систем не могла удержаться надолго. Жизнь шла вперед и со всей неизбежностью своих законов стирала грань между ними. Как бы ни была крепка национальная перегородка, совместное существование обеих систем должно было разрыхлить ее и привести к разнообразным явлениям просачивания, к явлениям правового эндосмоса и экзосмоса. При этом, однако, первенствующая роль выпала, естественно, на долю римского права. Если на первых порах экономическая
жизнь новых народов С другой стороны, по мере того, как
заканчивается «великое переселение
народов» и жизнь этих новых деятелей
всемирной истории приобретает
более спокойный и
Глава 3. Индивидуализм и универсализм элементы гражданского права
Индивидуализм и универсализм делаются, таким образом, настоятельным требованием времени, и этому требованию идет навстречу римское право всей своей предыдущей историей оно выработало в себе именно эти оба основные свойства2. Понятно поэтому, что римское право
начинает пользоваться в деловом
обороте огромным влиянием, и это
влияние чем далее, тем более
растет и начинается период возрождения
римского права и усвоения его, период
рецепции римского права. Со времени
знаменитого Болонского университета
(XI-XII вв.) изучение римского права становится
в центре юридического образования;
оно усваивается многими
ГЛАВА 4 . Вопрос о значении национальности в области гражданского права Но если римское право оказало огромное влияние на развитие гражданского права Европы, то оно все, же не было в состоянии вытеснить совершенно начала национальные. Во многих областях отношении эти последние не только удержались, но даже получили свое дальнейшее развитие. С одной стороны, само римское право имело известные, порой весьма существенные, недостатки; а, с другой стороны, новые условия требовали часто и нового разрешения. Если наибольшее влияние римское право приобрело в области обязательственных отношений, в области оборота по преимуществу, то, напротив, его влияние было слабее в области прав вещных и наследственных и еще слабее - в праве семейственном. Мало-помалу, в значительной степени под влиянием римских образцов, появляются и обработки национальных обычаев. Важнейшими из них являются Саксонское и Швабское зерцала в Германии (XIII в.), Beaumanoir и многочисленные сборники кутюмов во Франции, трактаты Гленвилля и Брактона в Англии. Но наука права, воспитанная на римском праве, уделяет этим национальным основам сравнительно малое внимание; вся цивилистическая юриспруденция проникнута романистическим духом: истинным правом, правом самого разума - ratio scripta - считается только римское право. Национальные начала удерживаются только силой самой жизни там, где реальные условия решительно противились романизации. Как бы то ни было, но борьба и комбинирование начал римских и национальных составляют основное содержание истории гражданского права Западной Европы вплоть до конца XVIII века. В разных странах это комбинирование привело к разным результатам, но везде общим конечным явлением было одно: чрезвычайная пестрота и вытекающая отсюда практическая неопределенность гражданско-правовых норм. Франция по-прежнему продолжала делиться на северную «страну обычного права» и южную «страну писаного права»; в многочисленных государствах Германии рядом с местными обычаями, статутами и указами действовал Юстиниановский Свод и т. д. Все это не могло не создавать величайших затруднений для развивающегося экономического оборота, и потому понятно, что к концу XVIII века назрела везде общая потребность в устранении этой пестроты и неопределенности путем кодификации. Россия стояла в стороне от этого общеевропейского развития. Правда, в начале своей истории русские славяне, как известно, находились в сношениях через Киев с Византией и через Новгород - с западом, но затем татарское нашествие и владычество отрезало нас от всей культурной Европы на много столетий. Вследствие этого развитие нашего гражданского права, за сравнительно немногими исключениями, шло совершенно «самобытно». Естественно, что эта самобытность к тому времени, когда дверь в Западную Европу оказалась снова открытой, обнаружила нашу отсталость. Для устранения этой отсталости, для приобщения к западноевропейскому правовому опыту мы оказались вынужденными прибегать к постоянным заимствованиям. Уже в Уложении царя Алексея Михайловича 1649 г. мы имеем много взятого из Литовского Статута. Законодательство Петра Великого пытается переливать чужеземное большими массами; известно, что он пришел было даже к мысли о полной переделке Шведского Уложения в русский кодекс. Благодаря всем этим нововведениям и возвращениям к старому, благодаря многочисленным и бессистемным указам, которые в течение XVIII века пытались дополнить и исправить Уложение 1649 г., состояние гражданского права у нас было еще более хаотическим, чем в странах Западной Европы. На всем протяжении XVIII века тянутся непрерывные комиссии, имевшие своей задачей привести наше законодательство в сколько-нибудь стройную систему. Одним из них предлагалось только привести в систематический вид законодательство действующее, другим - составить кодекс совершенно новый. Но все эти комиссии оставались одинаково безрезультатными, и в XIX век Россия вступала с той же задачей, которая стояла и перед другими европейскими странами, - задачей кодификации. Но о том, как и в какой мере, была разрешена эта задача, мы скажем несколько далее; здесь же мы остановимся на другой, принципиально важной стороне вопроса. Возникнувшая в начале XIX века историческая
школа во главе с Савиньи в
противоположность С той поры и вплоть до настоящего
времени идея национальности в праве,
в частности - в гражданском праве,
не сходит со сцены, питаясь тенденциями
национального возрождения, национального
объединения или национального
величия, которыми вообще так богат
был XIX век в области политики.
В Германии в особенности эта
идея вызвала усиленное внимание
к изучению германского права
и появление того течения, которое
носит название германизма. Если еще
в лице его первых представителей
(Эихгорн и др.) германизм выступал
с довольно мирным научным характером,
то потом, около половины столетия,
он заметно проникся воинствующим духом
исключительности и нетерпимости. Описанная
выше рецепция римского права стала
признаваться огромным историческим несчастием
немецкого народа, задавившим его
самостоятельное юридическое Прежде всего, подтверждается ли учение Савиньи и исторической школы о национальном характере праворазвития данными подлинной человеческой истории? Уже набросанный выше краткий и схематический очерк этой истории стоит во многих отношениях в полном противоречии с этим учением. Прежде всего, кажется непонятным, с точки зрения этого учения, такое крупное явление европейского праворазвития как рецепция римского права. Каким образом могло случиться, что право умершего народа после значительного промежутка времени было воспринято другими народами, живущими в совершенно иных условиях и пережившими совершенно иную историческую судьбу? Историческая школа пыталась выйти из затруднения ссылкой на то, что римское право было усвоено деятельностью немецкой юриспруденции и таким образом само вошло в немецкое народное правосознание. Но очевидно, что такой ответ не устранял зияющего противоречия, и понятно, если многие германисты, как было указано, пришли к мысли о том, что рецепция римского права была извращением народного праворазвития, национальным бедствием; такой вывод, с точки зрения идеи национальности, является единственно логическим. И, тем не менее, он не может быть
признан правильным. Мы видели выше,
какие причины вызвали эту
рецепцию; мы знаем, что в условиях
того времени рецепция римского права
была и исторической необходимостью
и фактором прогресса. Конечно, под
влиянием этой исторической необходимости
и сами новые народы, в конце
концов, выработали бы для себя свое
общее или сходное право; но в
римском праве они нашли уже
в значительной степени готовым
то, чего искали. Рецепция римского права
явилась, таким образом, естественной
экономией сил, и с этой точки
зрения она была не историческим несчастием
народов Западной Европы, а, напротив,
богатым наследством. Конечно, подавленные
этим полученным в наследство богатством
новые народы временами забывали
о своих собственных ресурсах
и воспринимали без критической
проверки все, что в римском праве
содержалось, - вместе с совершенным
и несовершенное, вместе с законным
и незаконное. Но вина за эти крайности
должна быть возложена не на римское
право и не на рецепцию как таковую,
а на критическую беспомощность
тогдашней юриспруденции, - беспомощность,
впрочем, вполне понятную. И в крайностях
этих повинна именно Германия, реципировавшая
римское право in complexu; там, где рецепция
совершалась с большею Но рецепция римского права не была
единственным историческим фактом этого
рода. Как увидим далее, даже XIX век
дал разительные примеры Все это случаи массовой рецепции, рецепции целых кодексов; случаи же заимствований отдельных норм прямо неисчислимы. Но как те, так и другие одинаково свидетельствуют, что национальность отнюдь не является в процессе правотворения инстанцией окончательной, фактором самодовлеющим, что она сама отступает перед чем-то другим, более могущественным и высоким. Против исключительности национальной
идеи в учении исторической школы
уже в 20-х годах XIX столетия решительно
восстал Ганс (в своем сочинении
«Das Erbrecht in weltgescyichtlicher Entwickelung»), в который
противопоставлял этому учению ту мысль,
что в истории права гораздо
большее значение имеют общие
условия культурного развития: на
известной ступени этого «Должны ли мы отказаться от суда присяжных или от конституционной формы государственного устройства только на том основании, что они не нашего национального происхождения? Но тогда пусть запретят нам вообще усвоение чужеземной культуры! Вопрос о правовых учреждениях есть не вопрос национальности, а вопрос целесообразности, практической потребности. Никто не будет искать на стороне того, что в таком же или лучшем виде он имеет дома, но только безумный станет отказываться от хины потому, что она выросла не на его земле».
Заключение Национальность есть факт истории,
но не критерий справедливости или
целесообразности. Каждый народ проходит
свой жизненный путь как некоторая
особая коллективная индивидуальность,
отмеченная своими особыми национальными
отличиями. Но в то же время всякий
народ ищет одного и того же - осуществления
правды в межчеловеческих отношениях.
Эта же правда едина, и потому в
«народном духе» каждой национальности
важно только то, что имеет этическую
ценность. Эта ценность важна одинаково
для всех, и потому естественно, что
раз найденная одним народом,
она будет усвоена всеми История гражданского права по преимуществу свидетельствует о единстве всемирно-исторического развития и о неустранимой тенденции народов к взаимному общению на почве одинаковых правовых норм. Экономический оборот, составляющий основную материю гражданского права, не признает национальных границ и чем дальше, тем больше разливается по всему миру. Торговый обмен, кредит и т. д. подчиняются своим собственным законам, пред лицом которых, подлинно, несть ни эллин, ни иудей, и под влиянием этих универсальных законов перестраиваются законы национальные. Универсализм - основная историческая линия гражданского права. |
1 М.В.Бернацкого "Эволюция экономических отношений", стр. 462-465 (в изд. "Итоги науки").
2 Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права .Петроград, юридический книжный склад "Право", 1917
3 Покровский. Право на существование - в журнале "Свобода и культура". 1906 г., кн. 4, или в отд. издании: Новгородцев и Покровский. О праве на существование.