Международный коммерческий контракт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:58, реферат

Описание работы

В научной литературе употребляется ряд терминов: «внешнеэкономическая сделка», «внешнеторговая сделка», «международный торговый договор», «договор международной купли-продажи», «международный коммерческий контракт». Термин «внешнеэкономическая сделка» наиболее широкий, т.к. включает в себя не только торговые, но и любые другие виды сделок с иностранным элементом (строительные контракты, кредитные, лизинговые соглашения и т.п.). Что же касается остальных терминов, то они употребляются в том же значении.

Содержание работы

1. Введение
2. Международный коммерческий контракт
3. Форма международного коммерческого контракта
4. Порядок заключения международного коммерческого контракта
5. Основные условия международных коммерческих контрактов
6. Обязательства продавца и покупателя по международным коммерческим контрактам
7. Ответственность за нарушение контракта
8. Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

ДОУ.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Международный  коммерческий контракт

3. Форма  международного коммерческого контракта

4. Порядок  заключения международного коммерческого  контракта

5. Основные  условия международных коммерческих  контрактов

6. Обязательства  продавца и покупателя по международным коммерческим контрактам

7. Ответственность  за нарушение контракта

8. Заключение

Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение

В научной  литературе употребляется ряд терминов: «внешнеэкономическая сделка», «внешнеторговая  сделка», «международный торговый договор», «договор международной купли-продажи», «международный коммерческий контракт». Термин «внешнеэкономическая сделка» наиболее широкий, т.к. включает в себя не только торговые, но и любые другие виды сделок с иностранным элементом (строительные контракты, кредитные, лизинговые соглашения и т.п.). Что же касается остальных терминов, то они употребляются в том же значении.

Национальное  законодательство представлено государственными актами, регулирующими комплекс правоотношений по международным торговым сделкам. В России к числу таких актов относится Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ), цели которого - защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности РФ, стимулирование национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение эффективной интеграции экономики РФ в экономику мировую.

Важнейшим универсальным договором в области  международного торгового права  выступает Венская конвенция  ООН 1980 г. о договорах международной  купли-продажи товаров. Конвенция  представляет собой результат унификации материально-правовых норм, регулирующих коммерческие сделки. Конвенция вступила в силу 1 января 1988 г.. СССР присоединился в мае 1990 г., и положения Конвенции стали для него юридическими обязательствами с 1 сентября 1991 г. Конвенция разрешает ряд вопросов, имеющих принципиальное значение в сфере международного коммерческого оборота. К ним относятся:

· юридическое  понятие договора международной  купли-продажи товаров (международного коммерческого контракта);

· порядок  заключения таких контрактов между  отсутствующими сторонами;

· форма  контрактов;

· основное содержание прав и обязанностей продавца и покупателя;

· ответственность  сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов.

Конвенция содержит принципы регулирования трех важных аспектов, предваряющих основной вопрос о применимом праве, которые затрагивают:

· наличие  и материальную действительность соглашения сторон о выборе применимого права;

· наличие  и материальную действительность международного коммерческого контракта или  его условий;

· формальную действительность международного коммерческого контракта.

Одновременно  с международной кодификацией норм, относящихся к международным  коммерческим договорам, которая неизбежно  принимает форму юридически обязательных документов, все большее значение приобретает разработка документов, носящих рекомендательный характер и обладающих в этой связи гибкостью и адаптированностью. Примером могут служить Принципы международных коммерческих договоров, одобренные УНИДРУА (Международный институт унификации частного права) в 1994 г.

2. Международный коммерческий контракт

Чтобы коммерческий контракт был признан  международным, необходимо наличие  в совокупности двух признаков - одного основного и одного из трех дополнительных. Основной признак: расположение на территории различных государств главных коммерческих предприятий контрагентов - продавца и покупателя. Дополнительный признак: на территории различных государств должны находиться пункты:

· отправления  и назначения проданного товара;

· совершения оферты и акцепта;

· заключения и исполнения договора.

Очевидно, что целая группа контрактов, относящихся  к купле-продаже товаров на международных  выставках и имеющих бесспорно  международный характер, не подпадала  под действие унифицированного режима правового регулирования.

Самым важным шагом в этом направлении следует считать Венскую конвенцию ООН 1980 г. Согласно ее требованиям международный характер присущ тем коммерческим контрактам, стороны которых имеют свои коммерческие предприятия на территории разных государств (п. 1 ст. 1). Ни национальная принадлежность сторон, ни их гражданский или торговый статус, ни гражданский или торговый характер договора не принимаются во внимание (п. 3 ст. 1). Таким образом, современное понимание международного характера (т.е. заключен в коммерческих целях, а не с целью индивидуального потребления) и включает в себя иностранный элемент в виде нахождения коммерческих предприятий продавца и покупателя на территории разных государств.

3. Форма  международного коммерческого контракта

Существуют  две формы международного коммерческого контракта - устная и письменная. Первая предполагает наличие устной договоренности сторон о заключении контракта. Вторая - фиксацию волеизъявления сторон на материальном носителе, под которым понимается как наличие единого документа, подписанного обоими контрагентами, так и сообщения, переданные по телеграфу, телефаксу, телетайпу и т.п. Венская конвенция ООН 1980 г. допускает заключение международного коммерческого контракта в любой форме, в том числе и в устной (ст. 11). Факт заключения контракта может доказываться любыми средствами, включая и свидетельские показания. Однако сделано очень важное исключение, учитывающее предусмотренное некоторыми национальными законодательствами, в частности и российским, требование об обязательности письменной формы. Государство-участник Конвенции, законодательство которого требует обязательной письменной формы международного коммерческого контракта, в любое время может сделать соответствующее заявление (ст. 12). В этом случае, если хотя бы одна из сторон контракта имеет свое коммерческое предприятие в государстве, сделавшем такое заявление, к данному контракту не будут применяться положения Конвенции, допускающие применение не письменной, а любой иной формы. Только в письменной форме в такой ситуации должны совершаться как сам контракт или его прекращение соглашением сторон, так и оферта, акцепт или иное выражение намерения. 

4. Порядок  заключения международного коммерческого  контракта

Такой контракт может быть заключен путем  составления одного документа, подписанного сторонами. Он может быть заключен и путем обмена письмами, телеграммами, телефонограммами, телефаксами и т.п., подписанными стороной, которая их направляет. В этом случае процесс заключения контракта начинается с предложения вступить в контрактные правоотношения, которое называется офертой. Лицо, направляющее оферту, именуется оферентом. Согласие с предложением о заключении контракта (принятие предложения) называется акцептом, а лицо, от которого оно исходит, - акцептантом. Не всякое предложение, связанное с заключением контракта, считается офертой. Не признаются офертой различного рода прейскуранты, проспекты, тарифы, рекламные объявления. По нормам национального законодательства в оферте должны содержаться все существенные условия будущего контракта. Однако право различных государств неодинаково определяет условия, являющиеся существенными для того или иного вида контрактов, в том числе для международных коммерческих. Если по праву некоторых государств существенными или необходимыми условиями коммерческих контрактов являются предмет, срок поставки и цена (государства романно-германской системы права), то в странах англосаксонской системы права для заключения такого контракта достаточно согласовать его предмет (что касается цены, то, если и она не согласована, покупатель считается обязанным уплатить разумную цену). ГК РФ предусматривает, что существенными условиями договора поставки служат наименование и количество товара, а также срок поставки. Такие условия, как цена и качество товара, по общему правилу, не являются существенными в силу закона. Таким образом, любая оферта должна включать в себя все существенные условия контракта и содержать окончательное решение оферента связать себя таким контрактом при условии принятия его предложения. Это требование позволяет отличить оферту от вызова на оферту, а также от предложения, в котором лицо, сделавшее его, сохраняет за собой право принять окончательное решение по получении ответа на предложение.

Согласно  ст. 14 Венской конвенции ООН 1980 г., устанавливающей требования, которым должно отвечать предложение о заключении контракта, чтобы оно рассматривалось в качестве оферты, такое предложение должно быть «достаточно определенным». Оно считается таковым, «если в нем обозначен товар и прямо или косвенно устанавливаются количество и цена, либо предусматривается порядок их определения». Конечно, в предложении могут содержаться и другие условия, помимо вышеупомянутых, однако при их отсутствии предложение согласно ст. 14 не будет считаться офертой, приводящей к заключению контракта в случае ее принятия адресатом.

Оферта, направленная конкретному лицу, должна быть получена адресатом оферты (п. 1 ст. 15). Из этого следует, что до тех  пор, пока оферта не прибудет к контрагенту, она не влечет за собой никаких  юридических последствий. Кроме того, до момента получения оферты адресатом и сам оферент юридически не связан сделанным им предложением, которое может быть им отменено. Для этого необходимо, чтобы сообщение об отмене оферты достигло контрагента ранее или одновременно с прибытием к нему оферты (п. 2 ст. 15). Полученная контрагентом оферта может быть им акцептована или отклонена. Период, в течение которого контрагент может акцептовать оферту, фиксируется в оферте или устанавливается в конкретном случае с учетом обстоятельств сделки, в частности «скорости использованных средств связи» (п. 2 ст. 18). Что касается возможности оферента отозвать свою оферту после ее вступления в силу, но до окончания срока, предоставленного контрагенту для акцепта, то в международной коммерческой практике последовательно проводится разграничение между так называемыми твердыми (безотзывными) и свободными (отзывными) офертами.

Согласно  Венской конвенции ООН 1980 г. оферта не может быть отозвана: если в ней  путем установления определенного  срока для акцепта или иным образом указывается, что она безотзывная, или если для адресата оферты было разумным рассматривать ее как безотзывную и он действовал соответственно (п. 2 ст. 16). Следовательно, своевременная отправка акцепта, не приводя к заключению контракта, имеет существенное юридическое значение: в этот момент оферент утрачивает право на отзыв оферты, иными словами, свободная оферта трансформируется в твердую. Итак, необходимо разграничивать отмену и отозвание оферты. Отменена, может быть любая как твердая, так и свободная оферта, но только до ее вступления в силу. Отозвание возможно только по отношению к свободной оферте в промежутке времени между ее вступлением в силу и отправкой акцепта.

Заключение  контракта предполагает акцепт оферты. Вместе с тем акцепт юридически налицо, лишь, когда ответ о согласии с офертой не содержит отклонений от нее. В противном случае не приходится говорить о том, что между контрагентами достигнуто соглашение по всем затронутым в оферте вопросам. Если же контрагент сопровождает принятие оферты оговорками, такой ответ признается отклонением оферты и в то же время новой офертой.

Что считать  существенным изменением условий оферты? Ответ на него можно найти в  п. 3 ст. 19, в соответствии с которым  «дополнительные или отличные условия в отношении, среди прочего, цены, платежа, качества и количества товара, места и срока поставки, объема ответственности одной из сторон перед другой или разрешении споров считаются существенно изменяющими условия оферты».

Значение  этого пункта заключается главным образом в том, что, если содержащееся в ответе на оферту изменение ее условий затрагивает один из указанных вопросов, такое изменение, независимо от его содержания, должно заведомо рассматриваться как «существенное», а сам ответ как отклонение оферты и как встречная оферта, но не как акцепт. Перечень, данный в п. 3 ст. 19, носит не исчерпывающий, а открытый характер: говоря другими словами, проблема «существенности» изменения условий оферты, содержащегося в ответе о ее принятии, может возникать применительно и к любому другому вопросу, не включенному в этот перечень.

По общему правилу акцепт вступает в силу в  момент, когда согласие адресата оферты получено оферентом. Однако согласие с  офертой может быть выражено и  путем совершения конклюдентных  действий, если это предусмотрено офертой или применяется сторонами в силу сложившейся практики. Конклюдентные действия могут выражаться в отправке товара или уплате цены. Акцепт в этих случаях вступает в силу в момент совершения такого действия при условии, что оно имело место в пределах срока действительности оферты.

Согласно  ГК РФ договор признается заключенным  в момент получения лицом, направившем  оферту, ее акцепта. Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным  в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту.

5. Основные  условия международных коммерческих  контрактов

В часть III Венской конвенции ООН 1980 г. входят главы об общих положениях, обязательствах продавца, в частности - разделы о  поставке товара и передаче документов, о соответствии товара и правах третьих лиц, средствах правовой защиты в случае нарушения договора продавцом, а также обязательства покупателя, включая разделы об уплате цены, принятии поставки, средствах правовой защиты в случае нарушения договора покупателем, перехода риска, и положения, общие для обязательств продавца и покупателя. 
 

6. Обязательства  продавца и покупателя по международным  коммерческим контрактам

Информация о работе Международный коммерческий контракт