Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:45, доклад
Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно словарю юридических терминов: «мировой судья - физическое (должностное) лицо, принадлежащее к корпусу мировых учреждений, осуществляющее правосудие и иную деятельность, которое избирается или назначается центральными или местными органами государственной власти, единолично рассматривает дела в мировом суде и способствует установлению мирных отношений между спорящими сторонами».
Мировые судьи в Российской
Федерации являются судьями общей
юрисдикции субъектов Российской Федерации
и входят в единую судебную систему
Российской Федерации. Полномочия, порядок
деятельности мировых судей и
порядок создания должностей мировых
судей устанавливаются
История возникновения
Так называемая «мировая юстиция» впервые была создана в России Уставами 1864 г. Вместе с общими судами она пришла на смену прежнему судебному устройству, которое имело сословный характер, а также отличалось многообразием инстанций - и чисто судебных, и административных.
Смешение властей было неизбежным
следствием крепостного состояния
большей части сельского
Процесс, построенный по розыскному
или следственному типу, в большинстве
случаев устранял стороны от участия
в производстве, и судья по своему
усмотрению давал ход делу или
приостанавливал его движение. Процветали
формализм в оценке доказательств,
поделенных на совершенные и несовершенные,
канцелярская тайна и т.д., что
порождало злоупотребления со стороны
судейских чинов. К тому же, поскольку
судейские работники имели
Необходимость преобразования суда не вызывала сомнений. Проект подготовки нового Устава судопроизводства был возложен на II Отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое возглавлял граф Блудов.
В 1849 г. началась работа над проектом Устава гражданского судопроизводства.
Прежде всего, требовалось решить, составлять ли проект заново или достаточно внести ряд исправлений в действующие положения. По этому вопросу глава II Отделения канцелярии лично обратился к Николаю I. Ответ был категоричным: «Не ограничиваясь отдельными исправлениями некоторых правил судопроизводства гражданского, составить полный проект нового Устава».
Затем надо было определить главнейшие недостатки действующего гражданского процесса. К этому моменту II Отделение располагало полученными через Министерство юстиции замечаниями и предложениями всех губернских прокуроров и председателей судебных мест. Они были тщательно проанализированы, приведены в систему и изучены.
С 1857 по 1862 г. граф Блудов внес в Государственный совет 14 проектов. При обсуждении одного из них, представленного после отмены крепостного права, было резонно замечено, что принимать новый Устав имеет смысл только в случае изменения всей системы существующего судоустройства. Работа по созданию нового Устава гражданского судопроизводства II Отделением так и не была доведена до конца.
Дальнейшая подготовка законов о судоустройстве и судопроизводстве была поручена Государственной канцелярии. Одновременно было признано необходимым определить и обнародовать главные начала, которые составили бы основу будущих Уставов во всех и наиглавнейших частях, но не касались подробностей и деталей «окончательных проектов».
Основные положения, посвященные
гражданскому процессу, состояли из трех
разделов («О судопроизводстве у мировых
судей», «О судопроизводстве в судах
общих», «О порядке обжалования действий
судебных мест по делам судебного
управления»), 10 глав и 138 статей. В дальнейшем
в качестве составной части они
целиком вошли в Устав
Основные положения
В конце декабря 1863 г. разработанные на основании этих Основных положений проекты законов (а именно «Устава гражданского судопроизводства», «Учреждения судебных установлений», «Устава уголовного судопроизводства» и «Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями») были внесены в Государственный совет, который рассматривал их почти год, после чего 20 ноября 1864 г. новые судебные Уставы получили высочайшее утверждение.
Эти Уставы, вошедшие в заключительный XVI том Свода законов Российской империи, радикально изменили систему судов страны. Вместо старых судов согласно ст.1 закона «Учреждения судебных установлений» носителями судебной власти провозглашались мировые судьи, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Правительствующий Сенат в качестве Верховного кассационного суда.
Власть указанных судебных органов распространялась на лиц любых сословий и на все дела - как гражданские, так и уголовные. На мировых судей, их съезды, окружные суды и судебные палаты возлагалась обязанность рассмотрения дел по существу. Правительствующий Сенат в качестве верховного кассационного суда обязан был наблюдать за точным и единообразным применением закона всеми судебными инстанциями империи.
Окружные суды, судебные палаты и Правительствующий Сенат, устроенные в виде коллегий, составили общие суды, а мировые судьи и съезды - суды местной юстиции.
Итак, в юридический оборот слова «мировой судья» вошли в России в ходе знаменитой Судебной реформы 1864 г., которая коренным образом изменила судоустройство, процессуальное право Российской империи.
Важной составляющей судебной реформы стало введение мирового суда. Мировые судьи состояли по уездам и по городам. Уезд с находившимися в нем городами составлял мировой округ. Мировой округ разделялся на мировые участки, число которых определялось особым расписанием. В каждом из них находился участковый мировой судья. В мировом округе помимо участковых состояли также почетные мировые судьи.
Мировые судьи избирались
на три года путем выборов на уездных
земских собраниях и
Ведомству мировых судей подлежали проступки, за которые в особом уставе о налагаемых ими наказаниях определялись: выговоры, замечания и внушения; денежные взыскания не свыше трехсот рублей; арест не свыше трех месяцев; заключение в тюрьме не свыше одного года.
Судьбу мировой юстиции в России можно назвать драматичной. Ведение мирового суда на территории Российской империи растянулось на 10 лет. В 1889 г. мировые судьи в уездах были заменены земскими участковыми начальниками, а в большинстве городов - городскими судьями. В 1912 г. мировые судьи были восстановлены, хотя и не повсеместно, и окончательно ликвидированы в процессе слома государственного аппарата после известных событий 1917 г.
Особенность мировой юстиции в России состоит в том, что мировой суд был обособлен от общей судебной системы и в то же время подчинялся высшему судебному органу - Сенату, что, по сути, отличало его от своих прототипов в Англии и во Франции.
Принятая в 1991 г. концепция
судебной реформы в Российской Федерации
предусмотрела возрождение
Назначение
.