Монгольская система упраувления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:31, реферат

Описание работы

Cтолицей государства стал Каракорум.
В период расцвета включало обширные территории Центральной Азии, Южной Сибири, Восточной Европы, Ближнего Востока, Китая и Тибета. Во второй половине XIII века начался распад империи на улусы, во главе которых стояли чингизиды. Крупнейшими осколками Великой Монголии стали империя Юань, Улус Джучи (Золотая Орда), государство Хулагуидов и Чагатайский улус. Великий хан Хубилай, принявший (1271) титул императора Юань и перенёсший столицу в Ханбалык, претендовал на главенство над всеми улусами. К началу XIV века было восстановлено формальное единство империи в виде федерации независимых государств.

Содержание работы

Введение_________________________________________________3
Глава 1 Монгольское нашествие ___________________________5
История образования государства у кочевников.__________
1.2 Общественное устройство в Монгольском государстве.____6
Глава 2 Приход Чингиз-хана.______________________________7
2.1 Образование государства "Золотая Орда"._______________16
2.2 Общественное устройство Золотой Орды._______________18
2.3 Борьба монгольских ханов за власть в улусах.___________21
2.4 Последствия монгольского нашествия
Глава 3 Устройство и управление_________________________28
3.1 Армия_____________________________________________28
3.2 Административное устройство________________________28
Заключение_____________________________________________30
Список использованной литературы_______________________32

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.66 Кб (Скачать файл)

 

 Образование независимо  от великого хана Хубилая Государства Хайду в 1269 г. означало восстановление влияния феодальной верхушки местного населения. Ими были предприняты попытки на курултае, состоявшемся в этом же году на Таласе, оградить оседло-земледельческое население от дальнейшего разорения. Однако усобицы Чингизидов и длительные войны Хайду оставили решение курултая невыполненным.

 

 Междоусобицы при преемниках  Хайду в первой половине XIV в. довершили процесс экономической разрухи в Семиречье. Махмуд ибн Вали писал о борьбе сыновей Хайду и правнука Чагатая Дува-хана: «В то время, когда наши отцы враждовали с вашими и вели борьбу, много людей погибло, области были опустошены, владения (икта) превратились в мираж, а земля на пашнях иссохла... города и строения были разрушены, а люди покинули их и превратились в бродяг». Многие из известных городов Юго-Восточного Казахстана, достигших в домонгольское время высокого уровня развития - Баласагун, Тараз, Алмалык, Алмату, Каялык, Илибалык, Ики-Огуз и другие большие и малые города и поселения, - практически исчезли с карты.

 

 Среди монгольских  ханов были сторонники централизованной  власти, опирающейся на местную  правящую верхушку, на традиции  оседло-земледельческой и городской  культуры. Наиболее видным из них был сын упомянутого Дува-хана Кебек-хан (1318— 1326 гг.). Он порвал с кочевыми обычаями, переселился из Семиречья в Мавераннахр, провел денежную и административную реформы, содействовал восстановлению и строительству городов Средней Азии. Благодаря его деятельности были восстановлены южно-казахстанские города, входившие в государство Чагатаидов. В середине XV в. от Государства Хайду отделился Могулистан.

 

 

 

Последствия монгольского нашествия

 

 Монгольские завоевания  сопровождались разрушением производительных  сил, массовым истреблением людей.  Были разрушены города и селения,  дворцы и мечети, уничтожены ирригационные  системы, заброшены обработанные  поля. Тысячи мастеров-ремесленников  были угнаны в рабство. Население  голодало. Установились более жесткие,  чем раньше, формы эксплуатации.

 

 Был прерван завершающий  этап формирования кыпчакской  народности.

 Господство монгольских  завоевателей надолго задержало  экономический и культурный прогресс  народов покоренных ими стран.  Тяжелейший урон был нанесен  земледельческой и городской  культуре Казахстана. По свидетельству  Марко Поло (XIII в.) после установления  монгольского господства в покоренных  странах городам не разрешалось  «иметь стены и ворота, дабы  не могли препятствовать вступлению  войск... Так взнузданные народы  остаются спокойны и не возмущаются».

 

 В Семиречье прямого  уничтожения городов в момент  нашествия не было. Но огромная  армия, проследовавшая через Семиречье,  не могла не оказать губительного влияния на хозяйство этой области уже во время нашествия, которое сопровождалось беспорядочными грабежами. Значительный упадок городов и земледелия и превращение культурных земель в пастбища произошли уже в ближайшие десятилетия после установления монгольского господства в этом крае.

 

 Вильгельм Рубрук, проехавший через Илийскую долину всего лишь тридцать лет спустя после этого события, засвидетельствовал: «На вышеупомянутой равнине прежде находилось много городов, но по большей части они были разрушены татарами (монголами), чтобы иметь возможность пасти там свои стада, так как там были наилучшие пастбища».

 

 Мирза Мухаммад Хайдар дуглат (XVI в.) пишет, что на огромных просторах Могулистана не осталось ни одного сколько-нибудь значительного города или селения, что все сведения о ранее существовавших городах в его время можно получить только из книг или преданий.

 

 За полтора столетия  господства монгольских феодалов  некогда цветущая, густонаселенная  территория этой части Казахстана  с развитой городской культурой  и оседло-земледельческим и скотоводческим  хозяйством потеряла свое былое  экономическое, политическое и  культурное значение. Причин этому  было несколько.

 

 В силу своего стратегического  положения Юго-Восточный Казахстан  оказался важной частью захватнических  планов монгольских ханов. Здесь  находились главные ставки улусных  ханов с их многолюдной свитой  и многочисленными войсками. Сюда  стекались массы монгольских  кочевников (до 200 тыс.), сохранявших  свою форму хозяйства, которая  требовала обширных земельных  угодий. Это вызвало резкое сокращение  посевных обрабатываемых площадей. Разрушение селений, вытаптывание полей табунами, уничтожение садов и ирригационной системы, замирание торговой жизни городов и прекращение их экономических связей с соседними городами и земледельческими округами - все это постепенно подорвало экономическую и социальную основу существования городов в Семиречье. Долгое время здесь господствовала та группировка монгольской феодальной знати, которая враждебно относилась к городской и оседло-земледельческой культуре и придерживалась методов хищнической эксплуатации населения покоренных стран. Нестабильность политической обстановки на территории Семиречья также способствовала дальнейшему упадку хозяйства и культуры на этой территории. Завоеватели не смогли установить здесь ни твердой власти, ни законности, ни прочного мира.

 

 Покоренное население  облагалось тяжелыми податями  и повинностями. Поземельный налог,  откупы, почтовая повинность, содержание гарнизонов и проезжих воинских отрядов — до двадцати (!) видов, в том числе и воинская повинность — население обязано было поставлять ратников для монгольского войска.

 

 Монгольское завоевание  имело и некоторые положительные  стороны. Монгольские власти стимулировали  развитие торговли, международных  связей, ввели повсеместно систему  почтовой и ямской службы. Были  установлены торговые и культурные  связи между прежде далекими  народами. По территории улусов  двигались торговые караваны, дипломатические  миссии, путешественники отправлялись  в дальние края и привозили  в Европу сведения о далеких  странах и народах ранее неведомой  Азии.

 

 Монголы, благодаря  своей идее централизованной  власти объединили прежде неорганизованные  племена. Нормы кочевой жизни  стал регулировать «Яса» Чингиз-хана - свод обычного права, приспособленного к новым условиям. Впоследствии нормы «Ясы» были в определенной степени использованы при создании казахского кодекса законов «Жеты-жаргы». Многие формы государственности были также использованы впоследствии в государствах, возникших на территории Казахстана в послемонгольскую эпоху. Монгольское завоевание оказало сильное влияние на этнические процессы на территории Казахстана. Однако в целом войны Чингиз-хана и его преемников привели к упадку производительных сил не только завоеванных стран, но и самой Монголии.

 

 Монгольское нашествие  и господство разрушили экономическую  основу развития хозяйства Семиречья  и Южного Казахстана, дестабилизировали  процессы объединения этих районов,  хозяйственного, этнического, культурного  их взаимодействия между собой и с прилегающей обширной степью. В общественных отношениях закрепились самые отсталые формы, вплоть до рабовладельческого уклада. Монголы не внесли ничего нового в общественные отношения в завоеванных земледельческих странах, в частности в Ср. Азии и Южном Казахстане, где феодализм с развитой системой уделов и условных земельных пожалований господствовал уже давно. В степных скотоводческих районах монгольское завоевание привело к укреплению и консервации наиболее отсталых форм феодализма. Кочевое и полукочевое население покоренных стран вошло в улусы Чингизидов и было поделено на десятки, сотни, тысячи с учетом родоплеменной структуры местного населения, что явилось немаловажным фактором, способствовавшим ее закреплению на долгое время.

 

Глава 3 Устройство и управление

Армия

Монгольская армия представляла собой реформированную Чингис-ханом вооружённую организацию степных кочевников, сформировавшуюся под влиянием их повседневного быта, а также военных традиций кочевых и оседлых народов центральноазиатского региона, в частности киданей и чжурчжэней. В первый период существования империи армия служила не только инструментом экспансии, но и важнейшим механизмом управления государством.

 

Административное  устройство

Государственное управление в Монгольской империи было тесно  связано с военными потребностями  и опиралось на традиционную иерархию кочевого общества. В ее основу были положены принципы родоплеменного быта — вожди возглавляли род, несколько  родов объединялись в племя, племена  — в племенные союзы, и т. д. В результате вся система управления носила авторитарный аристократический характер и была неотделима от военной иерархии, строившейся на основе десятичной системы. Роды и племена в зависимости от их численности в случае войн, которые велись практически непрерывно, выставляли конные десятки, сотни, тысячи и т. д. Военно-территориальные начальники — ханы, царевичи, беки, нойоны, багатуры.

Законодательство Налогообложение  Денежная система Почтовая служба Религия

 

Джувейни сообщает, что «поскольку Чингис не принадлежал какой-либо религии и не следовал какой-либо вере, он избегал фанатизма и не предпочитал одну веру другой или не превозносил одних над другими. Напротив, он поддерживал престиж любимых и уважаемых мудрецов и отшельников любого племени, рассматривая это как акт любви к богу». В изложении Ясы от Макризи отмечается, что «Чингисхан приказал уважать все религии и не выказывать предпочтения какой-либо из них».

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании избранной  мною темы я постаралась несколько  по-новому взглянуть на проблему, показав  в своей работе как отрицательные  черты и явления, так и положительные. Я попыталась не отходить все же от традиционной оценки татаро-монгольского ига, но решил несколько обновить ее новыми исследованиями по данной теме.

 

Итак, степень влияния  монгольского нашествия и ордынского ига на русскую историю, безусловно, велика, она неравномерна в отношении  различных аспектов жизни страны.

 

Самый главный результат  монгольского нашествия – разрушение городов и истребление населения  сыграл свою роль в отношении всех сторон жизни русского общества. Это  проявилось и в снижении власти вече, а затем его полном уничтожении, в разрушении народного ополчения, что способствовало созданию регулярной армии, и в изменении положения  практически всех слоев общества, которые из свободных превратились в прикрепленных к службе монарху. Таким образом, монгольское завоевание привело к изменению типа государственного развития. Домонгольский период и называется именно так потому, что тогда Руси был присущ традиционно европейский путь феодального развития (с определенной региональной спецификой). После татаро-монгольского ига промежуточное положение Древней Руси между Западом и Востоком постепенно сменяется ориентацией на Восток. Золотая Орда повлияла на дуализм русской государственности.

 

Но были и положительные  результаты пребывания на Руси ига. Например, преемственность культурная. В то же время установление ордынской  власти прекратило борьбу за Киевский, Новгородский и Галицкий столы, более  того, мелкие удельные княжества были закреплены за определенными династиями и была пресечена возможность  передвигаться от младшего стола  к старшему. Итак, татаро-монгольское иго Золотой Орды сыграло огромную роль в истории нашей страны. Нашествие нанесло страшный удар по экономике, системе управления и социальной жизни русских княжеств, по их людским ресурсам. И трудно даже представить, как дорого обошлись человечеству походы монгольских ханов и сколько еще несчастий, убийств и разрушений они смогли бы причинить, если бы не героическое сопротивление русского народа, измотавшего силы противника и остановившего его на границах Центральной Европы. Такова традиционная, бытовавшая ранее среди историков точка зрения на такое событие в русской истории, как иго Золотой Орды. Но современные нам историки до сих пор не могут прийти к согласию и определить, чем же было иго для Руси: бедствием или благом.  

 

 

 

                 Список использованной литературы.

 И. Калашников «Жестокий  век», Алма-Ата, «Жазушы», 1985г.

 С.Г. Кляшторский, Т.И. Султанов «Казахстан. Летопись трех тысячелетий», Алма-Ата, изд. «Рауан», 1992г.

 К.М. Байпаков, Б.Е. Кумеков, К.А. Пищулина «История Казахстана в средние века», Алматы, 1996г.

 П.Агапов, М. Кадырбаев «Сокровища древнего Казахстана», Алма-Ата, 1979.

 «История Казахстана  с древнейших времен до наших  дней» (Очерки), Алматы, 1993.


Информация о работе Монгольская система упраувления