Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 10:32, реферат
Описание работы
Целью данной курсовой работы явилось стремление более подробно изучить нормативно-правовые акты, их влияние на общество. Материалы, использованные при написании работы разнообразны. Они включают в себя монографии, таких авторов как А.С. Пиголкин, Ю.А. Тихомиров; учебники для юридических вузов по Теории государства и права, а также Общую теории государства и права под редакцией профессора М.Н. Марченко.
Содержание работы
Введение 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ 1.1. Понятие нормативно-правового акта 1.2. Признаки нормативно-правового акта 2. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ 2.1. Действие нормативно-правового акта во времени 2.2. Действие нормативно-правового акта в пространстве 2.3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц Заключение Список использованной литературы
По дисциплине: Актуальные проблемы
теории государства и права
Тема: Нормативно-правовой акт.
Работу выполнила: Исаева С.К. 6к.
з/о
Работу проверил: ______________________________________________
г. Москва
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ
В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ,
ПРИЗНАКИ, ВИДЫ
1.1. Понятие нормативно-правового
акта
1.2. Признаки нормативно-правового
акта
2. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ
АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО
КРУГУ ЛИЦ
2.1. Действие нормативно-правового
акта во времени
2.2. Действие нормативно-правового
акта в пространстве
2.3. Действие нормативно-правового
акта по кругу лиц
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
На всех этапах развития российской
государственности право было важным
и эффективным инструментом руководства
обществом. И в настоящее время правильное
отражение потребностей жизни, эффективность,
полнота и своевременность законодательных
решений, высокое качество законов становятся
во многом определяющими факторами политического,
социального и духовного обновления России,
экономических преобразований в стране.
Для каждого гражданина, где
бы он ни работал и какой-бы деятельностью
ни занимался, право всегда воспринимается
как те или иные акты. Правовые акты –
наглядное структурное выражение права.
И их нужно хорошо знать, умело готовить
и правильно применять. Особенно это важно
для юристов, поскольку от них зависит
непосредственное формирование массива
нормативно-правовых актов.
Целью данной курсовой работы
явилось стремление более подробно изучить
нормативно-правовые акты, их влияние
на общество. Материалы, использованные
при написании работы разнообразны. Они
включают в себя монографии, таких авторов
как А.С. Пиголкин, Ю.А. Тихомиров; учебники
для юридических вузов по Теории государства
и права, а также Общую теории государства
и права под редакцией профессора М.Н.
Марченко.
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ
АКТ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ:
ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ
1.1. Понятие нормативно-правового
акта
Одним из признаков права выступает
его формальная определенность. Правовые
нормы должны быть обязательно объективированы,
выражены вовне, содержаться в тех или
иных формах, которые являются способом
их существования, формами жизни. Без этого
нормы права не смогут выполнить свои
задачи по регулированию общественных
отношений.
Следовательно, формы права
– это способ выражения государственной
воли, юридических правил поведения.
Из числа известных истории
права и юридической практике современных
государственных источников (форм) права
в Российской Федерации прочно сложилась
главная подсистема источников континентального
европейского права – нормативно-правовые
акты государственных органов, а также
нормативно-правовые акты, принимаемые
в порядке референдума либо органами местного
самоуправления и негосударственными
организациями в соответствии с законом.
Кроме нормативно-правовых
актов в Российской Федерации имеют определенное
значение правовой обычай, судебная практика
и внутригосударственные договоры и соглашения
нормативного содержания, а также межгосударственные
договоры Российской Федерации и общепризнанные
принципы и нормы международного права.
Однако главную роль в системе
источников российского права играют
именно нормативно-правовые акты.
Нормативно-правовой – это
изданный в установленном порядке государственными
органами юридический документ, устанавливающий,
изменяющий или отменяющий правовые нормы,
имеющий общеобязательный характер и
подкрепленный принудительной силой государства.
1.2. Признаки нормативно-правового
акта
Нормативно-правовой акт характеризуется
следующими признаками:
– имеет письменную форму;
– имеет атрибуты, позволяющие
выделить его из множества других нормативно-правовых
актов, – наименование акта, название
издавшего его органа, дату принятия, номер,
подпись соответствующего должностного
лица и т.д. (реквизиты);
– обладает определенной юридической
силой в зависимости от места акта в системе
нормативно-правовых актов и уровня принявшего
его органа. избирают форму правового
акта и нарушают тем самым законность"
– имеет внутреннюю структуру
– разделы, главы, статьи, части статей,
которые содержат нормы права;
– имеет определенный предмет
регулирования (то есть соответствующую
сферу общественных отношений). "Это
достигается с помощью разных способов
– путем установления правовых норм, возникновения,
изменения и прекращения правоотношений,
признания, создания и изменения юридического
состояния, посредством обеспечения реализации
правовых норм, правовой защиты законных
интересов"
– действует в течение определенного
срока (который указывается в самом акте
либо бессрочно до его отмены компетентным
органом);
– охватывает своим действием
конкретную территорию (всю страну, ее
часть, отдельное учреждение и т.д.);
– входит в единую иерархию
нормативно-правовых актов, занимает в
ней свое место, взаимосвязан с другими
нормативно-правовыми актами;
– содержит правила поведения
общего характера, общеобязателен для
всех, кому он адресован. "Игнорирование
правовых актов, их нарушения, воспрепятствование
реализации актов являются нарушениями
законности и недопустимы. Они влекут
различные способы восстановления "баланса
актов" и их юридической силы и авторитета,
с одной стороны, применение мер дисциплинарной,
административной, материальной, уголовной
ответственности к виновным лицам – с
другой. Словом, юридическая защита правового
акта служит его прочной гарантией"
– подкреплен возможностью
государственного принуждения в случае
нарушения его предписаний.
1.3. Виды нормативно-правовых
актов
К нормативно-правовым актам
относятся:
– конституция (закон законов);
– законы;
– подзаконные акты. (Схема
1)
"Конституция Российской
Федерации – является высшим
нормативно-правовым актом, имеющим
наивысшую юридическую силу, верховенство
и прямое действие на территории
всей страны. Ей должны соответствовать
все законы и иные правовые
акты, принимаемые в Российской
Федерации (ч.1 ст.15)..
Основы положения Конституции
(гл.1, 2 и 9) могут быть пересмотрены только
в особом порядке созыва Конституционного
Собрания, с выработкой проекта новой
Конституции, подлежащего утверждению
в особом порядке Конституционным Собранием
или вынесению на всенародное голосование
(ст.135).Все нормы Конституции не должны
противоречить основам конституционного
строя и нормам, регулирующим статус личности.
Все иные нормативно-правовые акты в России
(законы, подзаконные акты) должны соответствовать
и не противоречить Конституции. В Российской
Федерации закон должен обладать признаками,
присущими конституционному строю.
Подзаконные акты – это изданные
на основе и во исполнение законов акты,
содержащие юридические нормы.
"Подзаконные акты обладают
меньшей юридической силой, чем
законы, базируются на них. Но
тоже имеют важнейшее значение
в жизни любого общества, играя
вспомогательную и детализирующую
роль.
Выделяют следующие виды подзаконных
актов, расположенные по иерархии.
Указы Президента РФ обязательны
для исполнения на всей территории Российской
Федерации, не должны противоречить Конституции
РФ и федеральным законам, подготавливаются
в пределах президентских полномочий,
предусмотренных конституционными (ст.8
– 90 Конституции РФ) и законодательными
нормами. Постановления Правительства
РФ обязательны к исполнению в Российской
Федерации. Особенностью актов Правительства
является то, что они могут
быть приняты на основании и
часто во исполнение законов РФ, а также
указов Президента РФ. Постановления Правительства
РФ подписываются Председателем Правительства
РФ и подлежат официальному опубликованию
не позднее 15 дней со дня их принятия.
Приказы, инструкции, уставы,
положения министерств, ведомств, государственных
комитетов – эти акты, принимаемые на
основе и в соответствии с законами РФ,
указами Президента РФ, постановлениями
Правительства РФ, регулируют общественные
отношения, находящиеся, как правило, в
пределах компетенции данной исполнительной
структуры. Однако есть среди них и такие,
которые имеют общее значение, выходят
за рамки конкретного министерства и ведомства,
распространяются на широкий круг субъектов.
Например, акты Министерства финансов
и т.п.Нормативные акты муниципальных
(негосударственных) органов – эти акты
принимаются в пределах компетенции названных
структур и действуют на территории соответствующих
городов, районов, сел, поселков, микрорайонов
и т.п. "
Следовательно, законы и подзаконные
акты представляют собой две большие группы
нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся
на соответствующие виды.
2. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ
АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО
КРУГУ ЛИЦ
2.1. Действие нормативно-правового
акта во времени
Действие нормативно-правового
акта во времени предполагает установление
процедуры, которая определяет вступление
в силу нормативно-правового акта, а также
утраты его юридического значения. Момент
начала действия нормативных актов определяется
двумя правилами:
– если в нормативном акте указано
время начала действия нормативного акта,
то с этого указанного времени он и вступает
в силу;
– если в нормативном акте начало
действия не определено, то вступают в
силу общие правила для данного вида нормативных
актов, установленные законом или иным
актом.
Как правило, сначала издается
специальный закон, устанавливающий временные
характеристики акта. Определять последовательность
действий по приданию закону юридической
силы, вступлению в силу также может и
Конституция.
Многие законы предваряются
специальным актом о введении в действие
закона, в том числе действия во времени.
Этим актом может устанавливаться конкретная
дата введения закона в действие.
"Используются и такие
формулировки – закон действует
с момента опубликования, с момента
принятия или подписания. Весьма
распространена и формула поэтапного
введения в действие закона, когда
какая-то его часть вводится
в действие с момента наступления
специального условия (появления
иного закона, наступления каких-то
социальных обстоятельств и т.д.)"
.
Если специальный порядок вступления
в силу закона не оговаривается, тогда
действует общий порядок. "Согласно
ст.6 Федерального закона "О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных
конституционных законов, федеральных
законов, актов палат Федерального Собрания",
федеральные конституционные законы,
федеральные законы, акты палат Федерального
Собрания вступают в силу одновременно
на всей территории РФ по истечении 10 дней
после их официального опубликования".
В основном они публикуются
в "Парламентской газете", "Российской
газете" или в Собрании законодательства
Российской Федерации. Однако никто ни
один орган не может принять решения о
вступлении закона в силу до его опубликования,
поскольку согласно ч.3 ст.15 Конституции
Российской Федерации "Законы подлежат
официальному опубликованию. Неопубликованные
законы не применяются". Это конституционное
положение относится не только к федеральным
законам, но и к законам республик и других
субъектов Российской Федерации.
"По Конституции РФ
1993 года принятый федеральный
закон в течение 5 дней направляется
Президенту Российской Федерации
для подписания и обнародования.
Президент РФ в течение 14 дней
подписывает федеральный закон
и обнародует его. Если же возникает
коллизия между Федеральным Собранием
и Президентом РФ, а Собрание
вновь рассматривает закон и
одобряет его, он подлежит подписанию
Президентом в течение 7 дней и обнародованию"
.
Указы Президента и постановления
и распоряжения Правительства, а также
нормативные акты федеральных органов
исполнительной власти подлежат официальному
опубликованию и вступают в силу по истечении
определенного времени для каждого указа,
постановления или акта. Нормативные акты
Президента РФ вступают в силу одновременно
на всей территории РФ по истечении 7 дней.
"Иные акты Президента РФ, в том числе
акты, содержащие государственную тайну
или сведения конфиденциального характера,
вступают в силу со дня их подписания"
Нормативные акты федеральных
органов исполнительной власти (министерств,
комитетов, служб и т.д.) межведомственного
характера, а также затрагивающие права
и обязанности граждан после регистрации
в Министерстве юстиции РФ должны быть
опубликованы и вступают в силу через
10 дней после их опубликования на всей
территории РФ одновременно.
Особый порядок вступления
в силу предусмотрен для налогового законодательства.
"Федеральное законодательство о налогах
вступает в силу по истечении месяца со
дня его официального опубликования. Федеральные
законы, вносящие изменения в Налоговый
кодекс РФ, вступают в силу не ранее 1 января,
следующего за годом их принятия (ст.5 НК
РФ). Нормативные акты Таможенного комитета
РФ вступают в силу по истечении 30 дней.
Акты, устанавливающие более льготные
правила, могут вступать в силу и в более
короткие сроки