Нормы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

На известном этапе развития общества возникает потребность упорядочивания существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество.
Нормой общество представляет общее правило поведения, действующее непрерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев. С процессом общественного регулирования поведения людей связано формирование и развитие социальных норм.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ НОРМ………………………………………..4
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА НОРМ ПРАВА……………………………………………………..........7
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ……………………………………….........9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………..12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

право.docx

— 34.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ НОРМ………………………………………..4

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА НОРМ ПРАВА……………………………………………………..........7

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ……………………………………….........9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………..12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………......13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

На известном этапе  развития общества возникает потребность упорядочивания существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество.

Нормой общество представляет общее правило поведения, действующее непрерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев. С процессом общественного регулирования поведения людей связано формирование и развитие социальных норм.

В социальных нормах общество видит социально-волевые, исторически сложившиеся или целенаправленно установленные масштабы поведения, регулирующие поведение людей в обществе и их жизнь.

Социальные нормы образуют единую систему, и в своей системе  они обеспечивают всестороннее и глубокое воздействие на жизнь общества, на все ее сферы. Эти нормы рассчитаны на то, чтобы направлять поведение людей в будущем, то есть в заранее не зафиксированных случаях.

  Основу механизма правового регулирования составляют нормы права. Нормативность права является одним из определяющих признаков, свойств права. Право представляет собой, прежде всего систему его норм, то есть общих правил, образцов, моделей правомерного поведения. Эти правила распространяются на все случаи и на всех лиц, попавших в нормативно

регламентированную ситуацию. Таким образом: социальные и правовые нормы имеют неразрывную связь, но в то же время отдается главная роль правовым нормам, содержащим в себе наиболее веские аргументы для общественного контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ НОРМ. 

В юридической  науке существуют различные понимания  права (нормативное, социологическое, этическое и др.), каждое из которых  имеет свои обоснования. Для правоприменения и других форм реализации права первостепенное значение имеет понятие о праве как о системе норм. 

Правовой  нормой называется рассчитанное на регулирование  вида общественных отношений общее  правило поведения, установленное  или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью  мер государственного принуждения. Нормы права обладают общими признаками социальных норм:  

– представляют собой правила поведения людей  в обществе;  

– выступают  правилами поведения общего характера.  

Общий характер правовой нормы, состоит в  том, что она регулирует определенный вид общественных отношений, обращена к персонально-неопределенным лицам,  рассчитана на заранее не известное число типичных случаев и действует непрерывно. Она должна исполняться всякий раз, когда возникнут предусмотренные ею условия. В силу этого правовая норма выступает общим масштабом, единой мерой поведения людей. Норма – это правило должного, обращенное в будущее. От других социальных норм правовые нормы отличаются неразрывной связью с государством, которое устанавливает или санкционирует правовые нормы и охраняет их от нарушений.

Правовая  норма носит общий характер. Она  определяет типичные черты жизненных  ситуаций, в которых подлежит реализации, видовые признаки общественных отношений  и их участников, чье поведение  регулируется нормой; само правило  выражено в общей форме как  модель поведения; в общей форме  определены и меры принуждения, применяемые  к нарушителям нормы.

Норма права рассчитана на регулирование  не отдельного, единичного отношения, а вида отношений; этим она отличается от актов применения права, договоров, индивидуальных распоряжений. Так, необходимо отличать норму, предусматривающую  ответственность за хищение личного  имущества граждан, от приговора  районного суда о привлечении  того или иного гражданина к уголовной  ответственности по данной статье. Хотя индивидуально-конкретное предписание (в приведенном примере “приговор”) имеет обязательное значение, оно  выносится во исполнение правовых норм, касается конкретного общественного  отношения, обращено к персонально-определенному лицу и имеет разовое значение.

Нормы права обладают также рядом специфических  черт, которые позволяют отличить их от неправовых социальных норм:

1) Нормы права являются общеобязательными правилами поведения, т.е. представляют собой правила поведения общего характера и обязательны к исполнению всеми лицами независимо от их желания. Однако это еще не означает, что любая норма права обязательна к исполнению каждым. Есть нормы, которые обязательны не для всех лиц, а только для проживающих на определенной территории или для работников определенного ведомства. Так, нормы права, устанавливающие льготы работникам угольной промышленности, рассчитаны на особые условия труда в угольной промышленности и, естественно, не могут применяться в сельском хозяйстве. Но от этого они не утрачивают общеобязательности, ибо остаются правилами поведения общего характера, обязательными для тех работников угольной промышленности, которые окажутся в условиях, предусмотренных данными нормами. Другими словами, общеобязательность нормы права означает обязательное выполнение ее предписаний каждым субъектом, оказавшимся в условиях, предусмотренных данной нормой. Когда в развитии общественных отношений создаются или возникают предусмотренные нормой условия ее реализации, у участников этих отношений возникают конкретные права и обязанности, образующие правоотношение. Норма как модель правоотношения в общем виде определяет возможное поведение одной стороны будущего отношения (работник имеет право на ежегодный отпуск) и юридическую обязательность каких-либо действий или воздержания от действий другой стороны этого отношения (администрация обязана предоставить каждому работнику ежегодный отпуск). Иногда к числу признаков нормы относят длительность действия. Однако некоторые решения по конкретным делам действуют и реализуются длительное время (приказ о назначении на должность) и, наоборот, норма права может действовать относительно непродолжительное время (нормы, определяющие порядок и условия приема в вузы в текущем году);

2) Нормы права представляют собой формально-определенные правила поведения. Формальная определенность заключается не во внешнем оформлении и закреплении правовых норм, а в том, что в содержании предусмотренных ими правил поведения четко определено, какие юридические права и обязанности могут возникнуть на основании норм, даны точные формулировки. При этом законодатель отвлекается от второстепенных, незначительных индивидуальных особенностей в поведении людей и имеет в виду главное, существенное. В силу формальной определенности нормы права выступают как равные масштабы к общественным отношениям, различным по своим деталям, но сходным в главном.

3) Правовые нормы устанавливаются или санкционируются компетентными органами государства. Выраженная в норме государственная воля направлена на регулирование определенного вида общественных отношений, адресована воле участников этих отношений, лиц, которые должны сообразовывать свое поведение с содержащейся в норме обязанностью или запретом. Норма всегда рассчитана на возможные жизненные ситуации, при которых существует выбор разных вариантов поведения; именно поэтому участникам общественных отношений, которые могут поступить по-разному, указывается требуемый, должный вариант.

4) Специфическим признаком правовых норм является их охрана государством. Этот признак не означает, что нормы права проводятся в жизнь только с помощью государственного принуждения. Они выражают волю всего народа и потому, как правило, соблюдаются в добровольном порядке. Вместе с тем правовые нормы охраняются государством. Эта охрана состоит в том, что право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения, т.е. в правовой системе закрепляются юридические санкции, которые применяются компетентными органами (например, прокуратурой, судом, органами внутренних дел и др.) в случаях несоблюдения правовых норм. Этим правовые нормы отличаются от норм морали, норм общественных организаций и других социальных норм, а также от содержащихся в некоторых актах государственных органов призывов и обращений. Меры государственного принуждения, применяемые в случаях нарушения правовых норм, разнообразны: они направлены на восстановление нарушенного права либо на реализацию невыполненной обязанности, а также на наказание правонарушителя.

Нормы права, выряжая волю народа, выступают  необходимым регулятором общественных отношений. Они являются нормативной  основой деятельности государственного аппарата, средством дальнейшего  развития и охраны прав и свобод граждан. Им принадлежит важное значение  в обеспечении общественного порядка и дисциплины.

Регулирующее  действие правовых норм осуществляется посредством наделения участников общественных отношений юридическими правами и обязанностями, воплощения предписаний норм в фактических, реальных действиях людей.  

Отдельная правовая норма действует не автономно, а  в тесном взаимодействии с другими  нормами. Наиболее четко это проявляется  в соотношении регулятивных (правоустановительных) и правоохранительных норм.  

Регулятивные  и правоохранительные нормы имеют  различное назначение и оказывают  неодинаковое регулирующее действие.  

Регулятивные  нормы устанавливают юридические  права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы  рассчитаны на правомерное поведение  людей.  

Правоохранительные  нормы предусматривают меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений. Они рассчитаны на неправомерное поведение людей  и всегда содержат санкции. Взаимодействие регулятивных и правоохранительных норм заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые – выражают отрицательную  реакцию государства на неправомерное  поведение, направлены на охрану регулятивных норм и “несут” в себе государственное принуждение. Так, регулятивная норма, закрепляющая права и обязанности участников авторского договора, охраняются нормами, в которых устанавливается ответственность сторон за нарушение договора.

 

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА  НОРМ ПРАВА.

Каждая  правовая норма определяет правило  поведения в неразрывной связи  с условиями его реализации и  мерами принуждения к соблюдению; связь этих определений (элементов, атрибутов) правовой нормы образует ее структуру: “если – то – иначе”. Структура правовой нормы является применением к каждой из них общего правила, которое может быть выражено таким образом: “находясь на территории государства (или: будучи гражданином  государства), необходимо соблюдать  законы этого государства; в противном  случае государство применит к нарушителю правовых норм меры принуждения”. Конкретизация  этого положения применительно  к отдельным нормам дает возможность определить: кто и при каких условиях должен следовать норме, что именно нужно сделать для ее реализации, какими мерами государственного принуждения она охраняется от нарушений? Всякая правовая норма практически состоит из двух элементов:  

1) описания условий  действия правовой нормы –  гипотезы;  

2) указания на  юридические последствия, которые  наступают при наличии обстоятельств,  предусмотренных гипотезой, – диспозиции или санкции.

Структура правовой нормы существует как неразрывная  связь правила поведения (диспозиция) с условиями и пределами его  применения (гипотеза) и способы  охраны от нарушений (санкция). 

Гипотеза  – первая часть правовой нормы. В  ней описываются те фактические  обстоятельства, при наступлении  которых следует руководствоваться  данной нормой права, т.е. говорится, при  каких условиях могут возникнуть у людей предусмотренные нормой юридические права и обязанности. Обычно гипотеза начинается словом “если”. Гипотеза является необходимым элементом каждой правовой нормы, и нет норм, которые бы не имели гипотез. Если бы норма права не имела гипотезы, она утратила бы всякое практическое значение, перестала бы существовать.

Диспозиция  – часть правовой нормы, указывающая  каким должно быть поведение людей  при наличии предусмотренных  гипотезой фактических обстоятельств.

Санкция – часть правовой нормы, предусматривающая  меры воздействия, которые могут  быть применены к лицам, не соблюдающим  предписаний правовых норм. Санкция  рассчитана на наступление фактических  обстоятельств, называемых правонарушением. Она, как и диспозиция, указывает на юридические последствия, с той лишь особенностью, что в качестве условия предусматривается совершение правонарушения, а последствия – меры воздействия.

Гипотеза  и диспозиция адресованы разуму и  воле участников общественных отношений, рассчитаны на ситуации, когда возможен выбор различных вариантов поведения  и определяют (в диспозиции) тот  вариант, который соответствует  выраженной в праве государственной  воле. Санкция должна выражать способность  государства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нарушения, восстанавливать  нарушенное право. Поэтому нереальны  и неприемлемы те пожелания о  совершенствовании законодательства, которые содержат предложения либо практически невыполнимые, либо недоказуемые средствами юридического процесса, либо неосуществимые при помощи мер государственного принуждения.

Диспозиция  и санкция являются вторыми элементами различных правовых норм. Они не могут быть частями одной и  той же нормы права. Как уже  отмечалось, нормы права действуют  в тесной связи друг с другом: одни нормы (регулятивные) регулируют положительные действия людей, другие (правоохранительные) охраняют их от нарушений. Поэтому вторым элементом в одних  нормах (регулятивных) выступает диспозиция, в других (правоохранительных) –  санкция.

Отсутствие  санкций в регулятивных нормах вовсе  не означает, что они не обеспечиваются государством. Это достигается с  помощью норм, содержащих санкции. Так, норма, устанавливающая правомочия собственника владеть, пользоваться и  распоряжаться имуществом, не содержит санкций. Ее вторым элементом является диспозиция. Но она охраняется рядом  норм, которые содержат санкции.

Информация о работе Нормы права