О прокуратуре Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:21, реферат

Описание работы

Закон “О прокуратуре Российской Федерации”сохранил традиционно сложившиеся отрасли прокурорского надзора и основные направления деятельности органов прокуратуры, тем не менее каждое из них претерпело определенную трансформацию.
Следует иметь в виду, что в процессе реализации судебной реформы и дальнейшего совершенствования всех отраслей права невозможно обойтись без глубокого и обстоятельного познания всех нововведений в законодательстве.

Содержание работы

Введение
Прокуратура Российской Федерации.
Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Структура прокуратуры.
Основные полномочия прокуроров.
Прокурорский надзор за исполнением законов.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 29.97 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 

Прокуратура Российской Федерации.            

Принципы организации  и деятельности прокуратуры.

Структура прокуратуры.

Основные полномочия прокуроров.

Прокурорский надзор за исполнением  законов.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конституция РФ и Закон “О прокуратуре  Российской Федерации”содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры , содержание актов  прокурорского реагирования на установленные  нарушения, а также средств прокурорского  воздействия как на устранение, так  и на предупреждение нарушений закона, дана классификация этих процессуальных документов, предъявляемые к ним  требования и необходимые реквизиты.

Закон “О прокуратуре Российской Федерации”сохранил традиционно сложившиеся  отрасли прокурорского надзора  и основные направления деятельности органов прокуратуры, тем не менее  каждое из них претерпело определенную трансформацию.

Следует иметь в виду, что в  процессе реализации судебной реформы  и дальнейшего совершенствования  всех отраслей права невозможно обойтись без глубокого и обстоятельного познания всех нововведений в законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокурор.

Прокурор   — главный законный представитель обвинения. Обвинение  — сторона, отвечающая за изложение доводов против лица, обвиняемого в совершении правонарушения, в ходе судебного разбирательства по уголовному делу. Функции прокуроров в разных странах различны и во многом определяются исторически сложившимися условиями.

Прокуратура Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения  верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и  государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. 
    Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.  
    Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.  
    Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».

Принципы  организации и деятельности прокуратуры.

Принципы организации  и деятельности прокуратуры РФ - это закрепленные в Конституции  РФ и в других законах основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением  законов в государстве, а также  содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры  от иных государственных органов, в  том числе и от правоохранительных.

Соблюдение установленных  законодателем принципов позволяет  прокуратуре успешно выполнять  стоящие перед ней задачи по осуществлению  надзора за точным и единообразным  исполнением законов в государстве.

К числу принципов прокурорского  надзора относятся положения, которые  основаны на Конституции РФ и Конституциях республик в составе РФ, возводят органы прокуратуры в ранг независимого государственного органа с предоставлением  ему необходимых полномочий для  успешного устранения нарушений  закона, от кого бы таковые ни исходили.

Принципы не следует смешивать  с условиями и порядком выполнения прокурорами своих функций. Условия  и порядок выполнения прокурорами  своих функций относительно принципов  организации и деятельности прокуратуры  всегда носят подчиненный характер. Закрепленные в законах принципы организации и деятельности прокуратуры  тесно связаны между собой  и взаимообусловлены. Их нельзя отрывать друг от друга. Только комплексное их понимание и проведение в жизнь  обеспечат деятельность прокурора, отвечающую требованиям Конституции РФ и других законов государства.

Осуществляя надзор в конкретных отраслях права, прокурор должен учитывать  такие принципы правосудия как независимость  судей и подчинение их только закону, право подсудимого на защиту, презумпция невиновности, состязательность, гласность, устность и непосредственность процесса, неизменность состава судей и  т.д. Если прокурор не будет соблюдать  эти принципы, он допустит нарушение  служебного долга как блюститель законности, стоящий на охране прав и законных интересов участников судебного разбирательства.

Структура прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору Российской Федерации, в которую входят:

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации
  • Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)
  • Военная прокуратура
  • Специализированные (транспортные, природоохранные и иные) прокуратуры
  • Научные и учебные учреждения прокуратуры
  • Редакции печатных изданий

Образование, реорганизация  и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса  и компетенции осуществляется генеральным  прокурором Российской Федерации. Генеральный  прокурор Российской Федерации возглавляет  Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации. 

Заместители генерального прокурора  Российской Федерации (в том числе первый заместитель, главный военный прокурор Российской Федерации, заместители генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению генерального прокурора Российской Федерации.

В структуру Генеральной  прокуратуры Российской Федерации  входят главные управления (в том  числе по федеральным округам), управления, отделы, а также Главная военная  прокуратура на правах структурного подразделения.

Прокуроры субъектов возглавляют  прокуратуры Российской Федерации  и назначаются генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как правило, с  их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры (возглавляющие  территориальные и специализированные прокуратуры), а также директора (ректоры) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры назначаются генеральным прокурором Российской Федерации.

ФЗ «О прокуратуре РФ»  предусмотрены следующие должности:

В Генеральной прокуратуре  Российской Федерации:

  • Генеральный прокурор
  • Первый заместитель генерального прокурора
  • Заместитель генерального прокурора
  • Старший помощник генерального прокурора (начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям)
  • Помощник генерального прокурора (заместители начальников главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники и помощники по особым поручениям, помощники по особым поручениям первого заместителя Генерального прокурора и заместителей генерального прокурора)
  • Старший прокурор и прокурор (в главных управлениях, управлениях и отделах)

В прокуратурах субъектов  Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах:

  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Старший помощник прокурора (начальники управлений, отделов на правах управлений, старшие помощники прокурора)
  • Помощник прокурора (заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям)
  • Старший прокурор и прокурор (в управлениях и отделах)

В прокуратурах городов, районов  и приравненных к ним прокуратурах:

  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Начальник отдела
  • Старший помощник прокурора
  • Помощник прокурора

Должность «начальник отдела»  отсутствует в большинстве прокуратур, вероятно по причине отсутствия необходимости. Старшие помощники и помощники  прокурора условно объединены в  так называемые «группы», «линии»  надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник  отдела в районной прокуратуре и  приравненной к ней является непроцессуальным лицом и по своему статусу мало чем отличается от старших помощников и помощников прокурора.

Основные полномочия прокуроров.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, требовать предоставления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений.

Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт; требование об устранении коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах; представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной ответственности; обращается в суд с требованием о признании такого правового акта недействительным, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, объявляет предостережение о недопустимости нарушения закона, рассматривает и проверяет обращения граждан.

Прокурор участвует в рассмотрении дел судами, при этом он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса. Прокурор  в пределах своей компетенции  приносит в вышестоящий суд кассационное, частное и надзорное представление  на незаконное или необоснованное судебное решение.

Осуществляя уголовное преследование  в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокуроры  осуществляют и иные полномочия, возложенные на них Федеральным законом «О прокуратуре РФ», процессуальным и иным законодательством Российской Федерации.

Следственный комитет при прокуратуре — С 15 января 2011 года Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации преобразовался в Следственный комитет Российской Федерации. Соответствующий Федеральный закон № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» подписал президент России 28 декабря 2010 года.

Новый закон преобразовал Следственный комитет в полностью самостоятельный  федеральный государственный орган. Председатель Следственного комитета Российской Федерации напрямую подчинен президенту Российской Федерации.

Прокурорский  надзор за исполнением законов.

Предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

При осуществлении надзора  за исполнением законов органы прокуратуры  не подменяют иные государственные  органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Информация о работе О прокуратуре Российской Федерации