Обеспечение и защита конституционного права граждан на жилище

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 01:26, реферат

Описание работы

Наличие жилища является одним из условий достойного существования человека в обществе. Конституция Российской Федерации (КРФ) в ст. 40 провозглашает право на жилище и относит его к группе важнейших социально-экономических прав граждан.
Вступившие в силу с 1 марта 2005 года Жилищный Кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) готовился более 10 лет. Прежний Кодекс - от 24 июня 1983 года - безнадежно устарел.
В новом ЖК РФ четко прописаны права, обязанности и ответственность всех, кто пользуется жилыми помещениями.
Говоря о конституционном праве на жилье, определим, что входит в понятие жилье

Файлы: 1 файл

Обеспечение и защита конституционного права граждан на жилище.docx

— 142.51 Кб (Скачать файл)

Обеспечение и  защита конституционного права граждан  на жилище.

Наличие жилища является одним  из условий достойного существования  человека в обществе. Конституция  Российской Федерации (КРФ) в ст. 40 провозглашает право на жилище и относит его к группе важнейших социально-экономических прав граждан.

Вступившие в силу с 1 марта 2005 года Жилищный Кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) готовился более 10 лет. Прежний  Кодекс - от 24 июня 1983 года - безнадежно устарел.

В новом ЖК РФ четко прописаны  права, обязанности и ответственность  всех, кто пользуется жилыми помещениями.

Говоря о конституционном  праве на жилье, определим, что входит в понятие жилье.

В широком смысле, жилое  помещение - это вся совокупность жилых помещений, независимо от форм собственности: жилые дома, в том  числе и многоквартирные; коттеджи (дачи), пригодные для постоянного  проживания и зарегистрированные в  этом качестве в установленном порядке; отдельные квартиры; иные жилые помещения (под иными подразумеваются, к  примеру, отдельные изолированные  комнаты, специализированные дома, общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов  и другие), служебные жилые помещения  и иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Признак, отличающий жилое  помещение от нежилого, связан с  понятием «постоянное проживание»

В узком смысле - это жилые  дома, квартиры, часть дома, часть  квартиры в виде изолированной комнаты, а остальные объекты самостоятельны в силу специфичности их юридических  статусов и особенностей в вопросах пользования, владения и распоряжения ими.

Субъектами права на жилище являются как граждане РФ, так и лица без гражданства и иностранные граждане.

В частную собственность  граждане имеют право приобретать  жилье путем приватизации занимаемых жилых помещений; жилищного строительства, в том числе товариществами и  индивидуальных застройщиков, участия  в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, кондоминиумах; купли-продажи  жилья, в том числе через биржи, аукционы; приобретения в порядке  наследования, дарения и по другим законным основаниям. Количество, размер и стоимость приобретаемого в  частную собственность жилья  не ограничиваются. Ст. 19 Федеральный  Закон «Об основах федеральной  жилищной политики» от 12.01.96 № 9-ФЗ

Никто не может быть произвольно  лишен жилища. Этот конституционный  принцип обеспечивает право на жилище. Произвольным считается любое не основанное на законе лишение жилища. Законодательство содержит нормы, обеспечивающие соблюдение этого принципа. Установлено, что принудительное изъятие недвижимости в жилищной сфере без согласия собственника не допускается, если иное не предусматривается законом или  иным соглашением сторон. Принудительное изъятие недвижимости по основаниям, предусмотренным законом, при отсутствии согласия собственника может проводиться  лишь на основе решения суда. Ст. 10 Федеральный  Закон «Об основах федеральной  жилищной политики» от 12.01.96 № 9-ФЗ Прекращение  права собственности на жилище возможно по основаниям, предусмотренным ст. 235 ГК РФ.

Конституционное право на жилище должно подкрепляться (наряду с гарантией обеспечения жильем) следующими составными частями, без которых оно не может быть реализовано.

Согласно ч.1 ст. 27 КРФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Нормативное содержание названного конституционного права включает:

- свободу передвижения  каждого по территории РФ;

- свободу выбор места  пребывания;

- свободу выбора места  жительства.

Реализация конституционного права на выбор места жительства не может ставиться в зависимость  от уплаты или неуплаты каких-либо налогов  и сборов, поскольку основные права  граждан РФ гарантируются КРФ  без каких-либо условий фискального  характера. Таким образом, отказ  в регистрации в связи с невыполнением гражданином обязанностей по уплате налогов и иных сборов противоречит КРФ.

КРФ содержит специальную  статью (ст. 25) о неприкосновенности жилища. В основе этого конституционного положения лежит запрет на проникновение  в жилище других лиц без согласия проживающих в нем граждан. Правоустанавливающими  документами являются документы  о праве собственности на данное жилое помещение, договор найма (поднайма) и т.п.

Проникнуть в жилище помимо воли проживающих в нем граждан могут на основании ФЗ сотрудники правоохранительных органов при проведении процессуальных следственных действий, в связи с возбуждением уголовного дела (обыск или выемка), наложении ареста на имущества должника, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление или произошел несчастный случай. В иных случаях действия лиц, направленные на проникновение в жилище, должны рассматриваться как неправомерные, и законодательством предусмотрена уголовная и административная ответственность за такие действия.

Новым ЖК РФ предусмотрен только судебный порядок выселения из жилых  помещений, что является дополнительной гарантией защиты жилищных прав. Основания  и порядок выселения граждан  из жилых помещений определяются законом.

Обеспечению права на жилище способствует система определенных мер помощи гражданам, желающим улучшить свои жилищные условия. Согласно ч. 2 ст. 40 КРФ поощряется жилищное строительство, создаются условия для осуществления  права на жилище. Реализация этой конституционной  нормы предполагает необходимость  разработки и внедрения, различных  организационно-правовых и финансовых мероприятий, способствующих удовлетворению жилищных потребностей населения.

Так, гражданам, необеспеченным жильем, по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему  компенсации (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и  ремонта жилья.

Особая роль в обеспечении  жилищных потребностей принадлежит  органам государственной власти и органам местного самоуправления, поскольку именно на них возлагается  Конституцией обязанность способствовать осуществлению права на жилище. Они, в частности, должны обеспечить возможность  кредитной поддержки граждан  и предоставления налоговых льгот  при строительстве и приобретении жилья; предоставление, продажу в  установленном земельным законодательством  в порядке земельных участков застройщикам для жилищного строительства  на территориях, определенных градостроительной  документацией; возможность получения  налоговых и финансово-кредитных  льгот организациями, предпринимателями, осуществляющими строительство, содержание, ремонт жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства; поддержку  банкам, предоставляющим льготные кредиты  для жилищного строительства  и др.

Гражданам могут предоставляться  компенсации (субсидии), обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг  с учетом совокупного дохода семьи  и действующих льгот. При строительстве  или покупке жилья граждане имеют  право на получение кредита под  залог, в том числе под залог  недвижимости, а также под гарантии органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления либо под гарантии организаций, общественных объединений. Граждане вправе получить в установленном порядке  компенсации (субсидии), льготные кредиты, ссуды от органов государственной  власти и управления, органов местного самоуправления для реализации права  на жилище.

Общий порядок оказания кредитно-финансовой поддержки населению установлен Положением о жилищных кредитах, утвержденном Указом Президента РФ от 10 июня 1994 года № 1180 (Сборник законодательства РФ 1994. № 7 Ст. 692). В положении предусмотрено  три вида кредитов: земельный кредит (краткосрочный или долгосрочный) на приобретение или обустройство земли  под предстоящее жилищное строительство; краткосрочный строительный кредит - для финансирования строительных работ; долгосрочный кредит - на приобретение жилья. Сумма, выдаваемого кредита  не должна превышать 70% стоимости приобретаемого или строящегося объекта. Остальные 30% стоимости строительства гражданин  оплачивает за счет средств, полученных в виде субсидий и собственных  сбережений.

Гражданам, осуществляющим строительство или приобретающим  жилье за счет собственных средств, а также за счет целевых кредитов, предоставляются налоговые льготы. Гражданам, осуществляющим индивидуальное жилищное строительство собственными силами, при вынужденной потере ими  работы, в том числе после увольнения послевооруженных сил, устанавливается  оплата труда на срок до двух лет, в  порядке, определенном законодательством  РФ для безработных, участвующих  в общественных работах.

В условиях рыночной системы  экономики реализация принципа удовлетворения жилищных потребностей обусловила необходимость  принятия государством дополнительных мер помощи малоимущим и иным гражданам, нуждающимся в жилище. Законом  закреплено правило, обеспечивающее поддержку  социально незащищенных слоев населения: для них предусматривается возможность  получения жилых помещений на условиях договора найма в домах  государственных, муниципальных и  других жилищных фондов бесплатно или  за доступную плату. К таким социально  незащищенным категориям законодательство относит, в частности, инвалидов  Отечественной войны и приравненных к ним лиц, ветеранов войны, семьи  погибших при исполнении государственных  обязанностей, семьи с доходами ниже прожиточного минимума.

Предоставление жилых  помещений на льготных условиях может  осуществляться из государственных, муниципальных, общественных фондов и той части  частного жилищного фонда, где проживают  на условиях найма социально незащищенные граждане.

Индивидуальные  жилые дома составляют значительную часть жилищного фонда страны. Особенностью жилищного строительства  является преобладание отдельных домов  на семью с хозяйственными постройками  и приусадебными участками. Право  собственности на жилой дом возникает  с момента государственной регистрации. Правовая регистрация законченного строительства дома производится на имя того лица, которому в установленном  законом порядке предоставлен земельный  участок для строительства. Строительство  начинается после заключения договора о возведении индивидуального жилого дома между органом коммунального  хозяйства местной администрации  и застройщиком. Договор удостоверяется нотариусом. Лицо, осуществившее самовольную  постройку, не приобретает на нее  прав собственности и обязано  снести ее за свой счет. В целях защиты интересов лица, осуществившего самовольную  постройку, и избежание непроизводительных расходов, установлено, что право  собственности на дом или иной самовольно построенный объект могут  быть признаны судом за лицом, осуществившим  на не принадлежащем ему участке  земли постройку, если данный участок  будет предоставлен затем ему  в установленном порядке под  размещение возведенной постройки. Иск к застройщику о признании  за членами семьи застройщика  или иными лицами права собственности  на часть дома, может быть удовлетворен лишь в тех случаях, когда между  этими лицами и застройщиком имелась  договоренность о создании общей  собственности на жилой дом и  именно в этих целях они вкладывали свой труд и средства в строительство  жилого дома. Жилой дом может принадлежать одному или нескольким собственникам. Судьба земельного участка следует  судьбе жилого дома, причем в свидетельстве  о собственности должна быть указана  доля в земельном участке каждого  собственника или отсутствие определения  таковой. Члены семьи собственника, проживающие совместно с ним, вправе пользоваться наравне с ним  помещениями в доме, если при их вселении не оговорено иное. Это  право сохраняется и при прекращении  семейных отношений. Пользование жилой  площадью в собственном доме не ограничено никаким сроком, оно бессрочно. Отсутствие, не проживание собственника в своем  доме независимо от длительности и  причин не влияет на его право собственности, важно, чтобы собственник в свое отсутствие выполнял обязанности по уплате налогов, по поддержанию дома в надлежащем техническом состоянии, содержал бы в порядке придомовую территорию.

В случае сноса  жилого дома, собственнику и членам его семьи постоянно проживающих  в этих домах, предоставляются по установленным нормам квартиры в  домах государственного жилого фонда.

 

формулировки конституционных  норм, связанных с правом на жилище, являются слишком общими,  большинство этих норм не могут иметь прямого действия. И Поэтому В отдельных случаях конституционная норма устанавливает необходимость принятия какого либо федерального закона.

фз о жилищных субсидиях, фз о жилищных кооперативах

фз «Об основах федеральной жилищной политики» и тд    

 Оценивая сложившееся  законодательство Российской Федерации  в сфере регулирования социальных  прав, следует отметить существование  значительных пробелов и противоречий, устранение которых связано как  с принятием новых федеральных  законов, так и обновлением  действующих.




Информация о работе Обеспечение и защита конституционного права граждан на жилище