Общая характеристика законодательства РФ о защите прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:48, контрольная работа

Описание работы

Основным нормативным актом регулирующим отношения по защите прав потребителей в Российской Федерации является закон РФ «О защите прав потребителей”, введенный в действие 7 апреля 1992 года, который дополнился Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» (Закон) Гражданское право. Учебник. / Под ред. Ю. К. Толстого, А.П. Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 1996

Файлы: 1 файл

зпп2.docx

— 28.75 Кб (Скачать файл)

 

Общая характеристика законодательства РФ о защите

прав потребителей

Закон об охране прав потребителей появился во многих западно-европейских странах еще в 70-е годы. Монополизация производства торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них - потребителя.

Основным нормативным  актом регулирующим отношения по защите прав потребителей в Российской Федерации является закон РФ «О защите прав потребителей”, введенный в действие 7 апреля 1992 года, который дополнился Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» (Закон) Гражданское право. Учебник. / Под ред. Ю. К. Толстого, А.П. Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 1996

.

Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями  и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления  работ и оказания услуг, то есть в  области в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан.

Закон не содержит каких либо общих критериев разграничения компетенции по регулированию упомянутых отношений между РФ и республиками в ее составе.

Закон не распространяется на потребителей - юридических лиц, а  также на потребителей - физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают, либо имеют  намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а например, для  предпринимательской деятельности.

Под личными бытовыми нуждами  следует понимать удовлетворение бытовых  потребностей не только гражданина, который  непосредственно приобрел данный товар, но также и любых других граждан, которые пользуются вещью на законных основаниях с согласия непосредственного  приобретателя, прежде всего члены  семьи.

Под предпринимателями понимаются изготовители, исполнители, продавцы, выступающие на рынке как предприятия, организации или учреждения, т. е. юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и  формы собственности их имущества.

Одним из важнейших прав потребителя  является право на получение товаров, результатов работ и услуг, соответствующих  обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым  требованиям а также информации о продукции (ст. 4 Закона).

Гражданский кодекс РФ (ГК) (ст. 245) устанавливает, что качество проданной  вещи должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии указаний в договоре - обычно предъявляемым  требованиям.

Несмотря на принципиальное совпадение подходов в ГК и Законе, некоторые различия все же есть.

1. Закон в отличие от  ГК не первое место поставил  не договор, а обязательное  требование стандартов.

Законом РФ от 28 мая 1992г. «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» установлено, что продукция (товары, (работы, услуги) поставляемая по государственным контрактам, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этими контрактами. В связи с этим на практике возникают вопросы о требованиях к качеству товаров, поставляемых не для государственных нужд, и о соотношении этого Закона и «Закона о защите прав потребителей».

В законе РФ «О поставках  продукции и товаров для государственных  нужд» зафиксированы два критерия: обязательные требования ГОСТ и условия  договора. Два других критерия (обычные  требования, информация о товаре) также  должны учитываться при определении  качества товара, поставляемых для  государственных нужд с цель дальнейшей реализации населению. Один принципиальный момент зафиксированный Законом от 28 мая 1992г.: для определения требований к качеству продукции может применяться лишь нормативная документация установленная законодательством. Правовая форма этих документов приобретает существенное значение, поскольку она связана с компетенцией соответствующего органа.

2. ГК отсылает обычно  предъявляемым требованиям в  тех случаях, когда требования  о качестве договором вообще  не предусмотрены (существенное  условие).

Закон предал обычно предъявляемым  требованиям самостоятельное значение, независящее от наличия или отсутствия в договоре условия о качестве.

3. Закон дополнительно  ввел новый критерий - информация  о продукции - критерий качества.

Специфическим правом потребителя  в сфере торгового обслуживания является право на обмен товаров  ненадлежащего качества. Оно действует  лишь в области торгового обслуживания и не применимо к отношениям, возникающим  в других сферах оказания услуг.

Согласно Закону (ст.23) обмену подлежат не все доброкачественные  товары. Такое право распространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех, которые будут  включены в специальные перечни, утверждаемые правительствами РФ и  республик в составе РФ.

Обмен доброкачественного товара, в отличие от недоброкачественного, может быть произведен только в том торговом предприятии, где он был приобретен.

Потребитель может осуществить  свое право на обмен доброкачественного товара в течение 14 дней, не считая дня  покупки. При не согласии потребителя с отказом в обмене он вправе предъявить к продавцу соответствующий иск.

Законодательство  об экспертизах некачественных и  опасных продовольственного сырья  и пищевых продуктов, их использовании  и уничтожении

В целях охраны здоровья населения  и предотвращения оборота некачественных пищевых продуктов на потребительском  рынке Правительство РФ своим  постановлением от 29 сентября 1997 г. N 1263 утвердило Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных  продовольственного сырья и пищевых  продуктов, их использовании и уничтожении.

Этим постановлением определена компетенция государственных органов  по проведению экспертизы и определению  дальнейшей судьбы некачественной продукции:

органы санитарно - эпидемиологического  надзора проводят экспертизу продукции, не отвечающей требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;

органы ветеринарного  надзора ответственны за экспертизу продукции животноводства, птицеводства и рыбы, а также продуктов растениеводства, не отвечающих требованиям ветеринарно-санитарных правил и норм;

органы надзора в области  стандартизации и сертификации проводят экспертизу в отношении продукции, не отвечающей требованиям государственных  стандартов и не прошедшей в установленном  порядке государственной сертификации;

органы контроля за качеством зерна и продуктов его переработки - в отношении этих продуктов, не отвечающих требованиям государственных стандартов;

органы контроля в торговле - в отношении продукции, не отвечающей обязательным требованиям качества, а также продукции с истекшим сроком годности.

В соответствии с утвержденным Положением некачественной и опасной  признается продукция:

не соответствующая обязательным требованиям качества и безопасности, установленным санитарными и ветеринарно - санитарными правилами и нормами, государственными стандартами и технической документацией;

имеющая явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у компетентного лица, осуществляющего проверку качества и безопасности продукции;

не имеющая документов изготовителя (поставщика) продукции, подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность, а также надлежащих документов о сертификации продукции;

свойства которой не соответствуют данному виду и наименованию продукции;

маркировка которой не соответствует требованиям нормативной и технической документации;

с неустановленным сроком годности для продукции, на которую  такой срок должен быть установлен, или с истекшим сроком годности.

Пищевая продукция, происхождение  которой ее владелец не может подтвердить, а также имеющая явные признаки недоброкачественности, подлежит утилизации и уничтожению без проведения экспертизы. До утилизации или уничтожения  она должна быть денатурирована ее владельцем в присутствии представителя  соответствующего органа любым способом, исключающим возможность ее использования  в пищу.

В остальных случаях обнаруженная некачественная пищевая продукция  подлежит экспертизе с целью определения  возможности ее дальнейшего использования  или уничтожения. На период экспертизы, принятия и исполнения решения эта  продукция хранится в отдельных  помещениях на складе или в изолированной  камере холодильника с соблюдением  условий, исключающих к ней доступ, и подлежит строгому учету. Отбор  проб (образцов) продукции осуществляется представителем соответствующего органа в присутствии ее владельца.

Экспертиза включает оценку соответствия сопроводительной документации на продукцию требованиям нормативной  и технической документации, оценку ее внешнего осмотра, исследований, состояния  упаковки и маркировки продукции. Выясняются также условия производства, закупки, поставки, транспортировки, хранения и  реализации продукции. При необходимости  проводятся лабораторные исследования (испытания) качества и безопасности.

На основании результатов  экспертизы оформляется заключение о разрешении или постановление о запрещении ее использования по назначению.

Ответственность за передачу продукции для дальнейшего использования  или уничтожения возлагается  на владельца продукции.

Уничтожение проводится в  присутствии комиссии, образуемой владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за ее уничтожение.

Инфицированные продукты, опасные для людей и животных, перед уничтожением или в его  процессе подвергаются обеззараживанию.

Уничтожение оформляется  актом, один экземпляр которого в 3-дневный  срок представляется органу, принявшему решение об уничтожении.

Все расходы, связанные с  хранением, транспортировкой, экспертизой, использованием или уничтожением некачественной и опасной пищевой продукции, несет ее владелец.

Изменения в новом законодательстве о защите прав потребителей

16 января 1996 г. вступил  в силу Закон РФ «О внесении  изменений и дополнений в Закон  Российской Федерации «О защите  прав потребителей» и Кодекс  РСФСР об административных правонарушениях»  Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в Закон РФ  «О защите прав потребителей»  и Кодекса РСФСР об административных  правонарушениях».

Изменения внесены практически  в каждую статью Закона. Многие из них  носят редакционный характер и не нуждаются в дополнительных комментариях. Однако ряд изменений довольно существенно  затрагивает интересы как потребителей, так и производителей (продавцов).

Если раньше потребитель  имел право потребовать замены любого товара при возникновении в нем  даже незначительных дефектов, то теперь Закон установил ограничения  на замену сложно-технических товаров. Право на их замену потребитель имеет  только в случае обнаружения существенного  недостатка.

Другой новацией Закона стало  установление сроков, в течение которых  продавец обязан исполнить требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара или расторжении  договора. Продавец (изготовитель) обязан выполнить такое требование не позднее  семидневного срока с момента  обращения потребителя. За каждый день просрочки возврата потребителю  денег установлена неустойка.

Аналогичные сроки установлены  для исполнения требований потребителя  при оказании ему различного рода услуг.

Закон установил более  суровую ответственность за нарушение  прав потребителей. Как и прежде, Государственный антимонопольный  комитет РФ осуществляет государственный  контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами прав потребителей. Однако если прежде сумма взыскиваемого за нарушение прав потребителей штрафа не могла превышать 1000000 руб., то принятые изменения дают право наложения штрафа в сумме до 5000 минимальных размеров оплаты труда.

Как известно, одной из форм деятельности общественных объединений  является предъявление исков в защиту отдельных потребителей или неопределенного  круга потребителей. Эти иски требуют  большой предварительной подготовки, затраты на которую ложатся на организацию. В целях изменения  ситуации в Закон введена норма  о возмещении общественным объединениям потребителей расходов, связанных с  подготовкой судебного иска, с  привлечением к участию в деле экспертов и юристов.

И наконец, еще одно изменение  в Законе, прямо затрагивающее  интересы общественных объединений  потребителей. Статья 13 Закона устанавливает  право судов при удовлетворении требований потребителей взыскивать с  ответчика штраф в бюджет за нарушение  добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. С принятием  изменений 50% от взысканных сумм будет  направляться в бюджет организации  потребителей, которая выступила  инициатором иска.


Информация о работе Общая характеристика законодательства РФ о защите прав потребителей