Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:48, контрольная работа
Основным нормативным актом регулирующим отношения по защите прав потребителей в Российской Федерации является закон РФ «О защите прав потребителей”, введенный в действие 7 апреля 1992 года, который дополнился Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» (Закон) Гражданское право. Учебник. / Под ред. Ю. К. Толстого, А.П. Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 1996
Общая характеристика законодательства РФ о защите
прав потребителей
Закон об охране прав потребителей появился во многих западно-европейских странах еще в 70-е годы. Монополизация производства торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них - потребителя.
Основным нормативным актом регулирующим отношения по защите прав потребителей в Российской Федерации является закон РФ «О защите прав потребителей”, введенный в действие 7 апреля 1992 года, который дополнился Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» (Закон) Гражданское право. Учебник. / Под ред. Ю. К. Толстого, А.П. Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 1996
.
Закон регулирует отношения,
возникающие между
Закон не содержит каких либо общих критериев разграничения компетенции по регулированию упомянутых отношений между РФ и республиками в ее составе.
Закон не распространяется на
потребителей - юридических лиц, а
также на потребителей - физических
лиц (граждан), если они используют,
приобретают, заказывают, либо имеют
намерение приобрести или заказать
товар, работу, услугу не для личных
бытовых нужд, а например, для
предпринимательской
Под личными бытовыми нуждами следует понимать удовлетворение бытовых потребностей не только гражданина, который непосредственно приобрел данный товар, но также и любых других граждан, которые пользуются вещью на законных основаниях с согласия непосредственного приобретателя, прежде всего члены семьи.
Под предпринимателями понимаются изготовители, исполнители, продавцы, выступающие на рынке как предприятия, организации или учреждения, т. е. юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности их имущества.
Одним из важнейших прав потребителя является право на получение товаров, результатов работ и услуг, соответствующих обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям а также информации о продукции (ст. 4 Закона).
Гражданский кодекс РФ (ГК) (ст. 245) устанавливает, что качество проданной вещи должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии указаний в договоре - обычно предъявляемым требованиям.
Несмотря на принципиальное совпадение подходов в ГК и Законе, некоторые различия все же есть.
1. Закон в отличие от ГК не первое место поставил не договор, а обязательное требование стандартов.
Законом РФ от 28 мая 1992г. «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» установлено, что продукция (товары, (работы, услуги) поставляемая по государственным контрактам, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этими контрактами. В связи с этим на практике возникают вопросы о требованиях к качеству товаров, поставляемых не для государственных нужд, и о соотношении этого Закона и «Закона о защите прав потребителей».
В законе РФ «О поставках
продукции и товаров для
2. ГК отсылает обычно
предъявляемым требованиям в
тех случаях, когда требования
о качестве договором вообще
не предусмотрены (
Закон предал обычно предъявляемым
требованиям самостоятельное
3. Закон дополнительно ввел новый критерий - информация о продукции - критерий качества.
Специфическим правом потребителя
в сфере торгового обслуживания
является право на обмен товаров
ненадлежащего качества. Оно действует
лишь в области торгового
Согласно Закону (ст.23) обмену подлежат не все доброкачественные товары. Такое право распространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех, которые будут включены в специальные перечни, утверждаемые правительствами РФ и республик в составе РФ.
Обмен доброкачественного товара, в отличие от недоброкачественного, может быть произведен только в том торговом предприятии, где он был приобретен.
Потребитель может осуществить свое право на обмен доброкачественного товара в течение 14 дней, не считая дня покупки. При не согласии потребителя с отказом в обмене он вправе предъявить к продавцу соответствующий иск.
Законодательство об экспертизах некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании и уничтожении
В целях охраны здоровья населения
и предотвращения оборота некачественных
пищевых продуктов на потребительском
рынке Правительство РФ своим
постановлением от 29 сентября 1997 г. N 1263
утвердило Положение о
Этим постановлением определена
компетенция государственных
органы санитарно - эпидемиологического надзора проводят экспертизу продукции, не отвечающей требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
органы ветеринарного
надзора ответственны за экспертизу
продукции животноводства, птицеводства
и рыбы, а также продуктов
органы надзора в области
стандартизации и сертификации проводят
экспертизу в отношении продукции,
не отвечающей требованиям государственных
стандартов и не прошедшей в установленном
порядке государственной
органы контроля за качеством зерна и продуктов его переработки - в отношении этих продуктов, не отвечающих требованиям государственных стандартов;
органы контроля в торговле - в отношении продукции, не отвечающей обязательным требованиям качества, а также продукции с истекшим сроком годности.
В соответствии с утвержденным Положением некачественной и опасной признается продукция:
не соответствующая обязательным требованиям качества и безопасности, установленным санитарными и ветеринарно - санитарными правилами и нормами, государственными стандартами и технической документацией;
имеющая явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у компетентного лица, осуществляющего проверку качества и безопасности продукции;
не имеющая документов изготовителя (поставщика) продукции, подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность, а также надлежащих документов о сертификации продукции;
свойства которой не соответствуют данному виду и наименованию продукции;
маркировка которой не соответствует требованиям нормативной и технической документации;
с неустановленным сроком годности для продукции, на которую такой срок должен быть установлен, или с истекшим сроком годности.
Пищевая продукция, происхождение которой ее владелец не может подтвердить, а также имеющая явные признаки недоброкачественности, подлежит утилизации и уничтожению без проведения экспертизы. До утилизации или уничтожения она должна быть денатурирована ее владельцем в присутствии представителя соответствующего органа любым способом, исключающим возможность ее использования в пищу.
В остальных случаях обнаруженная некачественная пищевая продукция подлежит экспертизе с целью определения возможности ее дальнейшего использования или уничтожения. На период экспертизы, принятия и исполнения решения эта продукция хранится в отдельных помещениях на складе или в изолированной камере холодильника с соблюдением условий, исключающих к ней доступ, и подлежит строгому учету. Отбор проб (образцов) продукции осуществляется представителем соответствующего органа в присутствии ее владельца.
Экспертиза включает оценку
соответствия сопроводительной документации
на продукцию требованиям
На основании результатов экспертизы оформляется заключение о разрешении или постановление о запрещении ее использования по назначению.
Ответственность за передачу
продукции для дальнейшего
Уничтожение проводится в
присутствии комиссии, образуемой владельцем
продукции совместно с
Инфицированные продукты, опасные для людей и животных, перед уничтожением или в его процессе подвергаются обеззараживанию.
Уничтожение оформляется актом, один экземпляр которого в 3-дневный срок представляется органу, принявшему решение об уничтожении.
Все расходы, связанные с хранением, транспортировкой, экспертизой, использованием или уничтожением некачественной и опасной пищевой продукции, несет ее владелец.
Изменения в новом законодательстве о защите прав потребителей
16 января 1996 г. вступил
в силу Закон РФ «О внесении
изменений и дополнений в
Изменения внесены практически в каждую статью Закона. Многие из них носят редакционный характер и не нуждаются в дополнительных комментариях. Однако ряд изменений довольно существенно затрагивает интересы как потребителей, так и производителей (продавцов).
Если раньше потребитель имел право потребовать замены любого товара при возникновении в нем даже незначительных дефектов, то теперь Закон установил ограничения на замену сложно-технических товаров. Право на их замену потребитель имеет только в случае обнаружения существенного недостатка.
Другой новацией Закона стало
установление сроков, в течение которых
продавец обязан исполнить требования
потребителя о соразмерном
Аналогичные сроки установлены для исполнения требований потребителя при оказании ему различного рода услуг.
Закон установил более
суровую ответственность за нарушение
прав потребителей. Как и прежде,
Государственный
Как известно, одной из форм
деятельности общественных объединений
является предъявление исков в защиту
отдельных потребителей или неопределенного
круга потребителей. Эти иски требуют
большой предварительной
И наконец, еще одно изменение
в Законе, прямо затрагивающее
интересы общественных объединений
потребителей. Статья 13 Закона устанавливает
право судов при удовлетворении
требований потребителей взыскивать с
ответчика штраф в бюджет за нарушение
добровольного порядка
Информация о работе Общая характеристика законодательства РФ о защите прав потребителей