Общие вопросы защиты прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 00:45, реферат

Описание работы

Каждое лиц вступающее в гражданско-правовые отношения может защищать свои нарушенные или оспариваемые права, охраняемые законом интересы. Бесспорным правом на защиту обладают и владельцы объектов интеллектуальной собственности.
Прежде чем перейти к рассмотрению общих положений защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, необходимо отметить, что следует различать охрану прав и защиту прав.

Содержание работы

1. Общие вопросы защиты прав
2. Защита авторских и смежных прав по российскому законодательству
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

реферат 1.docx

— 28.09 Кб (Скачать файл)

    Восстановление  положения, существовавшего до  нарушения права, применяется  в тех случаях, когда авторское  или смежное право в результате  нарушения не прекращает своего  существования и может быть  реально восстановлено путем  устранения последствий правонарушения. Например, автор, обнаруживший, что  в ходе подготовки его произведения  к опубликованию или в процессе  его использования в него внесены  не согласованные с ним изменения,  может потребовать восстановления  произведения в его первоначальном  виде.

    В тех случаях,  когда произведение уже обнародовано, восстановить нарушенные авторские  права в полном объеме уже  невозможно. Однако для защиты  своих нарушенных интересов и  частичного восстановления прав  автор может потребовать публикации  сведений о допущенном нарушении.

    Пресечение действий, нарушающих право или создающих  угрозу его нарушения, как и  признание права, может применяться  в сочетании с другими способами  защиты, например взысканием убытков,  или иметь самостоятельное значение. Так, в случае бездоговорного  использования произведения его  автор может потребовать как  запрещения его дальнейшего использования,  так и возмещения убытков, которые  им понесены в связи с таким  использованием. Однако интерес  автора может выражаться и  в том, чтобы лишь прекратить (пресечь) нарушение его прав  на будущее время или устранить  угрозу их нарушения. Типичными  примерами реализации данного  способа защиты являются наложение  запрета на выпуск произведения  в свет, запрещение дальнейшего  распространения произведения, запрет  на использование перевода или  переработки и т. п.

    Возмещение убытков,  взыскание с нарушителя незаконно  полученного дохода или выплата  им компенсации в твердой сумме  представляют собой один из  наиболее действенных способов  защиты авторских и смежных  прав. В данном случае имущественный  интерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных им имущественных потерь. При этом такая компенсация может быть либо прямо увязана с размером причиненного вреда (возмещение убытков), либо связана с ним лишь косвенным образом (взыскание незаконного дохода), либо вообще относительно независима от него (выплата компенсации).

    Основной формой  компенсации причиненного потерпевшему  ущерба является возмещение убытков.  Убытки взыскиваются в полном  объеме, т.е. и в виде реального  ущерба, и в виде упущенной  выгоды. Примером реального ущерба  являются расходы, затраченные  потерпевшим на устранение искажений  произведения или на восстановление  материального носителя, который  поврежден или уничтожен нарушителем  авторских прав. Упущенной выгодой  выступают те не полученные  потерпевшим доходы, которые он  мог бы получить при нормальном  осуществлении своего авторского  или смежного права. Поскольку  доказать наличие убытков и  обосновать их размер, особенно  в части упущенной выгоды, бывает  не всегда просто, закон предоставляет  потерпевшим возможность компенсировать  понесенные ими убытки двумя  другими, более простыми способами.

    Во-первых, они  могут взыскать с нарушителя  в свою пользу весь доход,  полученный последним вследствие  нарушения авторских и смежных  прав. В данном случае ответственность  нарушителя существенно повышается, так как речь идет о всем его незаконном доходе, а не только о полученной им прибыли. Напротив, положение потерпевшего облегчается, поскольку доказать размер дохода нарушителя, по общему правилу, гораздо проще, чем обосновать свою упущенную выгоду. В частности, это может быть сделано расчетным путем, исходя, например, из объема тиража и стоимости одного экземпляра произведения или фонограммы.

    Во-вторых, обладатели  нарушенных авторских или смежных  прав могут поступить еще проще,  потребовав от нарушителя выплаты  компенсации в твердой сумме.  Размер компенсации определяется  судом на основании иска.

    Наряду с применением  одного из рассмотренных способов  защиты, выбор которого осуществляется самим потерпевшим, он вправе потребовать от виновного нарушителя компенсации причиненного морального вреда. Правовым основанием для этого служат ст. 151,1099--1101 ГК, которые при наличии предусмотренных в них условий, в частности нарушения личных неимущественных прав авторов и исполнителей, применяются и в рассматриваемой сфере.

    Административно-правовой  способ защиты авторских прав  состоит в рассмотрении жалоб  авторов и других заинтересованных  лиц, а также протестов прокуроров  организациям, вышестоящим по отношению  к организациям, использующим произведения  авторов - министерствам, государственным  комитетам и т.д. Эти организации  осуществляют защиту прав авторов  и по собственной инициативе  в случаях обнаружения фактов  их нарушения.

    Преобладающим  является гражданско-правовой способ  защиты.

    Защита личных  неимущественных прав автора  осуществляется вне зависимости  от вины их нарушителя и  независимо от нарушения имущественных  интересов автора. Исковая давность  по спорам о нарушении личных  неимущественных прав не применяется  (ст.90 ГК РФ).

    Требования об  устранении допущенных нарушений  личных неимущественных прав  могут быть предъявлены автором,  а после его смерти - наследниками  или лицом, на которое автор  возложил охрану неприкосновенности своих произведений, а также организациями, на которые возложена охрана авторских прав.

    Обладатели исключительных  авторских прав вправе требовать  от нарушителя:

    - признания прав;

    - восстановления  положения, существовавшего до  нарушения права. Восстановление  нарушенного права может состоять  во внесении соответствующего  исправления в произведение, в  его заглавие или титульный  лист, указании имени автора и  т.д. Если исправить нарушение  таким образом невозможно, то  автор может требовать опубликации в печати о допущенных нарушениях;

    - пресечения действий, нарушающих право или создающих  угрозу его нарушения;

    - возмещения убытков,  включая упущенную выгоду. Под  убытками в этом случае понимаются  как понесенные кредитором расходы,  так и не полученные им по  вине должника доходы.

    Расходы автора  могут состоять, например, в затратах  на устранение искажений в  его произведении.

    Неполученные доходы (упущенная выгода) - это вознаграждение, которое автор получил бы при  отсутствии нарушений его авторских  прав.

    Размер убытков  определяется с учетом качества  произведения и ставок вознаграждения, предусмотренных для аналогичных  произведений или способов их  использования.

    Требования о  возмещении убытков могут быть  предъявлены независимо от требований  по защите личных неимущественных  прав автора, но удовлетворены  лишь в пределах срока исковой  давности;

    - взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие  нарушения авторских прав, вместо  возмещения убытков;

    - выплаты компенсации,  определяемой по усмотрению суда, вместо возмещения убытков или  взыскания дохода;

    - принятия иных  предусмотренными законодательными  актами мер, связанных с защитой  их прав. В частности, автор  может предъявить иск с требованием признать, что он не является автором приписываемого ему произведения.

    Указанные в  подпунктах 4, 5, 6 меры применяются  по выбору обладателя авторского  права.

    За защитой своего  права обладатель исключительных  авторских прав вправе обратиться  в установленном порядке в  судебные органы в соответствии  с их компетенцией.

    Суд выносит  решение о конфискации контрафактных  экземпляров произведения или  фонограммы, а также материалов  и оборудования, используемых для  их воспроизведения.

    По требованию  обладателя авторских прав контрафактные  экземпляры и фонограммы могут  быть ему переданы. Если такого  требования нет, контрафактные  экземпляры произведения подлежат  уничтожению.

    По общему правилу,  действие авторских прав на  произведение ограничивается территорией  того государства, в котором  это произведение было создано.  Это означает, что в других  государствах произведение может  быть свободно использовано без  согласия автора и без выплаты  ему вознаграждения. Произведение, охраняемое на территории одного  государства, получает охрану  на территории другого государства,  если между этими государствами  заключен двусторонний договор,  или оба эти государства являются  участниками многостороннего соглашения  о взаимном признании и охране  авторских прав. Таким образом,  первый вопрос, который возникает  при рассмотрении проблемы охраны  произведений российских авторов  за рубежом, заключается в выяснении  того, связывают ли Россию и  иностранное государство, на территории  которого будет использоваться  произведение, взаимные обязательства  в области авторского права.

    Если таких обязательств  не существует, определенные гарантии  соблюдения авторских прав могут  быть обеспечены лишь конкретным  авторским договором. Однако в  этом случае обязанности перед  автором будет нести только  его контрагент по договору. Третьи  лица, как правило, могут свободно  использовать произведение, если  только авторское законодательство  соответствующей страны не гарантирует  охрану всех без исключения  произведений.

    Когда права  российских авторов признаются  на территории иностранного государства,  объем субъективных прав авторов  определяется не российским законодательством,  а законами данного иностранного  государства и правилами международных  договоров. И Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1883г. (в редакции 1971 г.), и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (в редакции 1971г.) исходят из принципа национального режима, в соответствии с которым иностранным авторам - гражданам государств, которые участвуют в указанных Конвенциях, предоставляется такой же объем прав, какой признается за авторами - гражданами соответствующего государства. В разных странах объем и содержание этих прав не совпадают. Правда, для стран, участвующих в Бернской или во Всемирной конвенции (в редакции 1971 г.), эти различия не столь существенны, так как само участи государства в одной из этих Конвенций означает необходимость закрепления во внутреннем законодательстве определенного минимального уровня авторских прав.

    Рассмотренные  способы защиты прав авторов  и обладателей смежных прав являются лишь основными и не исчерпывают собой всех возможных мер, которыми могут воспользоваться потерпевшие.

 

Список используемых источников

1. Гражданский Кодекс Российской  Федерации. Ч. 4. М.

2. Уголовный Кодекс Российской  Федерации. М. 1996 г.

3. Борохович Л., Монастырская А., Трохова М. Ваша интеллектуальная собственность. СПб.: Питер. 2001

4. Павлодарский Е.А. Гражданское право России. М.: БЕК, 2007.

5. Садиков О.Н. Гражданское  право России. Ч. 4. М., 2006.

 

-----------------------

[1] Борохович Л., Монастырская А., Трохова М. Ваша интеллектуальная собственность. СПб.: Питер. 2001.

[2] Павлодарский Е.А. Гражданское право России. М.: БЕК, 2007. С. 471.


Информация о работе Общие вопросы защиты прав