Охрана здоровья женщин и матерей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Охрана женщин и детей — система государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану здоровья матери и ребенка. Медико социальное значение системы охраны материнства и детства заключается в сохранении здоровья женщины, снижении материнской и детской смертности.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................2
Охрана здоровья женщин и матерей.....................................................................3
Охрана детей............................................................................................................6
Особенности оказания детям стационарной помощи..........................................8
Здоровье детей дошкольного возраста................................................................10
Здоровье школьников............................................................................................14
Права беременных женщин, матерей и несовершеннолетних..........................16
Заключение.............................................................................................................22
Литература.............................................................................................................23

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 39.09 Кб (Скачать файл)

   Старшая медицинская сестра яслей-сада подчиняется непосредственно врачу, участвует в профилактических осмотрах детей, осуществляя антропометрические измерения; осматривает детей. При приеме в учреждение; проводит профилактические прививки, диагностические пробы, забор материала для лабораторных исследований; выполняет профилактические и лечебные назначения врача; организует и контролирует закаливание детей; осматривает и изолирует остро заболевших; оказывает первую доврачебную помощь при травмах; ведет ежедневное наблюдение за детьми, бывшими в контакте с инфекционными больными; организует текущую дезинфекцию; ставит в известность врача и заведующего дошкольным учреждением о нарушениях санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, питания, закаливания и физического воспитания детей; готовит заявки; получает, учитывает и хранит медикаменты, бактериальные препараты, дезинфицирующие средства, медицинский инструментарий и аппаратуру; ведет утвержденные формы медицинской документации; осуществляет пробу блюд перед их раздачей, отмечает в специальном бракеражном журнале их оценку (вкусовые качества, соответствие массы и объема их выходу, указанному в меню) и разрешение на выдачу, следит за проведением С-витаминизации питания.

   Важный раздел работы, который необходимо отразить в плане,— контроль за организацией питания, санитарным состоянием пищеблока, качеством продуктов питания, правильностью их закладки, соблюдением технологии приготовления пищи.

 

 

 

 

 

 

Здоровье школьников

   Все общеобразовательные учреждения комплектуются квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров.

   Учащиеся общеобразовательных учреждений обеспечиваются медицинскими осмотрами в соответствии с действующими требованиями, предъявляемыми федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения и образования.

   Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого-педагогической коррекции.

   При отсутствии медицинского работника руководство школы заключает договор с близлежащей поликлиникой о медицинском обслуживании детей.

   Администрация и медицинские работники образовательных учреждений с углубленным содержанием обучения при поступлении в их школу детей с хроническими заболеваниями должны разъяснять родителям, что обучение в таких школах является дополнительным фактором риска для здоровья больного ребенка.

   В школьном возрасте продолжается еще незавершившееся и бурно протекающее развитие ребенка. Детский организм в это время чрезвычайно пластичен и в большей степени подвержен влиянию различных благоприятных и неблагоприятных факторов.

   Обуславливает необходимость постоянного четкого врачебного наблюдения не только за здоровьем ребенка, но и за организацией его обучения в школе, условиями пребывания и воспитания дома. Поэтому все дети школьного возраста подлежат диспансерному наблюдению, которое заключается в осуществлении профилактических мероприятий, направленных на улучшение физического развития учащихся, укрепление их здоровья, предупреждение заболеваний, активное выявление начальных стадий развивающейся патологии, оздоровление и лечение ослабленных и больных школьников.

   Медицинское обеспечение учащихся общеобразовательных школ осуществляют школьный врач и сестра. В обязанность школьного врача входит организация своевременного проведения углубленных медицинских осмотров школьников в соответствии с методическими рекомендациями по диспансеризации детского населения, определение медицинской группы для занятий физической культурой. На основании данных углубленного осмотра он делает заключение о состоянии здоровья каждого ребенка, анализирует результаты осмотра в целом по школе.

   Результаты углубленного осмотра учащихся анализируются школьным врачом и докладываются на педагогическом совете школы и медицинском совете поликлиники или объединения. При этом указывается число и процент осмотренных детей уровень выявленной патологии в целом по школе и по отдельным периодам школьного возраста: младшего (7—10 лет), среднего 11 — 14 лет) и старшего (15 — 17 лет), уровень физического развития учащихся и распространенности отдельных заболеваний и отклонений по возрастно-половым группам, удельный вес детей, взятых на диспансерный учет, процент школьников, отнесенных к основной, подготовительной и специальной группе по физкультуре. Результаты диспансеризации подростков, частота и характер выявленной у них патологии учитываются и анализируются отдельно.

 

 

Права беременных женщин, матерей и несовершеннолетних

   В соответствии  со ст.23 Основ, государство обеспечивает  беременным женщинам право на  работу в условиях, отвечающих  их физиологическим особенностям  и состоянию здоровья.Эти положения находят развития в Трудовом законодательстве Российской Федерации1, законодательстве о социальном обеспечении. Так, например, запрещается использовать труд беременных женщин в ночное время (ст.96 ТК РФ); на сверхурочных работах (ст.99 ТК РФ) и т.д.

    Каждая женщина  в период беременности, во время  и после родов обеспечивается  специализированной медицинской  помощью в учреждениях государственной  или муниципальной системы здравоохранения  за счет средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья  граждан, а также за счет иных  источников, не запрещенных законодательством  Российской Федерации.

   Женщины во время  беременности и в связи с  рождением ребенка, а также во  время ухода за больными детьми  в возрасте до 15 лет имеют право  на получение пособия и оплачиваемого  отпуска в установленном законом  порядке.   В настоящее время  действует Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с последними изменениями от 25 июля 2002 г.)2

 

   Гарантированная  продолжительность оплачиваемого  отпуска по беременности и  родам определяется трудовым  законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.255 ТК РФ, право на отпуск по беременности  и родам имеют все работающие  женщины без какого-либо исключения, в том числе работающие по  трудовому договору, заключенному  на срок до двух месяцев, на  сезонных работах, с неполным  рабочим временем.

   Продолжительность  отпуска по беременности и  родам, указанная в ст. 255, соответствует  продолжительности этого отпуска, которая определена Законом "О  государственных пособиях гражданам, имеющим детей"3" Отпуск составляет 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после. При многоплодной беременности отпуск до родов увеличивается на две недели - с 70 до 84 календарных дней. При осложненных родах отпуск после родов увеличивается на 16 дней, т.е. с 70 до 86 календарных дней. При рождении двух или более детей отпуск после родов составляет 110 календарных дней.

   Таким образом, минимальная  продолжительность отпуска по  беременности и родам составляет 140 календарных дней, а максимальная - 194 календарных дня.

   Более длительный  отпуск до родов, 90 календарных  дней, установлен Законом Российской  Федерации "О социальной защите  граждан, подвергшихся воздействию  радиации вследствие катастрофы  на Чернобыльской АЭС"4 Общая продолжительность всего отпуска по беременности и родам в этом случае может достигнуть 200 календарных дней (90 + 110 дней).

   Отпуск по беременности  и родам исчисляется суммарно  и предоставляется женщине полностью  независимо от числа дней, фактически  использованных ею до родов.

   Основанием для  предоставления отпуска является  заявление беременной, а также  медицинское заключение о беременности (на практике – листок о  нетрудоспособности)5.

   Продолжительность  отпуска может быть увеличена  в соответствии с законодательными  актами республик в составе  Российской Федерации, правовыми  актами автономной области, автономных  округов, краев, областей, городов Москвы  и Санкт-Петербурга.

   Отпуск предоставляется  с выплатой пособия по государственному  социальному страхованию в порядке  установленном Федеральным закон  от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ "О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей" (с последними изменениями от 25 июля 2002 г)6

   В соответствии  со ст.8 Закона (размер пособия  по беременности и родам) пособие  по беременности и родам устанавливается  в размере: среднего заработка (дохода) по месту работы - женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Порядок исчисления среднего заработка (дохода) устанавливается Правительством Российской Федерации.

   Кроме обозначенных  групп прав, государство гарантирует  беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте  до трех лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечение их продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации.

   «В условиях продолжающегося  демографического кризиса особую  актуальность приобретает сохранение  жизни и здоровья каждого ребенка». Такие приоритеты провозглашаются  в программах во исполнение  ст. 24 Основ (права несовершеннолетних).

   В соответствии  с названной статьей, в интересах  охраны здоровья несовершеннолетние  имеют право на:

1) диспансерное наблюдение  и лечение в детской и подростковой  службах в порядке, устанавливаемом  Министерством здравоохранения  Российской Федерации, министерствами  здравоохранения республик в  составе Российской Федерации;

2) медико-социальную помощь  и питание на льготных условиях, устанавливаемых правительством  Российской Федерации, за счет  средств бюджетов всех уровней;

3) санитарно-гигиеническое  образование, на обучение и труд  в условиях, отвечающих их физиологическим  особенностям и состоянию здоровья  и исключающих воздействие на  них неблагоприятных факторов;

4) бесплатную медицинскую  консультацию за счет средств  бюджетов всех уровней при  определении профессиональной пригодности;

5) получение необходимой  информации о состоянии здоровья  в доступной для них форме.

   В Российской Федерации  в соответствии с Постановлением  Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. №916 7 действует общероссийская система мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. Ключевым направлением мониторинга является именно здоровье несовершеннолетних.

   Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

   Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих.

 

 

 

Заключение

   Показатель здоровья женщин и детей является наиболее чувствительным индикатором социально – экономического развития общества. Деятельность государства системы охраны материнства и детства направлено на реализацию комплекса социально – экономических и лечебно – профилактических мер по оптимизации образа жизни в семье, укрепление здоровья женщин и детей, обеспечение условий нормальной жизнедеятельности.

   Охрана здоровья женщин не может ограничиваться проведением мероприятий в период беременности, ее надо осуществлять в разные периоды жизни женщины и ее полового воспитания.

   В настоящее время состояние здоровья в РФ характеризируется падением уровня рождаемости, повышение общего коэффициента смертности. 20% новорожденных имеют отклонения от нормально физического и психологического здоровья. Каждый третий ребенок имеет отклонение от нормы в состоянии здоровья.

   В различных регионах абсолютно здоровыми можно считать 8-10% младше школьного возраста, 6 % детей среднего школьного возраста и 3,5% старшего.

 

 

 

 

Литература

1.  Артюшина Г.П./ Основы социальной медицины: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проспект, 2005 – 576с.

2.  Лавров И.Г., Майстрах К.В./ Социальная гигиена и организация здравоохранения: Учебник. – 4 –е изд., перераб. и доп.-М.: Медецина, 1987. – 264с.

3.  Тен Е.Е./Основы социальной медицины: Учебное пособие- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003 – 256с.

4.   http://www.allpravo.ru/

 

 

1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 7 января 2002 г. - N 1 (часть I). - Ст. 3.

 

2 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 22 мая 1995 г. - №21. - Ст. 1929.

3 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 22 мая 1995 г. - №21. - Ст. 1929.

4 Закон РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // Российская газета. - 5 августа 1992 г.

5 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н.Гусова - М.: ООО "ТК Велби", ООО "Издательство Проспект". – 2003.

Информация о работе Охрана здоровья женщин и матерей