Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:29, курсовая работа
Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства проведенный по следующим направления: всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования опеки и попечительства; рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих опеку и попечительство. В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку и попечительство;
определить содержание и признаки опеки и попечительства согласно действующему законодательству и правоприменительной практике.
Введение……………………………………………………………….3
§ 1. Понятие и цели опеки и попечительства……………………………….......7
§ 2. Органы опеки и попечительства……………………………………...........10
§ 3. Лица, назначаемые опекунами и попечителями……………………......…15
§ 4. Права и обязанности опекунов и попечителей …………………..……18
Заключение…………………………………………………………………….....24
Литература.................................................……………………………………....29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
§ 1. Понятие и цели опеки и
попечительства………………………………....
§ 2. Органы опеки и попечительства……………………
§ 3. Лица, назначаемые опекунами и попечителями……………………......…15
§ 4. Права и обязанности опекунов и попечителей …………………..……18
Заключение……………………………………………………
Литература....................
Применение положений законодательства об опеке и попечительстве в настоящее время показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, что влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.
В частности, опека
над недееспособными гражданами
устанавливается редко, хотя число
пациентов соответствующих
Еще реже устанавливается
попечительство над гражданами, ограниченными
судом в дееспособности. В первую
очередь это обусловлено тем,
что закон более не провозглашает
«борьбы с пьянством и
Другая причина
недостаточного использования положений
ГК РФ об ограничении дееспособности
гражданина (ст. 30) коренится в последствиях
такого ограничения. Действующее законодательство
напрямую не разрешает попечителю ограниченно
дееспособного гражданина получать
причитающийся подопечному
Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы курсовой работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории опеки и попечительства, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.
Степень научной разработанности проблемы. Понятие опеки и попечительства широко используется в юридической науке и правоприменительной практике, что обусловлено распространенностью данного института в гражданско-правовых отношениях.
Отдельные стороны проблемы применения норм гражданского законодательства об опеке и попечительстве неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты опеки и попечительства разрабатывали такие ученые, как Ершова Н.М., Пергамент А.И., и др.
В курсовой работе используются работы таких ученых в сфере гражданского и других отраслей права, как Веберс Я.Р., Свердлов Г.М., и ряда других авторов, комментарии гражданского законодательства, учебники гражданского права.
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.
Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства проведенный по следующим направления:
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.
Объектом научного анализа настоящей работы являются опека и попечительство как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.
Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, судебной практики.
Методологической основой
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.
Данные методы позволили наиболее
последовательно и полно
Эмпирическая база исследования построена
на нормативном материале и
Нормативную основу составили: Конституция РФ,1 федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования опеки и попечительства.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа опеки и попечительства как института гражданского права в свете последних изменений законодательства в данной области.
Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
До принятия ГК РФ 1994 г. отношения, связанные с опекой и попечительством, регулировались семейным законодательством. Однако при этом признавалось, что опека и попечительство тесно связаны с институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву. 2Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей3). Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства является обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.
В настоящее время основополагающие нормы об опеке и попечительстве содержатся в ГК РФ 4(ст. 31 – 40), который вместе с тем устанавливает, что деятельность опекунов и попечителей, относящаяся к воспитанию несовершеннолетних, состоящих под опекой или попечительством, является предметом регулирования семейного права (п. 1 ст. 150 Семейного кодекса РФ5). Согласно п. 4 названной статьи гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются ст. 36 – 38 ГК РФ. Таким образом, в курсе гражданского права предметом изучения являются гражданско-правовые аспекты опеки и попечительства.
Опека устанавливается
над детьми в возрасте до 14 лет, а
также над гражданами, признанными
судом недееспособными
В литературе
иногда высказывается мнение, что
опека устанавливается над
Попечительство отличается от опеки содержанием обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей. Оно устанавливается над гражданами, которые частично дееспособны, – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (п. 1 ст. 33 ГК РФ).
Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо – попечитель помогает частично дееспособному либо ограниченно дееспособному лицу осуществлять принадлежащие им права и исполнять обязанности своими советами и дает либо не дает свое согласие на совершение такими лицами сделок и других юридических действий (кроме сделок, которые несовершеннолетний или ограниченно дееспособный вправе совершать самостоятельно). Попечитель, таким образом, не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему принимать разумные решения, восполняя недостающий жизненный опыт несовершеннолетнего либо удерживая от неправильных действий гражданина, ограниченного в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Наряду с этим попечитель охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Опека и
попечительство находятся в ведении
органов местного самоуправления. Наиболее
важные вопросы решает непосредственно
глава районной, городской, районной
в городе администрации по месту
жительства лица, подлежащего опеке
или попечительству, или по месту
жительства опекуна (попечителя). Глава
администрации принимает
Орган опеки
и попечительства подбирает лиц,
которых можно назначить
Статья 37 части I Гражданского кодекса РФ, «Распоряжение имуществом подопечного», в пункте 2 предусматривает условие, согласно которому «опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного».
Органом опеки и попечительства согласно установленному статьей 34 ГК РФ правилу являются органы местного самоуправления. Функция органа опеки и попечительства определена законодателем как «надзор за деятельностью опекунов и попечителей» (п. 3 ст. 34 ГК РФ). Из чего напрашивается вывод, что, во-первых, подобная деятельность ограничена исключительно контролем за действиями опекунов и попечителей и не приобретает своего отдельного регулятивного характера; во-вторых, она не распространяется на действия иных лиц, тем более по отношению к участникам какого-либо договора.