Опека и попечительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства проведенный по следующим направления: всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования опеки и попечительства; рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих опеку и попечительство. В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку и попечительство;
определить содержание и признаки опеки и попечительства согласно действующему законодательству и правоприменительной практике.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
§ 1. Понятие и цели опеки и попечительства……………………………….......7
§ 2. Органы опеки и попечительства……………………………………...........10
§ 3. Лица, назначаемые опекунами и попечителями……………………......…15
§ 4. Права и обязанности опекунов и попечителей …………………..……18
Заключение…………………………………………………………………….....24
Литература.................................................……………………………………....29

Файлы: 1 файл

курсов готов.docx

— 52.20 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………….3

§ 1. Понятие и цели опеки и  попечительства……………………………….......7

§ 2. Органы опеки и попечительства……………………………………...........10

§ 3. Лица, назначаемые опекунами и попечителями……………………......…15

§ 4. Права и обязанности опекунов и попечителей …………………..……18

Заключение…………………………………………………………………….....24

Литература.................................................……………………………………....29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Применение положений  законодательства об опеке и попечительстве в настоящее время показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, что влечет за собой  рост числа случаев нарушения  прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.

В частности, опека  над недееспособными гражданами устанавливается редко, хотя число  пациентов соответствующих лечебных учреждений возрастает. К сожалению, все реже родные и близкие берут  на себя заботу о лицах, страдающих психическими расстройствами, что совсем неудивительно на фоне глобального  сокращения семейных связей и общего снижения уровня жизни. Кроме того, именно этот вид опеки характерен наибольшим количеством злоупотреблений  со стороны опекунов в отношении  имущества подопечного. Во многом данное обстоятельство вызвано отсутствием  механизма эффективного контроля за их действиями, а также неиспользованием органами опеки и попечительства института доверительного управления имуществом подопечных.

Еще реже устанавливается  попечительство над гражданами, ограниченными  судом в дееспособности. В первую очередь это обусловлено тем, что закон более не провозглашает  «борьбы с пьянством и алкоголизмом». Такие меры, практиковавшиеся в 80-е  годы, как принудительное лечение  от алкоголизма, безусловно, противоречат исповедуемой сегодня концепции  свободы личности и не могут быть восприняты современным правом. Однако, предоставив гражданам свободу  употребления и, более того, злоупотребления  спиртными напитками и наркотическими средствами, ограничив рамки вмешательства  в частную жизнь гражданина, наше государство многих из своих граждан  потеряло безвозвратно. По-видимому, при  определении границ вмешательства  в судьбу личности должны сочетаться как интересы самой личности в  удовлетворении ее потребностей, так  и интересы окружающих и общества в целом, заключающиеся в сохранении жизни и здоровья каждого гражданина, в недопущении падения уровня его социализации.

Другая причина  недостаточного использования положений  ГК РФ об ограничении дееспособности гражданина (ст. 30) коренится в последствиях такого ограничения. Действующее законодательство напрямую не разрешает попечителю ограниченно  дееспособного гражданина получать причитающийся подопечному доход. В законе закреплена только необходимость  выдачи согласия попечителя на получение  дохода и распоряжение доходом, что  не дает попечителю возможности изъять у подопечного денежные средства и непосредственно распорядиться  ими в его интересах.

Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы курсовой работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории опеки и попечительства, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.

Степень научной разработанности проблемы. Понятие опеки и попечительства широко используется в юридической науке и правоприменительной практике, что обусловлено распространенностью данного института в гражданско-правовых отношениях.

Отдельные стороны  проблемы применения норм гражданского законодательства об опеке и попечительстве неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты опеки и попечительства разрабатывали такие ученые, как Ершова Н.М., Пергамент А.И., и др.

В курсовой работе используются работы таких ученых в сфере гражданского и других отраслей права, как Веберс Я.Р., Свердлов Г.М., и ряда других авторов, комментарии гражданского законодательства, учебники гражданского права.

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной  разработанности проблемы.

Целью представленной работы выступает  комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства проведенный по следующим направления:

  • всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования опеки и попечительства;
  • рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих опеку и попечительство.

В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:

  • выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку и попечительство;
  • определить содержание и признаки опеки и попечительства согласно действующему законодательству и правоприменительной практике.

Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

Объектом научного анализа настоящей работы являются опека и попечительство как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.

Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, судебной практики.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще–  и частнонаучные, а также специальные методы познания.

Общими явились методы анализа  и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных  методов, с помощью которых проводилось  исследование, использовались метод  структурного анализа, системный и  исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть  различные аспекты опеки и попечительства в рамках цели и задач исследования.

Эмпирическая база исследования построена  на нормативном материале и судебной практике.

Нормативную основу составили: Конституция  РФ,1 федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования опеки и попечительства.

Научная новизна исследования заключается  в том, что оно представляет собой  одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа опеки и попечительства как института гражданского права в свете последних изменений законодательства в данной области.

 

 

 

 

 

 

§ 1. Понятие и цели опеки и попечительства

 

Каждый  гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права  и исполнять обязанности в  силу недостатка дееспособности или  ее полного отсутствия. Для восполнения  недостающей или отсутствующей  у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов  используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления  государственной защиты личности.

До принятия ГК РФ 1994 г. отношения, связанные с опекой и попечительством, регулировались семейным законодательством. Однако при этом признавалось, что опека и попечительство тесно связаны с институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву. 2Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей3). Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства является обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.

В настоящее  время основополагающие нормы об опеке и попечительстве содержатся в ГК РФ 4(ст. 31 – 40), который вместе с тем устанавливает, что деятельность опекунов и попечителей, относящаяся к воспитанию несовершеннолетних, состоящих под опекой или попечительством, является предметом регулирования семейного права (п. 1 ст. 150 Семейного кодекса РФ5). Согласно п. 4 названной статьи гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются ст. 36 – 38 ГК РФ. Таким образом, в курсе гражданского права предметом изучения являются гражданско-правовые аспекты опеки и попечительства.

Опека устанавливается  над детьми в возрасте до 14 лет, а  также над гражданами, признанными  судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1 ст. 32 ГК РФ). Сущность опеки состоит в том, что вместо ребенка, не достигшего 14 лет, либо вместо лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо – опекун. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и полностью заменяют подопечных в имущественных отношениях. Опекуны совершают от имени подопечных и в их интересах все необходимые сделки, они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, на основании удостоверения, выданного органом опеки и попечительства, либо решения этого органа о назначении данного лица опекуном.

В литературе иногда высказывается мнение, что  опека устанавливается над полностью  недееспособными гражданами6. Эта формулировка является неточной, поскольку ГК РФ не считает детей в возрасте от 6 до 14 лет полностью недееспособными, а, напротив, определяет объем их частичной дееспособности.

Попечительство  отличается от опеки содержанием  обязанностей, которые закон возлагает  на опекунов и попечителей. Оно устанавливается  над гражданами, которые частично дееспособны, – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (п. 1 ст. 33 ГК РФ).

Попечительство  состоит в том, что специально назначенное лицо – попечитель помогает частично дееспособному либо ограниченно дееспособному лицу осуществлять принадлежащие им права и исполнять обязанности своими советами и дает либо не дает свое согласие на совершение такими лицами сделок и других юридических действий (кроме сделок, которые несовершеннолетний или ограниченно дееспособный вправе совершать самостоятельно). Попечитель, таким образом, не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему принимать разумные решения, восполняя недостающий жизненный опыт несовершеннолетнего либо удерживая от неправильных действий гражданина, ограниченного в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Наряду с этим попечитель охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Органы опеки  и попечительства

 

Опека и  попечительство находятся в ведении  органов местного самоуправления. Наиболее важные вопросы решает непосредственно  глава районной, городской, районной в городе администрации по месту  жительства лица, подлежащего опеке  или попечительству, или по месту  жительства опекуна (попечителя). Глава  администрации принимает решение  об установлении опеки (попечительства) на основании соответствующего решения  суда и издает постановление о  назначении конкретного гражданина опекуном (попечителем). Выполнение остальных  функций в области опеки и  попечительства возлагается на соответствующие  отделы (управления), являющиеся структурными подразделениями органа местного самоуправления: в отношении несовершеннолетних – на отделы (управления) народного образования; в отношении лиц, признанных недееспособными вследствие психического расстройства, – на отделы (управления) здравоохранения либо отделы (управления) социальной защиты населения7.

Орган опеки  и попечительства подбирает лиц, которых можно назначить опекуном (попечителем), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в необходимых случаях оказывает  им помощь и содействие, рассматривает  жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие, меры в случае обнаружения обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного, и т.д. Таким образом, через органы опеки и попечительства осуществляется забота государства о гражданах, не обладающих дееспособностью либо обладающих частичной, неполной дееспособностью.

Статья 37 части I Гражданского кодекса РФ, «Распоряжение  имуществом подопечного», в пункте 2 предусматривает условие, согласно которому «опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного».

Органом опеки  и попечительства согласно установленному статьей 34 ГК РФ правилу являются органы местного самоуправления. Функция органа опеки и попечительства определена законодателем как «надзор за деятельностью опекунов и попечителей» (п. 3 ст. 34 ГК РФ). Из чего напрашивается  вывод, что, во-первых, подобная деятельность ограничена исключительно контролем за действиями опекунов и попечителей и не приобретает своего отдельного регулятивного характера; во-вторых, она не распространяется на действия иных лиц, тем более по отношению к участникам какого-либо договора.

Информация о работе Опека и попечительство