Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:47, реферат
Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Один из основных постулатов гражданского законодательства провозглашает, что самостоятельно реализовывать свои права и нести обязанности могут лишь полностью дееспособные лица.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
СМОЛЕНСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА «Государственного и муниципального управления»
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Правоведение»
Тема: «Опека и попечительство»
Никитин Серней Владимирович
1 курс, заочная форма обучения,
13 группа ГЗО
Смоленск - 2012
Содержание
Введение
Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Один из основных постулатов гражданского законодательства провозглашает, что самостоятельно реализовывать свои права и нести обязанности могут лишь полностью дееспособные лица.
Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет самостоятельную ответственность за свои действия. Положение ст. 60 Конституции РФ [1] о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК) [2].
Полная же дееспособность предполагает наличие двух обязательных условий:
- совершеннолетие;
- вменяемость.
При этом с одной стороны не гуманно лишать несовершеннолетних и невменяемых возможности нормального существования в обществе. А с другой позволить бесконтрольно осуществлять свои права людям, которые в силу возрастных или психических особенностей, не могут должным образом осознать суть своих действий.
Именно с этой цель и возник, а впоследствии был и законодательно закреплен институт опеки и попечительства, целью которого является оказание помощи недееспособным и ограниченно дееспособным гражданам.
В последние годы продолжает
увеличиваться число детей
За 2008 год в Смоленске выявлено 47 детей, оставшихся без попечения родителей - «отказных». Усыновлено 64 ребенка, из них гражданами России – 27 ребенок, иностранными гражданами – 37 детей [15].
Опека и попечительство, как государственный институт, решает следующие социальные задачи:
- обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
- защита прав и законных интересов подопечных;
- обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
- обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
- обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
Отношения в сфере опеки и попечительства до недавнего времени регулировались исключительно Гражданским Кодексом РФ, а также в более специальной форме – Семейным кодексом РФ. Однако 24.04.2008г. был принят федеральный закон N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», который вступил в силу с 1 сентября 2008г.
Поэтому целью работы является анализ существующей нормативной базы касающейся опеки и попечительства.
Задачи:
- Изучить понятия опека и попечительство,
- Рассмотреть структуру, задачи и полномочия органов опеки и попечительства,
- Раскрыть статус, права
и обязанности опекунов и
- Рассмотреть специальные виды опеки и попечительства (установление опеки и попечительства над несовершеннолетними, установление опеки и попечительства над совершеннолетними недееспособными гражданами, установление попечительства над совершеннолетними гражданами),
- Рассмотреть условия прекращения опеки и попечительства,
- Изучить особенности деятельности органов опеки и попечительства в Смоленской области.
1. Понятие опеки и попечительства
Опека и попечительство
– комплексный раздел семейного
и гражданского права, включающий все
виды попечения над лицами, которые нуждаются в особых
формах охраны своих прав и интересов,
и имеющий целью защиту их имущественных
и неимущественных прав.
В соответствии со ст.ст. 31-33 Гражданского
кодекса РФ [2], опека и попечительство
устанавливаются для защиты прав и интересов
недееспособных или не полностью дееспособных
граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними
устанавливаются также в целях их воспитания.
Опека устанавливается над малолетними лицами, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
Попечительство
Федеральный закон, конкретизировал
понятия опеки и
- опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
- попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 ГК РФ [2].
2. Структура, задачи, полномочия органов опеки и попечительства РФ и Смоленской области
В соответствии с Федеральным законом, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На практике структура органов опеки и попечительства имеет районное деление, то есть в каждом районе имеется соответствующий отдел органа опеки и попечительства [5].
Федеральным законом на органы опеки и попечительства возложены следующие задачи:
- защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
- надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
- контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:
- выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
- обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
- установление опеки или попечительства;
- осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
- освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
- выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
- заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных;
- представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
- выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных;
- подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
- оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей.
Управление опеки и
попечительства Администрации города
Смоленска создано
Финансирование деятельности управления осуществляется за счет средств бюджета города.
Согласно постановлению Главы города Смоленска от 30.09.2005 № 2723 «О штатном расписании Администрации города Смоленска» в штате управления опеки и попечительства числятся 20 единиц (из них муниципальных служащих – 18, специалистов, занимающих технические должности – 2) [15].
Основными направлениями работы Администрации города Смоленска как органа опеки и попечительства являются:
- защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- проведение конкурсов, фестивалей детского творчества, спортивных соревнований для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, приемная семья, опека, патронат);
- разработка научно-методических рекомендаций для семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствование кадрового потенциала данной системы;
- опека и попечительство над совершеннолетними.
Федеральный закон предусматривает
возможность делегирования
- образовательным;
- медицинским;
- организациям, оказывающим социальные услуги;
- иным организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением Главы города Смоленска от 01.06.2005 № 1490 «Об управлении опеки и попечительства Администрации города Смоленска» функционирует созданная указанным постановлением комиссия по защите прав несовершеннолетних. Заседания проводятся два раза в неделю. В полномочия указанной комиссии входит решение вопросов защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних [9].
В Управлении опеки и попечительства в целях учета, контроля и своевременного принятия необходимых мер защиты прав граждан, состоящих на учете в управлении опеки и попечительства Администрации города Смоленска ведется электронная база данных «Выявление, учет и устройство граждан органом опеки и попечительства на территории города Смоленска», что должно привести к эффективности работы Администрации города Смоленска как органа опеки и попечительства. Информационная система основывается на официальной информации, полученной от органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных органов, учреждений и организаций.