Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 14:02, курсовая работа
Цель работы – характеристика принципов гражданского права.
Задачами работы являются:
- установление понятия и сущности принципов;
- анализ содержания принципов;
- выявление особенностей применения принципов гражданского права.
Введение………………………………………………………………….…………3
Глава 1. Общая характеристика принципов гражданского права……….………5
Глава 2. Основные принципы гражданского права………………….………….14
2.1. Принцип свободы граждан и юридических лиц в приобретении
и осуществлении своих прав………….…………………………….………..14
2.2. Принцип равенства участников регулируемых отношений……….……….14
2.3. Принцип неприкосновенности собственности…………………….……….15
2.4. Принцип свободы договора………………………………………….………16
2.5. Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела.17
2.6. Принцип дозволительной направленности гражданско-правового
регулирования………………………………………………………………..17
2.7. Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств
на всей территории Российской Федерации………………………………..19
2.8. Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав,
обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты…..19
Заключение……………………………………………………………………….23
Глоссарий………………………………………………………………………...26
Список использованных источников……………………………………………28
Приложения……………………………………………………………………...30
- принципы гражданского права (нормативные обобщения, объективированные в материи гражданского права).
Разумеется, каждый принцип не абсолютен. Законом обязательно устанавливаются некоторые необходимые в общественных интересах ограничения, например, лицензирование отдельных видов предпринимательства, запрет монополизации рынка или недобросовестной конкуренции и т. п.
В связи с этим важен принцип запрета злоупотребления правом. В соответствии с ним исключается безграничная свобода в использовании участниками гражданских правоотношений имеющихся у них прав.
Право всегда имеет определенные границы, как по содержанию, так и по способам осуществления предусмотренных им возможностей. Как видится, этот принцип не входит в противоречие с другими, так как при отсутствии ограничений право превращается в свою противоположность – произвол.
Проблема разработки теоретических основ регулирования общественных отношений всегда остро стояла перед юридической наукой. Развитие теории права требует своевременного переосмысления ряда категорий, выхода на новый уровень исследований. В частности, речь идет о проблеме сущности основных начал гражданско-правового регулирования и их взаимообусловленности и связи с иными правовыми явлениями.
Правовое регулирование существующих общественных отношений носит поотраслевой характер. При этом имеется в виду формирование отдельных отраслей, каждая из которых объединяет внутренне связанные между собой нормы. Единство режима любой отрасли, в конечном счете, отражает исходные положения, сформулированные применительно к тому, что составляет ее предмет. Единство отрасли выражается, в частности, в выделении в ее рамках общей части, само существование которой это единство подтверждает и обеспечивает.
Например, В п.3 ст.1 ГК РФ закреплен принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории России. Единое государство опирается на единый рынок, который не терпит каких-либо внутренних границ и барьеров. Поэтому ст.8 Конституции РФ и п.3 ст.1 ГК РФ устанавливают правило о свободном перемещении на всей территории РФ товаров, работ, услуг и финансовых средств.
В соответствии с указанным принципом субъекты РФ и другие лица не вправе устанавливать какие-либо местные правила, препятствующие свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств в едином экономическом пространстве РФ. Конкретизация этого общегражданского принципа осуществляется в отдельных актах гражданского законодательства.
К примеру, в соответствии с п.1 ст.7 Закона о конкуренции не допускается издание актов или совершение действий, устанавливающих запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одних регионов РФ (республики, края, области, района, города, внутригородского района) в другие.
Товары, работы и услуги могут иметь различный правовой режим. Поэтому их свободное перемещение должно осуществляться в соответствии с их правовым режимом. Так, свободное перемещение товаров, ограниченных в обороте, должно осуществляться в соответствии с правилами об ограниченно оборотоспособных объектах. Свободное перемещение валютных ценностей осуществляется по правилам, установленным валютным законодательством и т. д.
Хотя эти правила могут косвенно влиять на перемещение отдельных объектов, они не являются исключением из общего принципа свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Исключения из принципа свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств могут вводиться только в соответствии с федеральным законом и только в том случае, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74 Конституции РФ).
Например, ст. 29 УЖД предусматривает возможность введения ограничений или временных запрещений на перевозки грузов, багажа, грузобагажа в определенных направлениях, если это вызывается действием непреодолимой силы или общественными интересами.
Отраслевое регулирование, опирающееся на единый предмет, позволяет решать многие задачи, которые возникают при кодификации действующих норм и их применении, при принятии новых норм и конструировании целых институтов.
Принципы
права могут находить выражение в законодательстве
(см., например,
закрепление на конституционном уровне
основных прав, свобод и обязанностей
граждан, основ общественного и государственного
строя; см. также ч. 2 ст. 6 ГК РФ, ст. 5 Семейного
кодекса РФ; в ГК РФ: содержится указание
на общие начала и смысл гражданского
законодательства, на требования добросовестности,
разумности и справедливости, в Семейном
кодексе РФ - на общие начала и принципы
семейного или гражданского права, на
принципы гуманности, разумности и справедливости).
Однако в этом случае не вполне правомерно
указывать на нормативный акт как на источник
права, не признавая данное качество за
принципами права. Последние не поглощаются
нормативными актами. Впрочем, в литературе
отмечается различное понимание принципов
права, равно как и невозможность дать
их четкий перечень. В последнее время
некоторые авторы говорят о том, что принципы
права начинают приобретать универсальное
значение и рассматриваться как своего
рода «высшее право», особенно в области
обеспечения прав человека.
Здесь же, наряду с доктриной и принципами
права (или вместо них), возможно говорить
еще об одном источнике права, который
иногда указывают в качестве самостоятельного,
- о правосознании.
Таким образом, принципы гражданского права, будучи порожденными из правовых идей, нашли свое закрепление на законодательном уровне в одной из статей ГК РФ.
Рассмотрим исследуемые принципы более подробно.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
2.1. Принцип свободы граждан и юридических лиц
в приобретении и осуществлении своих прав
Этот принцип является одним из необходимых условий функционирования гражданско-правового механизма. Гражданское право призвано опосредовать частные интересы граждан и юридических лиц. Наиболее же адекватное опосредование частных интересов возможно только в том случае, если граждане и юридические лица участвуют в гражданском обороте по своей воле и в своем интересе. Вместе с тем для нормального функционирования гражданско-правового механизма в некоторых случаях требуется отступление от указанного принципа. Так, гл. 50 ГК РФ предоставляет гражданам и юридическим лицам действовать в чужом интересе без поручения постольку, поскольку эти действия соответствуют интересам другого субъекта гражданского права.
2.2. Принцип равенства участников регулируемых отношений
Данный принцип означает, что ни один из субъектов гражданских правоотношений не обладает какими-либо преимуществами перед другими субъектами гражданского права. Одним из проявлений исследуемого принципа является то, что те же нормы права распространяются на отношения с участием граждан и на отношения с участием организаций, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Вступая в гражданские правоотношения, указанные субъекты не могут пользоваться теми властными полномочиями, которыми они обладают как соответствующие публичные образования. В силу принципа равенства всех субъектов гражданского права РФ, субъекты РФ и муниципальные образования не могут использовать свои свойства суверенитета и иммунитета, когда вступают в гражданские правоотношения. Если отдельные нормы гражданского законодательства нарушают данный принцип, они не должны применяться. Так, Конституционный Суд РФ признал несоответствующим Конституции РФ10 положение абз.3 п.2 ст.77 Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку оно позволяет внешнему управляющему в одностороннем порядке расторгнуть договоры должника на том лишь основании, что они заключены на срок свыше одного года.11
Не должны противоречить рассматриваемому принципу и нормативные акты иной отраслевой принадлежности, что, к сожалению, имеет место. Так, в нарушение принципа равенства субъектов гражданского права местного самоуправления, закрепив иммунитет государственного бюджета, предоставляет неоправданные преимущества РФ, ее субъектам и муниципальным образованиям перед другими субъектами гражданского права.
Между нормами различной отраслевой принадлежности в принципе не должно быть противоречий, поскольку они регулируют различные общественные отношения. В данном случае речь идет о правовом регулировании имущественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Поэтому при решении вопроса об ответственности одного субъекта гражданского права перед другим должен применяться принцип равенства этих субъектов.
Этот принцип проходит через все структурные подразделения гражданского законодательства. К примеру, если ранее в законодательстве предусматривалось два срока исковой давности: три года для физических лиц и один год для организаций, то в ныне действующем законодательстве закреплен единый для всех субъектов гражданского права трехгодичный срок исковой давности.
2.3. Принцип
неприкосновенности
Это принцип основан на соблюдении имущественного порядка в экономике и стабильности гражданского оборота. В соответствии с этим принципом нормы гражданского права обеспечивают собственникам возможность стабильного становления правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом, без чего невозможно функционирование рыночной экономики. Ни один субъект гражданского права не может быть лишен своего имущества иначе, чем по решению суда (п.3 ст.35 Конституции РФ12). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Перечень оснований прекращения права собственности помимо воли собственника, содержащийся в ст.235 ГК РФ, является исчерпывающим, и расширительному толкованию не подлежит.
Содержащиеся в некоторых нормативных актах правила о внесудебном принудительном изъятии имущества у собственника противоречат не только гражданско-правовому принципу неприкосновенности собственности, но и Конституции РФ и поэтому применяться не должны. Нормы гражданского права защищают собственность граждан, юридических лиц и других субъектов гражданского права от посягательства со стороны любых лиц, включая органы государственной власти и органы местного самоуправления. В то же время принцип неприкосновенности собственности может быть подвергнут известным ограничениям в целях сохранения необходимого баланса публичных и частных интересов, как это указано в постановлении Конституционного Суда РФ.13
2.4. Принцип свободы договора
Данный принцип предусматривает свободу усмотрения субъектов гражданского права как в выборе партнеров по договору, так и в выборе вида договора и условий, на которых он будет заключен. Закрепление этого принципа в гражданском праве означает отказ законодателя от понуждения к заключению договора на основе обязательных для сторон планово-административных актов. Это является чрезвычайно важным в условиях рыночной экономики, не допускающей административного вмешательства в гражданский оборот. Вместе тем, в отдельных случаях в общественных интересах в гражданском законодательстве имеются и отступления от указанного принципа. Так, в общественных интересах в случаях, предусмотренных законом, для поставщика обязательным является заключение договора поставки товаров для государственных нужд (п.2 ст.527 ГК РФ).
В интересах экономически более слабой стороны (потребителя) для коммерческой организации является обязательным заключение публичного договора (ст. 426 ГК РФ).
2.5. Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела
Принцип обусловлен тем, что нормы гражданского права призваны выражать и защищать, прежде всего, частные интересы участников гражданского оборота. Этого невозможно достигнуть, если кто-либо будет произвольно вмешиваться в их частные дела.
Это означает, что органы государственной власти и местного самоуправления и любые иные лица не вправе вмешиваться в частные дела субъектов гражданского права, если они осуществляют свою деятельность согласно требованиям законодательства. К примеру, органы государственной власти и местного самоуправления не вправе указывать гражданам и юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, какие товары (работ, услуги) им производить, на каких условиях и по каким ценам реализовывать.
Ст. 23 Конституции РФ говорит о праве каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Однако необходимо обратить внимание на то, что не допускается произвольное вмешательство в частные дела. В тех случаях, когда частные интересы входят в противоречие с публичным интересом, гражданское законодательство допускает вмешательство в частные дела граждан и юридических лиц.
В этих случаях в гражданское законодательство вносятся публично-правовые элементы, без которых не может обойтись ни одно гражданское общество. Так, в соответствии с п.1 ст.49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
2.6. Принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования
Значение данного принципа в условиях рыночной экономики чрезвычайно велико.
Рыночная экономика может успешно функционировать только в том случае, если субъекты гражданского права обладают необходимой свободой, проявляют предприимчивость, инициативность и иную активность в сфере гражданского оборота. Это было бы невозможным без воплощенного в нормах гражданского права принципа дозволительной направленности гражданско-правового регулирования общественных отношений.
В настоящее время нормы права сформулированы по принципу «разрешено все, что не запрещено законом». В соответствии с этим правилом субъекты гражданского права могут совершать любые действия, не запрещенные законом. В частности, граждане и юридические лица, наделенные общей правоспособностью, могут заниматься любыми видами предпринимательской и иной деятельности, не запрещенной законом (ст.ст.18 и 49 ГК РФ). Кроме этого, следует учесть, что большинство норм гражданского права носит диспозитивный характер, поэтому их применение всецело зависит от усмотрения участников гражданского оборота. Они могут исключить применение диспозитивной нормы к своим отношениям, могут изменить ее содержание в целом или какой-либо ее части и т.д.