Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 16:42, курсовая работа
Закон о защите прав потребителей подробно регламентирует права потребителя, устанавливает нормы их реализации и ответственность исполнителя. Этот закон является одним из наиболее действенных российских нормативно-правовых актов. Ежегодно потребителями в судах выигрываются тысячи дел по искам, предъявленным к бракоделам. Значительная часть таких дел имеет отношение к работе транспортных организаций.
Введение……………………………………………………………………....... 3
1.Основные законодательные акты, регулирующие перевозку пассажиров 4
2. Договор перевозки пассажира
2.1 Понятие перевозки и пассажира……………………………………... 6
2.2 Основные положения о договоре перевозки пассажира…………… 8
3 Права и обязанности сторон по договору перевозки пассажира…………. 13
4. Содержание договора перевозки пассажиров…………………………….. 23
5. Защита прав пассажиров…………………………………………………… 26
Заключение…………………………………………………………………….. 32
Список используемых источников………………………………………........ 33
Включение в единое понятие договора перевозки как пассажира, так и его багажа не дает оснований для вывода о правовом единстве этих двух договоров. Тем более что и признаки их различны: договор перевозки багажа – реальный, пассажира – консенсуальный . Письменное оформление этих договоров также различно: заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа, грузоотправителями грузобагажа – багажными , грузобагажными квитанциями соответственно. Примерно аналогичный порядок оформления перевозок пассажиров и их багажа действует на воздушном транспорте (ст. 105 ВК). Права и обязанности сторон по договору перевозки пассажира достаточно подробно регламентированы законодательством. Установлены основания для одностороннего расторжения договора по инициативе как перевозчика, так и пассажира (ст. 107 и 108 ВК).
Применяя правила п. 1 ст. 786 ГК РФ, нужно учесть, что:
а) перевозчиком в договоре перевозки пассажира могут быть не только государственные или муниципальные транспортные организации, но и частные коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, получившие в установленном порядке лицензию;
б) пассажиром могут быть только граждане. Наряду с пассажиром по одному билету к поездке могут допускать бесплатно и его ребенка без предоставления последнему места. В этом случае ребенок признается пассажиром, сделку в интересах которого заключил законный представитель;
в) предмет договора перевозки пассажира состоит в том, чтобы перевозчик перевез пассажира и сданный им багаж в пункт назначения, а последний оплатил проезд и провоз багажа. Провоз багажа без пассажира по общему правилу запрещается. Однако выдача багажа может быть произведена как самому пассажиру, так и управомоченному им лицу.3
Особенностью перевозки является то, что договор начинает действовать не тогда, когда Вы приобретаете билет, а в тот момент, когда Вы вошли вагон поезда, салон автобуса или на борт самолета.
Еще одна особенность перевозки – невозможность для пассажира управлять ситуацией. Если Вы едете в автобусе, поезде или летите в самолете Ваша жизнь зависит от профессионализма водителя (машиниста, летчика), а также от массы других обстоятельств.
Договор перевозки пассажира заключается устно (при предварительной продаже билетов) либо путем совершения конклюдентных действий (подача городского транспорта к остановке, посадка пассажиров в транспорт). Доказательством заключения договора является пассажирский билет. Его, однако, нельзя рассматривать в качестве письменной формы договора, поскольку он не подписывается сторонами, как того требует ст. 160 ГК РФ для письменной сделки.
Чаще всего билеты выдаются без указания имени пассажира. Именными являются билеты на самолет, а также билеты на поезда дальнего следования (в том числе льготные).
При пользовании индивидуальными легковыми таксомоторами договор заключается устно, при этом билет пассажиру не выдается. Размер платы за проезд определяется по счетчику.
На городских видах транспорта (за исключением такси) для удобства пассажиров продаются билеты (на предъявителя) на поездки одним видом городского транспорта или несколькими. Приобретение такого билета еще не означает заключения конкретного договора перевозки пассажира хотя бы потому, что перевозчик (транспортное предприятие) не индивидуализирован.
Конкретный договор перевозки считается заключенным в момент посадки пассажира на транспорт.
Формы билетов (квитанций) устанавливаются в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Наряду с разовыми билетами допускается оформление договора перевозки пассажира билетами многократного пользования (проездные билеты, сезонные, единые и т. п.), используемыми обычно в городском и пригородным пассажирском транспорте.4
Договоры перевозки пассажиров могут быть разовые (для однократного проезда) и длительные. Последние применяются при перевозках городским и пригородным транспортом и заключаются путем приобретения абонементного билета. Разовые договоры могут заключаться для проезда в одном, а иногда и в обратном направлении (туда и обратно) и имеют установленный срок действия (срок годности), в пределах которого пассажир имеет право делать остановки в пути, т. е. прерывать перевозку. В некоторых случаях срок годности билета может быть продлен. При этом, если билет не был использован по уважительной причине (например, по болезни пассажира), перевозчик обязан, а в остальных случаях вправе продлить срок годности билета.5
3. Права и обязанности сторон по договору перевозки пассажира
Основная обязанность пассажира – уплата провозных платежей. Приобретение билета и означает исполнение данной обязанности, если пассажиру не предоставлено право бесплатного проезда. Пассажир обязан хранить билет до окончания поездки и предъявить его в пути следования по первому требованию должностных лиц, уполномоченных на проверку проездных документов. Пассажир, обнаруженный в поезде (на судне, в самолете) без билета или с билетом, не дающим право на проезд в данном поезде (на судне в самолете), обязан уплатить штраф в установленном размере и, кроме того, стоимость проезда до ближайшей станции (порта). Затем он либо приобретает билет для дальнейшего следования, либо удаляется из поезда (снимается с рейса). Пассажиры при следовании на транспортном средстве обязаны соблюдать правила, установленные на каждом виде транспорта. В частности, пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок, правила пользования транспортными средствами, вокзальными помещениями, бережно относиться к имуществу транспортных организаций. За нарушение этих положений пассажир может быть привлечен к административной ответственности.
При обнаружении в сданном для перевозки багаже предметов, перевозка которых в качестве багажа запрещена, перевозчик имеет право прекратить действие договора перевозки пассажиров и багажа. Отправитель багажа уплачивает при этом штраф в размере десятикратной стоимости платы за перевозку багажа, если в соответствии с законодательством Российской Федерации перевозка таких предметов не влечет за собой административной или уголовной ответственности (ст. 131 ТУЖД).
Права, которые принадлежат пассажиру, различны и могут быть связаны с: а) заключением и исполнением договора перевозки; б) изменением первоначально заключенного договора и в) отказом от его исполнения. В самом общем виде они указаны в ст. 786 ГК и конкретизированы в транспортных уставах и кодексах. Кроме того, перечень этих прав не замыкается в рамках транспортного законодательства. Пассажир, выступающий как потребитель, имеет и иные права, вытекающие из Закона о защите прав потребителей (гл. III).
Прежде всего, пассажир имеет право приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд, судно до указанной им железнодорожной станции (порта) назначения, открытой для осуществления операции по перевозке пассажиров.
Пассажир имеет право занять место в соответствии с билетом. В случае непредоставления пассажиру места согласно билету перевозчик обязан предоставить ему место хотя бы из более высокой категории без взимания доплаты. При согласии пассажира занять место меньшей стоимости ему возвращается разница. Если пассажир отказывается от предложенной ему замены, перевозчик возвращает стоимость проезда. Кроме того, пассажир вправе провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет (на воздушном и морском транспорте — до 2 лет, а в городском транспорте — до 7 лет), если он не занимает отдельного места. Другие следующие с пассажиром дети провозятся по детским билетам с предоставлением отдельного места. Пассажир вправе также бесплатно провозить с собой вещи (ручную кладь) в пределах установленных весовых норм. Сверх этих норм ручная кладь может провозиться в качестве багажа за отдельную плату. Ручную кладь следует отличать от багажа. Последний, как правило, сдается перевозчику и подлежит оплате, в то время как ручная кладь находится при пассажире, и за ее провоз плата не взимается. Если за сохранность (целостность) багажа отвечает перевозчик, то за целостность и сохранность ручной клади – пассажир. Отдельный документ (квитанция, билет, накладная и т. п.) на ручную кладь не выдается.
Пассажир вправе сделать одну остановку в пути, предупредив о том перевозчика, с продлением срока годности билета на установленное время, а в случае болезни – на время болезни (при наличии справки из лечебного учреждения).
Далее, пассажир имеет право: а) занять в пути следования свободное место в вагоне (каюте) более высокой категории с доплатой разницы стоимости проезда; б) выехать (вылететь) поездом (судном, самолетом), отходящим ранее того, на который взят билет, сделав на нем необходимую отметку в кассе станции (вокзала). Наконец, пассажир вправе отказаться от договора до начала перевозки или в пути следования. Отказ может быть вынужденным (болезнь, задержка рейса и т. д.) и добровольным. При вынужденном отказе пассажиру возвращаются деньги по неиспользованному полностью или частично билету. Последствия добровольного отказа зависят от времени отказа. Возвращаемая пассажиру часть стоимости проезда обратно пропорциональна количеству времени, оставшемуся до отправления транспортного средства. Она определяется в транспортных уставах и кодексах.
В случае прекращения договора в пути следования пассажиру возвращается стоимость проезда за непроследованное расстояние. Во всех случаях возврата проездных документов с пассажира взыскивается установленный сбор. Так, при опоздании на поезд в течение 3 ч, а вследствие болезни или несчастного случая – в течение 3 суток с момента отправления поезда, на который приобретен билет, пассажир имеет право возобновить при условии доплаты стоимости спального места (плацкарты) проездные документы на другой поезд или получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты (ст. 92 ТУЖД).
При возврате неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поездах (судах) в билетную кассу пассажир имеет право: не позднее чем за 15 часов до отправления поезда (судна) получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты; менее чем за 15 часов, но не позднее чем за 4 часа до отправления поезда (судна) получить стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты; менее чем за 4 часа до отправления поезда (судна) получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.6
Приведем несколько примеров из судебной практики.
Г. Гнутов обратился в суд с иском к авиакомпании "Сахалинские авиатрассы" о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда. При этом он ссылался на то, что, приобретя в кассах авиакомпании билеты, он с семьей 22 июня 1996 г. вылетел в г. Пусан, а 29 июня 1996 г., прибыв в аэропорт для обратного вылета в г.Южно-Сахалинск, узнал, что его рейс отменен. Вылететь в г.Южно-Сахалинск он смог лишь 2 июля 1996 г., но уже из г.Сеула, куда ему пришлось добираться на такси.
По мнению г. Гнутова, ему причинен материальный ущерб, состоящий из стоимости не исполненной авиакомпанией услуги, неустойки, стоимости дороги от г. Пусана до г.Сеула и других транспортных расходов. Причиненный ему моральный вред истец оценил в 20 млн. рублей.
Дело неоднократно рассматривалось различными судебными инстанциями.
Решением Южно-Сахалинского городского суда (оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Сахалинского областного суда) исковые требования Гнутова удовлетворены частично: в пользу истца взыскано 2 514 716 руб. в счет возмещения имущественного ущерба, в удовлетворении остальных требований отказано.
Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте, внесенном в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ в связи с отсутствием кворума в президиуме Сахалинского областного суда, поставил вопрос об отмене судебных постановлений в части отказа в удовлетворении иска Гнутова о возмещении морального вреда как вынесенных с неправильным применением норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ судебные решения в части отказа в удовлетворении иска о возмещении морального вреда отменила и дело в этой части направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.7
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации: рассмотрела в открытом судебном заседании от 30 ноября 2000 года гражданское дело по жалобе открытого акционерного общества "Сахалинское морское пароходство" на параграфы 116, 125, 126, 129 Правил перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденных Министерством морского флота СССР, Министерством путей сообщения СССР, Министерством речного флота РСФСР 24 апреля 1956 г., по кассационной жалобе ОАО "Сахалинское морское пароходство" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2000 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2000 года изменить, признать недействительным (незаконным) параграф 126 Правил перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденных Министерством морского флота СССР, Министерством путей сообщения СССР, Министерством речного флота РСФСР 24 апреля 1956 г., в части, устанавливающей предъявление счетов при платежных требованиях на инкассо для списания в безакцептном порядке со счета дебитора, а также признающей счет правильным, если он не будет опротестован дебитором в трехмесячный срок. В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Сахалинское морское пароходство" - без удовлетворения.8
Акционерное общество "Елизовское пассажирское предприятие" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с администрации Елизовского района 1 983 580 тыс. рублей невозмещенной разницы между фактическими расходами по перевозке пассажиров автобусами по городским и пригородным маршрутам города Елизово и полученной выручкой от продажи билетов пассажирам в 1993 году и за 11 месяцев 1994 года.
Информация о работе Основные законодательные акты, регулирующие перевозку пассажиров