Основы и особенности социальной защиты в Украине в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 05:32, реферат

Описание работы

В современных условиях особую значимость приобретает социальная политика государства, которая представляет собой комплекс социально-экономических мероприятий государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, повышения цен, обесценивания трудовых сбережений. Это особенно важно в условиях украинской действительности, так как вследствие глубокого экономического кризиса и спада производства остро встала проблема материального обеспечения населения, создания новых рабочих мест

Файлы: 1 файл

Введение соц геогр.docx

— 30.92 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

В современных условиях особую значимость приобретает социальная политика государства, которая представляет собой комплекс социально-экономических мероприятий государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, повышения цен, обесценивания трудовых сбережений. Это особенно важно в условиях украинской действительности, так как вследствие глубокого экономического кризиса и спада производства остро встала проблема материального обеспечения населения, создания новых рабочих мест.Социальная политика вытекает из социальных функций государства, которую оно выполняет в условиях действия конкурентного рыночного механизма. В силу того, что этот процесс объективен, неподвластен отдельному человеку, находится вне его контроля, государство, уменьшая социальную напряжённость, берёт на себя заботу о неимущих слоях общества. С помощью различных экономических рычагов государство регулирует личные доходы в пользу наименее обеспеченных слоёв. Важнейшим среди них являются социальные выплаты или дотации по безработице, помощь иждивенцам и инвалидам, помощь больным, пенсионерам и престарелым, пособия на детей, жилищные субсидии. Социальная помощь может быть оказана в виде предоставления бесплатного питания, оказания медицинской помощи, предоставления единовременных пособий. Именно благодаря этому, рыночную экономику в ряде стран называют социально ориентированной, то есть создающей высокий уровень социальной защиты населения. Среди всех экономически развитых стран особое место по этому показателю занимает Швеция. Трансферты (социальные выплаты) – одни из самых высоких в мире, государственные расходы ежегодно составляют более 60% ВНП, из них более половины приходится на трансферты. В США на реализацию социальных программ ежегодно затрачивается более 10% национального дохода. Для сравнения: в Украине госбюджет составляет около трети ВВП, в 2000 г. на социальные программы было потрачено 48% бюджета.

 

 

 

 

 

 

1. Основы и особенности социальной  защиты в Украине в современных  условиях.

Она является одним из главных направлений социальной защиты, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчёта уровня пенсий и пособий. Регулярный пересмотр размера заработной платы составляет основной элемент государственной «политики доходов». Объективным барьером на пути роста зарплаты является производительность труда. Считается, что для предупреждения инфляции темпы роста зарплат не должны превышать темпов роста производительности труда. Поэтому в Украине минимальный размер заработной платы более чем в 2 раза ниже минимального прожиточного минимума. Учитывая этот факт, можно утверждать, что украинская экономика не является социально ориентированной и будет оставаться такой на протяжении длительного времени.Важной функцией государства в рыночной экономике является создание условий для реализации способностей к труду с целью получения трудовых и предпринимательских доходов. К таким условиям относятся:

• свободный выбор профессии, сферы и места трудовой деятельности;

• получение желаемого уровня общего и специального образования;

• материальная поддержка и переобучение временно не занятых в производстве лиц трудоспособного возраста (безработных). Главной целью правительства в сфере занятости является удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 4-5% от численности экономически активного населения). Для этого, в частности, используются налоговые льготы предприятиям, увеличивающим число рабочих мест, регулируется въезд иностранных рабочих, организуются биржи труда. Эффективной мерой по увеличению занятости является сокращение рабочего дня. Известно, что украинская рабочая неделя (40 часов) – одна из самых высоких по этому показателю среди развитых стран.В результате инфляционного роста цен на потребительские товары государство может возмещать денежные потери населения. Такое возмещение достигается пересчётом фиксированных доходов в соответствии с индексом розничных цен. При этом индекс цен охватывает не все товары и услуги, а только входящие в минимальный потребительский бюджет («прожиточный минимум»). Так что «повышение» пенсий и стипендий в 2001 г. следует рассматривать скорее как запоздавшую индексацию (в 2000 г. инфляция составила более 25%), чем как рост реальных доходов. Во многих странах государство контролирует цены на товары и услуги первой необходимости. Что касается непосредственно украинского государства, то в сфере социальной защиты населения оно, фактически, является безусловным монополистом. Несмотря на такую интеграцию механизмов социальной защиты, успех в этой области можно констатировать лишь в правовой и технической плоскости. Так, Статья 46 Конституции Украины посвящена социальной защите и обеспечению, Статья 48 декларирует право на минимальный прожиточный уровень, Статья 49 декларирует бесплатное медицинское обслуживание. В практической сфере ситуация совершенно иная: в 2000 г. средняя зарплата в промышленности составила 305 гр.; в сельском хозяйстве – 111 гр.; в сфере социального обеспечения – 1118 гр.; в сфере здравоохранения – 139 гр.; в сфере культуры – 116 гр. И хотя средства массовой информации уверяли нас с газетных страниц и телеэкранов о том, что в 2001 г. доходы населения выросли, среднеукраинская зарплата составляет пока что немногим болем 200 гр. При этом разница в зарплате по отраслям может быть 1:10 . Например, в марте 2001 среднемесячная зарплата в нефтеперерабатывающей отрасли составляла 1162,51 гр., а в этот же период в сельском хозяйстве – 116,13 гр. При этом рост номинальной зарплаты не соответствует темпам роста потребительских цен в сфере здравохранения, физкультуры и спорта. Остаються низкими темпы роста зарплаты в области образования, медицины, науки и культуры.В августе 2001 г. Президент Украины подписал «Стратегию преодоления бедности». В ней утверждается, что за 1990-1999 годы реальная зарплата уменьшилась в 3,8, а реальная пенсия – в 4 раза. В 2000 г. 22,3% работающих получали зарплату ниже минимальной. К категории бедных (по украинскому относительному показателю) в 2000 г. принадлежало 26,7% населения, и к очень бедным - 14,7%. Возрастает имущественное расслоение, и увеличиваются теневые доходы населения. Если среди самых бедных размер незарегистрированных доходов составлял 1,7 гр. на человека, то среди самых богатых – 208,2 гр.Достоинством Стратегии можно считать то, что в ней не просто указываются направления социальной политики, но и конкретные механизмы её реализации. К сожалению, реальной работе этих механизмов должно предшествовать принятие соответствующих законопроектов за относительно короткий срок, ведь согласно Стратегии, до 2004 г. государство должно изменить вектор движения социальной защиты на 180 градусов, то есть остановить падение жизненного уровня и начать увеличивать его.Серьёзной проблемой для украинского государства является реформирование пенсионной системы: фактически, планируется надстроить 2 новых уровня пенсионной системы. Таким образом, пенсионная система Украины в будущем должна выглядеть так: первый уровень - солидарный – существует сегодня и предполагает обязательные платежи в «общий котёл»; второй уровень – персонифицированный – также предполагает «общий котёл», только теперь информационная система Пенсионного фонда будет хранить информацию о количестве и размере индивидуальных платежей; третий уровень предполагает возникновение негосударственных пенсионных фондов и добровольные взносы в них работающих граждан. Законопроекты по пенсионной реформе предполагают, в частности, удаление ограничения на максимальный размер пенсии, возобновление зависимости размера пенсии от зарплаты и стажа.Реально действующей программой социального обеспечения являются жилищные субсидии, которые действуют с1995 г. В число получателей субсидий входят 38,4% семей, состоящих только из пенсионеров, 37,9% семей с детьми, 94% малообеспеченных семей. Недостатком системы жилищных субсидий в Украине являются завышенные тарифы на коммунальные услуги, пересчёт субсидий на основе зарплат, из которых не вычтены налоги. Всё это привело к кризису неплатежей в коммунальной сфере, фактически развалу сферы коммунальных услуг в некоторых городах.Одним из новых направлений в сфере социальной защиты является адресная помощь малообеспеченным семьям, которая действует с 1 января 2001 г. Эта помощь учитывает не только совокупный среднемесячный доход, а и имущественное положение семьи. За 9 месяцев 2001 г. в целом по Украине около 180.000 малообеспеченных семей получали ежемесячно в среднем около 50 гр. на человека в месяц. Государство потратило на эти цели 54,2 млн гр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности социальной защиты некоторых категория работников.

Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособностиПособия по временной нетрудоспособности выплачиваются при болезни, увечье, временном переводе на другую работу в связи с заболеванием, при уходе за больным членом семьи, карантине, санаторно-курортном лечении и протезировании — в размере до полного заработка.При болезни или увечье пособия выплачиваются до восстановления трудоспособности или установления инвалидности.

1. Пособие по временной нетрудоспособности  является основным видом материального  обеспечения по социальному страхованию. Право и условия обеспечения  пособием регулируются специальными  нормативными актами.

Пособие по временной нетрудоспособности представляет собой компенсациюутраченного заработка работником в установленных законодательством случаях. Оно выплачивается вместо утраченного заработка по состоянию здоровья, т.е. получение пособия по временной нетрудоспособности исключает возможность вознаграждения за труд. Если работник в период болезни работал и его труд оплачивался, то пособие не выдается.Право на пособие является равным для всех работников, независимо от вида и продолжительности работы, формы собственности предприятия, а также места житель ства и других обстоятельств. Однако право на обеспече ние пособием — это не обязанность дать пособие, оно возникает при наступлении определенных обстоятельств, предусмотренных законодательством, и не зависит, как правило, от усмотрения собственника предприятия или уполномоченного им органа и профсоюзного комитета, назначающих пособие.

2. Основные условия реализации  права на пособие. Обеспечение  пособием зависит от ряда условий: трудовых отношений работника, временной  потери трудоспособное ти в  период работы по найму (контракту) у субъекта хо-зяйственной деятельности, независимо от фактической у  т раты заработка. Причем возникновение  этого права во» можно лишь  при совокупности всех вместе  взятых условий. Каждое в отдельности  условие само по себе ш порождает  возникновение права на пособие.Работник  имеет право на пособие, если  нетрудоспсобность наступила в  период работы у собственника  и преприятия. Он может пользоваться  им с первого дня своей работы. Продолжительность работы до  наступления временной нетрудоспособности, в основном, значения не имеет. Однако на размер пособия она  оказывает стимулирующее влияние: размер пособия поставлен в  прямую висимость от общего  стажа работы.Под общим стажем  работы понимается суммарная  продолжительность оплачиваемой  трудовой деятельности работника  в общественном производстве, а  также приравненной к ней деятельности, с которыми право связывает  наступление определенных юридических  последствий.

Формы и виды трудовой деятельности, а также принадлежность работодателя к какой-либо форме собственности значения не имеют. В общий трудовой стаж включается время работы на условиях трудового договора (контракта) независимо от формы собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности предприятия или другой работы, во время которой работник подлежал обязательному государственному социальному страхованию, независимо от характера и продолжительности работы и перерывов.В общий стаж работы включается также служба в армии, органах внутренних дел и других воинских формированиях, созданных в соответствии с Конституцией Украины. В общий стаж включаются периоды социальных отпусков по уходу за ребенком до достижения им 3-хлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком, длительность которого определяется медицинским заключением, но не более чем до достижения ребенком 6-летнего возраста; время ухода одного из родителей за потерпевшим вследствие Чернобыльской катастрофы до достижения им возраста 12 лет; период переподготовки и обучения новым профессиям, участие в оплачиваемых общественных работах в период получения помощи (в том числе и материальной) по безработице согласно Закону Украины «О занятости населения»; время учебы на курсах и в школах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, если направлению на курсы или в школу непосредственно предшествовали работа или служба в армии и другие периоды, установленные в Правилах исчисления общего стажа для назначения работникам пособия по временной нетрудоспособности, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 19 октября 1998 г. № 1658.В общий стаж работы для назначения пособия по временной нетрудоспособности не включаются: время участия в забастовке, которая признана судом незаконной; время учебы в высших заведениях образования (в том числе на подготовительных отделениях), в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре с дневной (очной) формой обучения; время работы осужденных в колонии-поселении, отбывания исправительных работ без лишения свободы по месту работы, если другое не предусмотрено Законом.Продолжительность общего трудового стажа устанавливается владельцем предприятия или уполномоченным им органом согласно записи в трудовой книжке. В случае ее отсутствия или когда в трудовой книжке нет соответствующей записи, для подтверждения общего стажа могут быть представлены: справки, военные билеты, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости о выдаче заработной платы, другие документы, которые содержат данные о месте и времени работы, службы, учебы.Продолжительность общего стажа работы играет важную роль при определении размера пособия по временной нетрудоспособности. Чем больше стаж, тем выше размер пособия. Например, пособие в размере 100 процентов средней заработной платы (дохода) назначается работникам, имеющим стаж работы 8 и больше лет. Работники, имеющие общий трудовой стаж от 5 до 8 лет, получают пособие в размере 80 процентов, а до 5 лет — 60 процентов средней зарплаты.

При наступлении временной нетрудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания пособие назначается в размере 100 процентов среднего заработка, независимо от стажа работы.

3. Важным условием для обеспечения  пособием является утрата трудовой  функции работником. Факт потери  трудоспособности имеет решающее  значение для назначения пособия. Законодательством установлены  два вида утраты трудоспособности, имеющие юридические значение: стойкая  и кратковременная потеря трудоспособности. Стойкое или длительное нарушение  трудовой функции работника является  основанием для установления  соответствующей группы инвалидности. Характер болезни и группы  инвалидности определяет МСЭК.Кратковременная  потеря трудоспособности определяется  врачами больниц, поликлиник, здравпунктов  по месту жительства или трудовой  деятельности работника.Законодательство  не раскрывает понятие того  или ино го вида утраты трудоспособности. Однако в юридической литературе  имеются попытки дать определение  понятия временной нетрудоспособности. Под нею понимается невозможность  работника по состоянию здоровья  выполнять какую-либо работу вообще  или работу по специальности  в течение небольшого промежутка  времени.Понятие временной нетрудоспособности  включает утрату способности  к выполнению трудовых функций  — как фактическую (болезнь, трудовое  увечье, профессиональное заболевание), так и предполагаемую (уход за  больным членом семьи, санаторно-курортное  лечение и т.п.).Лица, заболевшие  во время работы и утратившие  трудоспособность, должны быть освобождены  от нее лечебным учреждением  в соответствии с установленными  Министерством здравоохранения  Украины правилами. Однако каждый  случай освобождения от работы  по состоянию здоровья должен  быть удостоверен больничным  листом.

Больничный листок как документ выполняет три основные функции:

1. Это документ строгого учета  и статистической отчетности.

2. Документ, дающий право на освобождение (или неявку) на работу.

3. Документ финансового характера, служащий основанием для получения  пособия в связи с временной  утратой трудоспособности.Правила  выдачи больничных листов регламентируются  ведомственными инструкциями Министерства  здравоохранения Украины. Больничный  лист является документом, на  основании которого выплачивается  пособие по временной нетрудоспособности. Он выдается в день установления  нетрудоспособности, кроме случаев  лечения в стационарном лечебном  учреждении. При утрате больничного  листа пособие может быть выдано  по дубликату, который выдается  по месту лечения работника.

Информация о работе Основы и особенности социальной защиты в Украине в современных условиях