Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 20:41, реферат
Описание работы
Вскоре после этого аналогичный институт был установлен и в союзных республиках, где решения об этом принимались Верховными Советами. В России вопрос об учреждении поста Президента решался более сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе 1/3 депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии с результатами которого указанный пост был учрежден. В Конституцию РСФСР 1978 г. была включена статья, закрепившая принцип разделения властей, глава о Президенте Российской Федерации; приняты законы о Президенте Российской Федерации, О выборах Президента и другие необходимые нормативные правовые акты. Первый Президент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г.
Содержание работы
Введение. Конституционный статус главы государства. Полномочия президента Российской Федерации по формированию и руководству исполнительной властью. Формы взаимодействия главы государства с федеральной законодательной властью. Полномочия президента России в области обороны и безопасности и иные полномочия. Правовые акты президента Российской Федерации. Заключение.
Полномочия президента Российской
Федерации по формированию и руководству
исполнительной властью.
Формы взаимодействия главы
государства с федеральной законодательной
властью.
Полномочия президента России
в области обороны и безопасности и иные
полномочия.
Правовые акты президента Российской
Федерации.
Заключение.
Введение.
Институт президентской
власти имеет сравнительно короткую историю
в развитии российской государственности.
Советской республике, какой Россия была
в течение трех четвертей XX века, такого
рода институт был органически чужд. Полновластие
Советов, соединение в них законодательной
и исполнительной власти несовместимы
с принципом разделения властей, одним
из выражений которого является наличие
в системе органов власти президента.
Поэтому идея об учреждении поста Президента,
первоначально возникшая еще в бывшем
Союзе ССР, встретила значительное сопротивление
части народных депутатов, сторонников
сохранения советской власти. Однако набирающие
силу процессы демократизации, обновления
всей государственной системы одержали
верх, и пост Президента СССР в 1990г. был
учрежден, что повлекло существенные изменения
в Конституции СССР.
Вскоре после этого аналогичный
институт был установлен и в союзных республиках,
где решения об этом принимались Верховными
Советами. В России вопрос об учреждении
поста Президента решался более сложно.
Съезд народных депутатов РСФСР высказался
против его введения, и по инициативе 1/3
депутатов был назначен всероссийский
референдум, в соответствии с результатами
которого указанный пост был учрежден.
В Конституцию РСФСР 1978 г. была включена
статья, закрепившая принцип разделения
властей, глава о Президенте Российской
Федерации; приняты законы о Президенте
Российской Федерации, О выборах Президента
и другие необходимые нормативные правовые
акты. Первый Президент Российской Федерации
был избран путем прямых всенародных выборов
12 июня 1991 г.
Конституция Российской
Федерации 1993г. внесла существенные изменения,
затронувшие как статус Президента, так
и порядок его избрания, компетенцию, процедуру
отрешения от должности и др. На основе
конституционных установлении происходит
и обновление соответствующего законодательства..
Конституционный
статус главы государства.
Пост главы государства существует
во всех формах правления. В монархических
государствах это наследственный монарх,
в республиках - выборный президент. Государство
испытывает потребность в существовании
должностного лица, обеспечивающего конституционный
порядок, устойчивость и преемственность
в международных отношениях. Это и есть
глава государства, обычно наделяемый
широкими полномочиями в сфере взаимоотношений
с законодательной, исполнительной и судебной
властями и выступающий как своеобразный
символ государства и официальный представитель
народа. Глава государства призван цементировать
государственную власть, обеспечивать
конституционным путем разрешение всех
кризисов и конфликтов между органами
государственной власти.
В правовом государстве статус
главы государства максимально точно
определяется конституцией и принимаемыми
на ее основе законами. Это необходимо
для того, чтобы лицо, занимающее высшее
положение в государстве, имело ясные
права и обязанности и не могло выходить
за установленные пределы, порождать своими
действиями угрозу конституционным правам
и свободам граждан.
Конституционный статус реализуется
в нормах конституции, определяющих функции
и полномочия главы государства. Эти два
понятия очень близки друг другу, но не
тождественны. Под функциями понимаются
наиболее важные общие обязанности главы
государства, вытекающие из его положения
в системе органов государственной власти.
Полномочия же вытекают из функций и состоят
из конкретных прав и обязанностей главы
государства по вопросам, отнесенным к
его компетенции. В той мере, в какой функции
и полномочия присущи исключительно главе
государства (т.е. они не делятся с парламентом,
правительством или судебными органами),
они называются прерогативами главы государства
(например, право предлагать парламенту
кандидатуру на пост главы правительства).
Пост Президента был учрежден
в Российской Федерации общенародным
референдумом в апреле 1991г. Окончательное
оформление пост главы государства получил
в Конституции Российской Федерации 1993
г.
Глава государства играет особую
роль в механизме государства. Согласно
статье 80 Конституции РФ, он является гарантом
Конституции России, прав и свобод человека
и гражданина; принимает меры по охране
суверенитета Российской Федерации; определяет
направления внутренней и внешней политики;
представляет Российскую Федерацию внутри
страны и в международных отношениях.
Президент России обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов
государственной власти. Для этого он
наделяется полномочиями (ст. 83, 84 Конституции
РФ), дающими ему возможность оказывать
влияние на все ветви власти.
Как и в других государствах,
Президент РФ обладает неприкосновенностью.
Это означает, что до отрешения от должности
против него нельзя возбудить уголовное
дело, принудительно доставить в суд в
качестве свидетеля. В статус Президента
РФ входит право на штандарт (флаг), оригинал
которого находится в его служебном кабинете,
а дубликат поднимается над резиденцией
Президента РФ как в столице, так и над
другими резиденциями Президента во время
его нахождения в них.
Указом Президента РФ от 5 августа
1996 года в качестве символов президентской
власти установлены также Знак Президента
РФ и специально изготовленный текст Конституции
РФ. Установлен и порядок применения этих
символов при вступлении в должность вновь
избранного Президента РФ.
Президент России выбирается
путем всеобщих, равных, прямых выборов
тайным голосованием сроком на четыре
года. Одно и то же лицо не может занимать
должность Президента России более двух
сроков подряд.
Компетенция Президента РФ
представляет собой совокупность полномочий
по разрешению вопросов государственной
и общественной жизни, установленных Конституцией
РФ.
Президент России координирует
деятельность всех ветвей власти, для
чего ему предоставляются властные полномочия
по отношению к другим государственным
органам. Гарантиями демократического
политического режима являются такие
ограничения президентской власти: срок
полномочий Президента России 4 года; избрание
на должность путем прямых всенародных
выборов; альтернативность выборов; ограничения
в занятии поста одним лицом более двух
раз; возможность отрешения от должности;
конституционное правосудие по актам
Президента Российской Федерации.
Президента России чаще всего
называют гарантом самых значимых общественных
ценностей: Конституции России, прав и
свобод человека и гражданина, суверенитета
страны, согласованного функционирования
и взаимодействия органов государственной
власти. Президент Российской Федерации,
осуществляя названные направления своей
деятельности, несет ответственность
за действенность механизмов правовой
защиты Конституции России и прав человека.
Президент Российской Федерации наделен
правом введения военного и чрезвычайного
положения, что позволяет ему принимать
эффективные меры по охране суверенитета
Российской Федерации, ее независимости
и государственной целостности.
Президент России определяет
основные направления внутренней и внешней
политики страны, представляет Россию
внутри государства и в международных
отношениях.
Полномочия Президента
Российской Федерации по формированию
и руководству исполнительной властью.
В соответствии со статьёй 831 Конституции РФ глава государства
представляет Государственной Думе кандидатуру
Председателя Правительства России. По
предложению Председателя Правительства
РФ он назначает на должность и освобождает
от должности заместителей Председателя
Правительства РФ, федеральных министров.
Президент России представляет Государственной
Думе Федерального Собрания для назначения
на должность Председателя Центрального
Банка РФ и ставит перед ней вопрос об
освобождении его от занимаемой должности.
Право председательствовать на заседаниях
Правительства РФ дает Президенту РФ возможность
давать непосредственные поручения и
указания всем членам Правительства РФ.
Ведущим полномочием в рассматриваемой
сфере является право Президента РФ принять
решение об отставке Правительства РФ.
Не позднее недельного срока
Председатель Правительства РФ обязан
предоставить Президенту РФ на утверждение
предложения о структуре федеральных
органов государственной власти, утверждение
которых главой государства ложится в
основу всех назначений на должности.
К отмеченным выше полномочиям
примыкает решающее влияние Президента
РФ на назначение Председателя Центрального
банка РФ. Президент РФ единолично определяет
и представляет Государственной Думе
кандидатуру на должность Председателя
Центрального банка РФ и ставит перед
Государственной Думой вопрос об освобождении
его от должности.
Формы взаимодействия
главы государства
с федеральной законодательной
властью.
Полномочия Президента РФ, вытекающие
из различных конституционных функций
главы государства и парламента, в главном
не конкурируют с полномочиями представительного
органа. Конституция РФ проводит достаточно
четкое различие их полномочий, исходя
из принципа разделения властей. В то же
время полномочия Президента РФ в сфере
взаимоотношений с парламентом позволяют
рассматривать главу государства как
непременного участника законодательного
процесса.
Президент Российской Федерации
располагает совокупностью полномочий,
позволяющих воздействовать как на формирование
Государственной Думы и на прекращение
ее полномочий, так и на ее законодательную
деятельность.
Президент России может распустить
Государственную Думу в следующих случаях:
трехкратное отклонение представленных
Президентом РФ кандидатур Председателя
Правительства РФ (ч. 3 ст. 1112 Конституции РФ); повторное
в течение трех месяцев выражение недоверия
Правительству РФ (ч. 3 статьи 1173 Конституции РФ); отказ в доверии
Правительству Российской Федерации,
вопрос о котором был поставлен по инициативе
его Председателя (ч. 4 статьи 1174 Конституции РФ).
Президенту России предоставлено
право законодательной инициативы, т.е.
право внесения проекта закона на рассмотрение
Государственной Думы Федерального Собрания
РФ. Глава государства имеет столь действенный
рычаг управления законодательным процессом
как вето. Оно носит относительный характер,
так как может быть преодолено при повторном
принятии законопроекта двумя палатами
Федерального Собрания при раздельном
обсуждении большинством в две трети голосов
каждой палаты. В этом случае Президент
РФ обязан подписать закон в течение семи
дней. Законопроект становится законом
после подписания Президентом РФ и обнародования.
Президент РФ обращается к Федеральному
Собранию с ежегодными посланиями о положении
в стране, об основных направлениях внутренней
и внешней политики государства, с бюджетным
посланием.
Каждодневное сотрудничество
Президента РФ с палатами Федерального
Собрания обеспечивается с помощью его
полномочных представителей в каждой
палате. Они представляют на заседаниях
Совета Федерации и Государственной Думы
внесенные Президентом РФ законопроекты,
выступают с обоснованием отклонения
Президентом РФ принятых палатами законов.
При рассмотрении законопроектов в палатах
Президентом РФ назначаются официальные
представители (как правило, из числа членов
Правительства РФ). При внесении законопроектов
о ратификации и денонсации международных
договоров официальным представителем
назначается Министр иностранных дел
РФ или его заместители.
Полномочия Президента
России в области обороны и безопасности
и иные полномочия.
Безопасность страны представляет
собой состояние защищенности жизненно
важных интересов личности, общества и
государства от внутренних и внешних угроз.
Для обеспечения безопасности Президенту
России представлен ряд полномочий. Согласно
п. «ж» ст. 83 Конституции РФ, он формирует
и возглавляет Совет Безопасности Российской
Федерации. К компетенции Президента РФ
относится утверждение военной доктрины
России, которая является частью общей
концепции безопасности.
Глава государства осуществляет
руководство внешней политикой Российской
Федерации посредством следующих полномочий:
подготовка послания Федеральному Собранию
РФ об основных направлениях внешней политики,
назначение на должность министра иностранных
дел; назначение и отзыв после консультаций
с соответствующими комитетами и комиссиями
палат Федерального Собрания дипломатических
представителей Российской Федерации
в иностранных государствах и международных
организациях и другое.
В военной области полномочия
Президента РФ достаточно широки. Он является
Верховным главнокомандующим Вооруженными
Силами РФ, утверждает военную доктрину
РФ.