Особенности договора хранения на товарном складе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:06, реферат

Описание работы

Радикальные социально-экономические преобразования в российском обществе, произошедшие за последнее десятилетие, в значительной мере затронули гражданско-правовые отношения. Сужение сферы государственного влияния, отказ от административно-командных методов управления экономикой и связанное с этим преобразования правового регулирования экономических отношений требуют приведения форм и методов товарного рынка в соответствие с новыми условиями. Достоинства ГК РФ состоит в том, что он призван обеспечить юридически строгое регулирование рыночных, коммерческих отношений и процедур. Можно утверждать, что именно в ГК РФ содержится законодательно закрепленная основа современной рыночной экономики, ее суть - экономическая свобода, выраженная в праве. Экономическая свобода лишь тогда становиться стержнем и источником экономики, когда она закреплена в правовых принципах. Для этого ГК РФ возродил некоторые институты гражданского права, отвергнутые ранее советской правовой доктриной, среди которых был и договор хранения на товарном складе.

Содержание работы

1 Введение
2 Договор хранения на товарном складе.
3 Стороны договора хранения на товарном складе.
4 Виды договоров хранения зависят от вида хранения.
5 Отдельные виды договора хранения Хранение на товарном складе.
6 Субъектный состав договора хранения на товарном складе.
7 Предмет договора хранения на товарном складе.
8 Изменение условий хранения и состояния товаров по договору складского хранения.
9 Прекращение договора хранения на товарном складе.
10 Заключение.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.42 Кб (Скачать файл)

Держатель залогового свидетельства, не имеющий складского свидетельства, обладает правом залога на товары в размере выданного  по залоговому свидетельству кредита  и процентов по нему. При залоге товаров об этом делается отметка  на складском свидетельстве.

Простое складское  свидетельство может быть только на предъявителя. Товар, переданный на хранение по простому складскому свидетельству, может быть заложен в течение  его хранения путем залога самого свидетельства. 

 

 

 

 

 

  

 

Субъектный  состав договора хранения на товарном складе.

 

 

Договор хранения на товарном складе отличается от других видов хранения прежде всего особым субъектным составом. Как свидетельствует проведенный анализ, исследуемые правоотношения по хранению возникают между товаровладельцем и товарным складом.

В роли последнего выступает организация, осуществляющая в качестве предпринимательской  деятельности хранение товаров и  оказывающая связанные с хранением  услуги (п.1 ст. 907 ГК РФ). Исходя из этого понятия следует, что товарные склады могут создаваться в форме коммерческих или некоммерческих организаций. Некоммерческие юридические лица, а также коммерческие в форме унитарных предприятий, которые обладают ограниченной правоспособностью, являются хранителями по данному договору при условии, если эта деятельность служит достижению целей, ради которых они созданы. Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, хранителями по договору складского хранения быть не могут.110

В специальной  литературе склады классифицируются по нескольким основаниям. В зависимости  от рода товаров, принимаемых на хранение, выделяют элеваторы (предназначены  для хранения только зерна), холодильники (создаются для сохранности скоропортящихся  товаров), нефтесклады (существуют для  сохранности жидкого топлива) и  др. По месту расположения они подразделяются на внутренние, портовые, железнодорожные и т.д. В зависимости от порядка устройства помещений склады подразделяются на открытые (складские площадки), полуоткрытые (навесы), закрытые (амбары). Но все эти классификации не имеют юридического значения.111

ГК РФ выделяет ведомственные склады и склады общего пользования. Первые существуют на транспорте, при оптовых торговых и других организациях. В данном случае их деятельность регулируется различными нормативными и локальными актами. В отличие  от товарных складов общего пользования, ведомственные принимают товары на хранение от заранее определенного  круга товаровладельцев, но при наличии  свободных мощностей заключают  договоры хранения со сторонними организациями. Об этом они должны информировать  потенциальных покупателей путем  публичной оферты. В этом случае поклажедатели не вправе требовать заключения договора. В качестве примера можно назвать склады таможенные, железнодорожные112 и др. Таможенный склад - это таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных ТК РФ.113 Основным признаком товарного склада общего пользования является требование закона, иного правового акта или выданного этой коммерческой организации разрешения (лицензии) обязанность принимать товары на хранение от любого товаровладельца (ст.908 ГК РФ). Вопрос о лицензировании деятельности товарных складов остается неясным.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных  видов деятельности»114 не указывает  в числе видов деятельности, подлежащих лицензированию, хранение на товарном складе. Исключение составляет хранение лишь отдельных видов имущества: наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в соответствующие  списки; лекарственных средств и  изделий медицинского назначения; зерна  и продуктов его переработки  для государственных нужд; нефти  и продуктов ее переработки; газа и продуктов его переработки; взрывчатых материалов промышленного  назначения; оборудования и приборов взрывного дела. При этом, исходя из текста Закона, обязательность лицензирования не зависит от того, каким складом (ведомственным или общего пользования) осуществляется хранение. Вместе с  тем статья 19 Закона устанавливает, что виды деятельности, не указанные  в нем, осуществляются без лицензий, кроме случаев, когда они регулируются иными федеральными законами. В тексте ГК РФ упоминается о лицензии товарного  склада общего пользования как о  документе, из содержания которого может  следовать обязанность принимать  на хранение товары от любого обратившегося  к нему лица. Но может возникнуть вопрос, можно ли в данном случае приравнять ГК РФ к федеральным законам, о которых говорится в статье 19 Закона «О лицензировании отдельных  видов деятельности». К тому же в  кодексе прямо не указано, что  деятельность по хранению на товарном складе является лицензируемой.115

Рассмотренный порядок регулирует отношения по лицензированию до тех пор, пока не вступит в силу Федеральный закон  от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»116. В соответствии со ст. 20 указанного закона он вступает в силу по истечении  шести месяцев со дня его официального опубликования. Новый закон не решил  вопрос о лицензировании товарных складов. На основании ст. 17 Закона лицензированию подлежит деятельность по хранению химического  оружия; нефти, газа и продуктов их переработки; взрывчатых материалов промышленного  назначения; наркотических средств  и психотропных веществ. Вместе с  тем, наблюдаются и положительные  тенденции. Деятельность товарных складов  по хранению зерна и продуктов  его переработки теперь подлежит лицензированию.

Положение усугублено еще и тем, что порядок лицензирования деятельности коммерческих (товарных) складов в федеральных нормативных  актах не содержится. Вместе с тем, Указом Президента РФ от 29 декабря 1991 года «О дополнительных полномочиях органов  управления г. Москвы на период проведения радикальной экономической реформы» мэру Москвы были предоставлены полномочия по лицензированию предпринимательской  деятельности на территории города. На основании постановления Правительства Москвы от 15 августа 1995 года № 699 «О совершенствовании системы лицензирования деятельности на территории города Москвы», устанавливающего принципы и организационную структуру системы лицензирования отдельных видов деятельности на территории г. Москвы, и постановления Правительства Москвы от 17.02.98 № 122 «О дополнительных мерах по упорядочению деятельности коммерческих (товарных) складов и ограничению движения большегрузного автотранспорта в Москве», утвердившего «Временное положение о работе коммерческих (товарных) складов в Москве», мэр Москвы издал распоряжение от 10 апреля 1998 года № 352 - РМ «Об утверждении Временного положения о лицензировании деятельности коммерческих (товарных) складов в Москве».

Данное положение  устанавливало порядок и условия  лицензирования деятельности коммерческих (товарных) складов на территории Москвы. В соответствии с вышеуказанным положением лицензированию подлежали предпринимательская деятельность по хранению товаров и оказанию связанных с хранением этих товаров услуг. Лицензирование осуществлялось на основании лицензии, выдаваемой Московской лицензионной палатой. В качестве лицензиатов (владельцев лицензий) выступали юридические лица независимо от их формы собственности и предприниматели. Право на осуществление деятельности товарных складов вступало в силу у юридического лица или индивидуального предпринимателя с момента выдачи ему лицензии и в указанный в ней срок и прекращалось с момента окончания срока действия лицензии, приостановления действия или ее аннулирования. Деятельность товарных складов на территории Москвы без лицензии запрещалась. Однако до последнего времени в Москве осуществлялось лицензирование деятельности коммерческих (товарных) складов независимо от того, являются ли они складами общего пользования или нет. В связи с этим неясно, остались ли на сегодняшний день у региональной власти полномочия по лицензированию товарных складов вообще и складов общего пользования в частности. Лишь на основании Указа Президента РФ от 17 июня 2000 года № 1110 «О признании утратившими силу некоторых указов Президента РСФСР и Президента РФ»117 Указ от 29 декабря 1991 года утратил силу. В связи с этим распоряжением мэра Москвы от 09 октября 2000 года № 1063-РМ было признано утратившим силу «Временное положение о лицензировании деятельности коммерческих (товарных) складов в Москве», утвержденное Распоряжением мэра Москвы от 10 апреля 1998 года № 352-РМ.

Однако законодательная  коллизия по-прежнему сохраняется, поскольку  указание на наличие лицензии у склада общего пользования все же следует  из статьи 908 ГК РФ.

Отсутствие  четкого закрепления в законе нормы о необходимости товарным складам и складам общего пользования  иметь лицензию может иметь определенные правовые последствия, например, при  решении вопроса о привлечении  должностных лиц таких складов  к уголовной ответственности  за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ).

В проекте  Федерального закона «О двойных и  простых складских свидетельствах », который был принят в первом чтении 16 декабря 1998 года Государственной Думой содержался порядок лицензирования товарных складов. В соответствии со статьей 2 указанного законопроекта вводилось понятие «лицензированный хранитель», под которым понимался товарный склад, имеющий лицензию на право деятельности по хранению имущества и право на выдачу складских свидетельств. Предполагалось, что лицензия должна выдаваться организациям-хранителям, удовлетворяющим техническим требованиям, предъявляемым к товарным складам, с учетом их финансового состояния. Однако представляется, что введение такого дифференцированного подхода к вопросу о выдаче лицензии могло привести к злоупотреблениям со стороны органов, осуществляющих лицензирование. Условия выдачи лицензий, условия отказа в выдаче, порядок их выдачи, приостановления, аннулирования, а также порядок их восстановления в случае утраты должны были определяться Правительством Российской Федерации, а при их отсутствии органы государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе решать эти вопросы самостоятельно. Предполагалось, что орган исполнительной власти, уполномоченный выдавать лицензии, обязан был бы вести реестр (список) товарных складов, получивших такие лицензии.

Законодательное закрепление указанных положений  во многом разрешило бы проблемы, возникающие  в процессе осуществления деятельности товарными складами общего пользования.

Называя другую сторону договора, закон использует специальный термин «товаровладелец». На основании проведенного анализа  можно заключить, что поклажедателями по данному договору являются любые юридические лица и частные предприниматели, для которых передаваемые на хранение вещи являются товаром, т.е. такими вещами, продажу которых поклажедатели могут осуществлять в рамках своей предпринимательской деятельности. Физические лица могут быть поклажедателями по договору хранения на товарном складе только в том случае, если вещь, сданная на хранение, является для них товаром, т.е. обладает всеми перечисленными выше свойствами.

Вместе с  тем круг субъектов исследуемого договора может быть ограничен оборотоспособностью товара. Так, Положение о двойных складских свидетельствах Гохрана России119 в качестве участников правоотношения по складскому хранению драгоценных металлов и драгоценных камней допускает только юридические лица. В п. 22 данного Положения указывается, что поклажедателем ценностей может быть любое юридическое лицо, размещающее ценности на хранение на праве собственности, либо по договору доверительного управления имуществом или договору поручения. Поклажедатели не должны иметь ограничений по правоспособности владения ценностями, совершению сделок хранения ценностей, совершению сделок направленных на отчуждение этих ценностей, а также сделок направленных на обременение ценностей правами третьих лиц.

На основании  анализа нормативных актов и  научной литературы можно сделать  вывод, что сторонами по договору складского хранения являются поклажедатель и товарный склад. Если в качестве первого могут выступать любые лица, которые участвуют в торговом обороте, то вторая сторона характеризуется как специальный субъект. Товарный склад является профессиональным хранителем, поэтому таковым может быть организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказание, связанных с хранением услуг. Товарным складом общего пользования может признаваться только товарный склад, из учредительных документов и из текста регламента работы которого или из иных актов вытекало, что товарный склад обязан принимать товары на хранение от любого поклажедателя. В связи с чем необходимо внести изменения в Федеральный Закон «О лицензирование отдельных видов деятельности» и разработать проект Положения «О лицензировании деятельности по складскому хранению». Во многом порядок работы профессионального хранителя зависит от вида сданных на хранение товаров.  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Предмет договора хранения на товарном складе.

 

Как следует  из самого названия данной разновидности  обязательства, объектом хранения признается не просто вещь, а вещь как товар, т.е. продукт труда, предназначенный  для последующей реализации, а  не для потребления. Однако политэкономические критерии не должны восприниматься столь  строго в правовом контексте. Слово "товар" использовано законодателем  с целью подчеркнуть:

- во-первых, особую оборотоспособность вещей, переданных на хранение;

- во-вторых, характер  участия товарного склада в  имущественном обороте, которое,  в частности, может быть выражено  в праве распоряжаться товарами, если последнее условие предусмотрено правовым актом или договором.

В повышенной степени оборотоспособности складированных вещей состоит определяющее качество данного вида хранения.

По своему содержанию товар представляет собой прежде всего вещи, определяемые родовыми признаками (хотя возможны и исключения). Именно этим обусловлена возможность товарного склада распоряжаться хранимыми товарами при определенных обстоятельствах с условием предоставить в распоряжение поклажедателя (в данном варианте обязательства термин "поклажедатель", наоборот, является более корректным, так как фактическим товаровладельцем выступает товарный склад) принятое на хранение количество вещей того же рода и качества. В зарубежной теории отношения такого порядка получили название видимого хранения.

В подобном случае право собственности на переданный товар возникает у хранителя (т.е. товарного склада), а у поклажедателя остается право требования. По своей конструкции договор хранения с правом товарного склада распоряжаться переданными на хранение вещами напоминает отношения сторон по договору займа или банковского вклада. Принадлежность вещных и обязательственных прав имеет большое значение для сторон, в частности, потому, что риск случайной гибели или повреждения товара несет собственник.

Хотя при  хранении на товарном складе чаще всего  фигурируют вещи, определяемые родовыми признаками, для такого вида услуг  презюмируется раздельное хранение, т.е. без обезличения и смешения с однородными товарами. Вариант хранения с обезличением в соответствии с общим правилом должен быть прямо предусмотрен договором. Данный принцип находится в полном соответствии с принятыми с развитых странах нормами складского хранения.

 

 

 

 

  

 

Изменение условий хранения и состояния товаров по договору складского хранения.

 

В случае, когда  для обеспечения сохранности  товаров требуется изменить условия  их хранения, товарный склад вправе принять требуемые меры самостоятельно. Однако он обязан уведомить товаровладельца  о принятых мерах, если требовалось  существенно изменить условия хранения товаров, предусмотренные договором  складского хранения.

Информация о работе Особенности договора хранения на товарном складе