Особенности правовой охраны коммерческого обозначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 07:42, реферат

Описание работы

Необходимость всестороннего теоретического изучения данной проблемы обусловлена разработкой проекта Федерального закона "О фирменных наименованиях" и части IV Гражданского кодекса Российской Федерации.
Гражданский кодекс РФ ввел понятие коммерческого обозначения. Статья 1027 ГК РФ говорит о передаче прав на данный объект по договору коммерческой концессии. Однако гражданско-правовые нормы не раскрывают ни содержание понятия "коммерческое обозначение", ни порядок приобретения и прекращения прав на него, ни процедуру защиты прав на указанный объект, ни круг субъектов права на коммерческое обозначение. Поэтому непонятно, как можно передать право, момент возникновения которого не определен законодателем. В то же время, договор коммерческой концессии широко применяется в деловой практике. Поэтому проблема комплексного исследования понятия "коммерческое обозначение" представляется злободневной.

Файлы: 1 файл

Реферат Коммерч.обозн..doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Реферат.

Особенности правовой охраны коммерческого обозначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Необходимость всестороннего  теоретического изучения данной проблемы обусловлена разработкой проекта  Федерального закона "О фирменных  наименованиях" и части IV Гражданского кодекса Российской Федерации.

Гражданский кодекс РФ ввел понятие коммерческого обозначения. Статья 1027 ГК РФ говорит о передаче прав на данный объект по договору коммерческой концессии. Однако гражданско-правовые нормы не раскрывают ни содержание понятия "коммерческое обозначение", ни порядок приобретения и прекращения прав на него, ни процедуру защиты прав на указанный объект, ни круг субъектов права на коммерческое обозначение. Поэтому непонятно, как можно передать право, момент возникновения которого не определен законодателем. В то же время, договор коммерческой концессии широко применяется в деловой практике. Поэтому проблема комплексного исследования понятия "коммерческое обозначение" представляется злободневной.

Хотя понятие коммерческого обозначения в законе не раскрывается, из смысла ст. 1538-1539 ГК можно понять, что им является словесное обозначение, с помощью которого индивидуализируется предприятие как имущественный комплекс. Иными словами, им признается само название магазина, кинотеатра, клуба и т.д., которое обычно помещается на вывеске соответствующего заведения. Таким образом, коммерческое обозначения является средством индивидуализации не субъекта, а объекта права, т.е. торгового, промышленного или иного предприятия. Конечно, через коммерческое обозначение косвенно индивидуализируются также владелец данного предприятия и реализуемые им товары, работы и услуги, поскольку способы использования коммерческого обозначения в основном совпадают со способами использования фирменных наименований и товарных знаков (указание на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или на их упаковке). 
           При этом данное словесное обозначение должно: а) обладать достаточными различительными признаками; б) быть известным в пределах определенной территории благодаря его использованию правообладателем для индивидуализации своего предприятия. Как видим, оба отличительных признака носят оценочный характер, в связи с чем их наличие у названия заведения, претендующего на роль коммерческого обозначения, устанавливается в случае спора судом или иным компетентным органом. 
          Из закона не ясно, привязано ли коммерческое обозначение к определенным видам (сферам) деятельности, которые осуществляет предприятие. Если применительно к фирменным наименованиям и товарным знакам всегда подчеркивается, что исключительное право действует в отношении юридических лиц, осуществляющих аналогичную деятельность (п. 3 ст. 1474 ГК), и в отношении однородных товаров (ст. 1483, 1484 ГК), то применительно к коммерческим обозначениям этого не сказано. Это явное упущение составителей проекта части четвертой Гражданского кодекса не должно служить поводом для искусственного расширения объема прав обладателей коммерческих обозначений: по смыслу закона данное право, конечно, связано с профилем деятельности предприятия. 
В отличие от фирменного наименования и товарного знака коммерческое обозначение не подлежит ни включению в учредительные документы юридического лица и Единый реестр юридических лиц, ни регистрации в Патентном ведомстве.

Иными словами, исключительное право на его использование возникает  в 

явочном порядке. При  этом сам момент возникновения исключительного  права достаточно трудно (если вообще возможно) определить конкретно, так как право возникает не с начала использования словесного обозначения для индивидуализации предприятия, а лишь тогда, когда оно приобрело определеннуюизвестность. 
            Для помещения на магазине, ресторане, аптеке и т.п. вывески со специальным названием или другой особой символикой не требуется выполнения каких-либо формальностей. Разумеется, при этом должны соблюдаться общие требования законодательства, касающиеся внешнего благоустройства населенных пунктов, использования в названиях лишь нормативной лексики, соблюдения норм морали и нравственности, а также правил русского языка. Кроме того, использование коммерческих обозначений не должно нарушать охраняемые законом права других лиц на товарные знаки, фирменные наименования, имена и другие обозначения. 
Из ст. 1540 ГК следует, что условием признания исключительного права на коммерческое обозначение является нахождение предприятия на территории Российской Федерации. Иначе говоря, коммерческие обозначения предприятий, находящихся за границей, в России не охраняются. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание и особенности правовой охраны коммерческого обозначения.

С 1 января 2008 г. коммерческое обозначение стало в Российской Федерации объектом исключительного права. Иными словами, обладатель права на коммерческое обозначение обладает исключительным правом на его использование любым не противоречащим закону способом, в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. 
            Право на коммерческое обозначение носит бессрочный характер, т.е. не ограничено каким-либо периодом времени и действует до тех пор, пока сохраняются условия, при которых коммерческое обозначение признается объектом правовой охраны. 
            Что касается территории действия права на коммерческое обозначение, то она определяется известностью коммерческого обозначения и может ограничиваться границами населенного пункта или иной местности. 
           По общему правилу право на коммерческое обозначение является неотчуждаемым и может переходить к другим лицам лишь в составе предприятия, для индивидуализации которого оно используется.

           
           

Кроме того, правообладатель  может предоставить право на использование коммерческого обозначения на основании договоров аренды предприятия и коммерческой концессии (п. 4 ст. 1539 ГК). 
Обязанностью правообладателя является использование коммерческого обозначения: если он не использует его непрерывно в течение года, то может лишиться права на его использование (п. 2 ст. 1540 ГК). Однако непонятно, как - автоматически или как-то иначе - прекращается право на коммерческое обозначение в случае его неиспользования правообладателем в течение года. Неясно также, принимаются ли во внимание причины, в силу которых коммерческое обозначение не использовалось в течение года. 
Обычными основаниями прекращения правовой охраны коммерческого обозначения выступают отказ правообладателя от его дальнейшего использования, ликвидация или реорганизация предприятия, а также его отчуждение или сдача в аренду, если при этом новому владельцу предприятия не предоставляется право на использование его прежнего названия. Помимо этого право на коммерческое обозначение может быть прекращено по решению суда, если его использование коммерческого обозначения нарушает права других лиц, в частности владельцев товарных знаков и фирменных наименований или представляет собой акт недобросовестной конкуренции. 
             Из абз. 2 п. 4 ст. 1539 ГК также следует, что если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного их предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий. Смысл данного правила не совсем понятен. Почему несколько предприятий, принадлежащих одному лицу, могут действовать под одним и тем же коммерческим обозначением, но это невозможно, если владельцы у предприятий разные? Ведь коммерческое обозначение индивидуализирует само предприятие, а не его владельца. 
К сожалению, эти и многие другие вопросы, которые возникают по поводу коммерческих обозначений, не имеют ответов в действующем законодательстве.

К способам защиты исключительных  прав на коммерческое обозначение можно отнести:

- о признании права  на коммерческое обозначение;

- о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения ( запрет на использование товарного знака, фирменного наименования, других средств индивидуализации, использование которых нарушает исключительные права на коммерческое обозначение),

- о возмещении убытков;

- об изъятии без какого-либо возмещения материального носителя, в котором выражено коммерческое обозначение;

- о публикации судебного решения о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

- о конфискации оборудования, устройств, других материалов, используемых при изготовлении объектов, нарушающих исключительные прав на коммерческое обозначение,

- о ликвидации юридического  лица или прекращении  деятельности индивидуального предпринимателя.

Ни гражданское, ни уголовное, ни административное российское законодательство не содержит норм, посвященных ответственности за нарушение прав на коммерческое обозначение, за исключением общих норм законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. 

Заключение.

Подводя итоги исследованию темы, посвященной коммерческим обозначениям, автором выделены основные признаки коммерческого обозначения, определяющие его правовую природу, а именно:

- коммерческое обозначение  является средством индивидуализации  предприятия как имущественного  комплекса,

- это обозначение,  которое является прежде всего  словесным, но при этом может  включать в себя и изобразительные  элементы,

- обладает признаком  новизны,

- имеет достаточные  различительные признаки,

- обладает известностью  в пределах определенной территории,

- может быть использовано правообладателем  для индивидуализации предприятия путем указания на вывесках, бланках и т.п.

При этом под коммерческим обозначением следует понимать незарегистрированное обладающее различительными признаками средство индивидуализации предприятия (как объекта гражданских прав) в виде словесного обозначения, которое может включать в себя элементы изобразительного характера, исключительное право на которое возникает в силу фактического использования на вывесках, бланках, в счетах, иной документации, объявлениях, рекламе, товарах, их упаковках, иных объектах правообладателя, а также известности в пределах определенной территории. 

В работе сделан вывод  о том, что доказать возникновение  и наличие исключительного права на коммерческое обозначения правообладатель может только в судебном порядке. До вынесения арбитражным судом соответствующего решения у правообладателя, также как и у пользователей по договору, не может быть уверенности в том, что исключительное право возникло и не нарушает при этом прав на другие средства индивидуализации. В целях наиболее полного обеспечения интересов как участников торгового оборота, так и потребителей, представляется необходимым, чтобы государство возложило на себя функцию фиксации коммерческих обозначений. Причем эта функция должна, по нашему мнению, осуществляться не на стадии использования такого коммерческого обозначения в обороте, а на стадии его введения в коммерческий оборот. 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1. Актуальные проблемы  гражданского права: сборник статей.// Под ред. О.Ю.Шилохвоста. М.: «Изд-во Норма», 2003.

2. Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд., перераб., и доп. М.: «Издательство БЭК», 1995.

3. Алексеева O.JI. Когда  товарный знак способен ввести  в заблуждение // Патенты и лицензии. 2001 .№12.

4. Андреев В. К. Некоторые правовые проблемы учета интеллектуальной собственности // Бухгалтерский учет. М. 1997. №10.

5. Андреев В.К Некоторые  правовые проблемы учета интеллектуальной  собственности// Бухгалтерский учет. 1997. № 10.

6. Андреев В.К. Право собственности в России. М.: «Издательство БЕК», 1993.

7. Андреев В.К. Право собственности и России. М.: «Издательство БЕК», 1993.

8. Андреева А.А. Охрана и использование товарных знаков по праву США и стран европейского сообщества. Дисс. .канд.юрид.наук. М., 1993.

9. Арбитражный процесс: Учебник для вузов // Под ред. М.К. Треушникова. 3-е изд., испр. и доп, М.: Издательство «СПАРК», Юридическое бюро «Городец», 1997.

10. Бабченко Т.Н., Жукова З.А. Учет операций по договору коммерческой концессии. //Главбух, №22. 1999.

11. Безбах В.В., Пучинский В. К. Основы российского гражданского права: Учебное пособие. М.: «Зерцало «ТЕИС», 1995.

12. Белов В., Денисов  Г. Из мирового опыта защиты  интеллектуальной собственности  // Российский экономический журнал. 1997. № 3.

13. Белов В.А. Правопреемство и связи с законодательной концепцией квалификации имущественных прав как объектов гражданских прав // Законодательство. 1998. № 6.

14. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие. М.: «Юристь», 2002.

15. Белова Д.А. Правовая охрана фирменных наименований и коммерческих обозначений в Российской Федерации. Дис. на соиск. уч. ст. канд. юр. наук. М., 2004.

Нормативные правовые акты:

1. Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая. Принята Государственной Думой 24 ноября 2006 г.


Информация о работе Особенности правовой охраны коммерческого обозначения