Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 13:22, отчет по практике
«Выдача справок решения совета опеки и попечительства для сделок, затрагивающих интересы несовершеннолетних детей, являющихся собственниками жилища»
В связи с этим рассмотрел основные задачи в сфере правового обеспечения деятельности акима и акимата области. Это качество разрабатываемых проектов, постановлений акимата и распоряжений акима области. С этой целью проводится работа, направленная на обеспечение соблюдения законности в деятельности акима и акимата области, на обобщение и разработку единой практики применения законодательства, на обеспечение взаимодействия акима и акимата области с правоохранительными и судебными органами, прокуратурой по вопросам укрепления законности и правопорядка.
Немало их возникает и в области усыновления, опеки и попечительства: с какого возраста разрешается усыновление; кто может быть усыновителем; возможно ли усыновление совершеннолетнего; необходимо ли согласие на усыновление между усыновителем и усыновляемым или его законным представителем; сохраняется ли правовая связь усыновляемого с кровными родственниками; каковы конкретные обстоятельства и основания, которые могут составить правовые предпосылки для установления опеки и попечительства и т.д.?
Отмечая особенности отечественного законодательства в этой области, следует сказать, что Кодекс «О браке (супружестве) и семье» являлся значи-тельной вехой на пути создания развитой правовой системы, соответствующей складывающимся в нашей стране иным, чем прежде, экономическим и социальным отношениям. Действовавший ранее Закон О браке и семье перестал в полной мере удовлетворять современным потребностям регламентации семейных отношений с учетом произошедших изменений в международном и внутригосударственном социальном, экономическом и политическом климате.
Расширение сферы международных контактов коснулось в первую очередь такого института, как усыновление, и именно «иностранное» усыновление. Если исходить из общих представлений о том, что есть «усыновление (удочерение)», которое определяется в юридической литературе как «юридический акт, в силу которого между ребенком (усыновленным) и лицом, принявшим его на воспитание, устанавливаются правовые (личные и имущественные) отношения, существующие между родителями и детьми, то необходимым дополнением для дефиниции «иностранного», или «международного», усыновления должно стать включение в рассматриваемое понятие основного фактора - юридической связи данного отношения с несколькими правопорядками. Иными словами, усыновитель (усыновители) и усыновляемый должны быть иностранцами по отношению друг к другу, либо факт усыновления должен иметь место за границей в соответствии с правопорядком иностранного государства. Анало-гичным образом обстоят дела и с предпосылками для квалификации международных по своему характеру попечительства или опеки.
Нормы, посвященные опеке и попечительству, которые содержатся в Кодексе «О браке (супружестве) и семье», распространяют свое действие только на ту часть общественных отношений, в которой они регулируют права и обязанности опекунов и попечителей по воспитанию несовершеннолетних. Коллизионные нормы, касающиеся этого института, еще ожидают своего принятия.
Опека устанавливается над малолетними (до 14 лет); гражданами, при-знанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Из сказанного становится очевидным различие между категориями «опека» и «попечительство»: разграничение между этими понятиями возможно провести именно по субъектному составу. Решения, зафиксированные в казахстанскомправе, в принципе отражают мировую практику регулирования. Известные отличия могут состоять в установлении возраста для разграничения рассматриваемых двух категорий лиц, подпадающих соответственно под тот или другой институт. Существуют также и определенные различия в круге оснований, по которым над лицом объявляются опека или попечительство. Так, практике западных государств хорошо известны такие основания признания совершеннолетних лиц ограниченно дееспособными и в силу этого установления опеки или попечительства, как расточительство, иные отклонения в поведении.
Говоря о специфике отношений, характеризующихся проявлением юридической связи с правопорядками различных государств, следует подчеркнуть, что чаще всего подобная связь бывает очевидной даже с внешней точки зрения: иностранное гражданство субъектов отношения, либо постоянное местожительство за рубежом, либо установление юридического факта судом или иным юрисдикционным органом иностранного государства и т.д.
Кодекс «О браке (супружестве) и семье» содержит и систему коллизион-ных норм по усыновлению, опеке и попечительству.
Рассматривая «Права и обязанности родителей» можно вычленить три коллизионные нормы. Первая: «Права и обязанности родителей и детей определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства» (lex domicilii). Данную коллизионную привязку следует рассматривать как генеральную (основную), по форме- двустороннюю, по способу регулирования - императивную. Условием, дифференцирующим правоотношение, является указание на отсутствие совместного места жительства. В этом случае следующая норма формулируется: «При отсутствии совместного места жительства родителей и детей права и обязанности родителей и детей определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок» (lex nationalis ребенка). Данная коллизионная привязка является субсидиарной, по форме - двусторонней, по способу юридического воздей-ствия- императивной. В третьей коллизионной норме условием, дифференци-рующим правоотношение, является «требование истца в алиментном обяза-тельстве», В подобных случаях может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок» (lex domicilii ребенка). Данная коллизионная привязка также является субсидиарной, по форме- двусторонней, по юридической силе - диспозитивной.
Существует ряд актов, в которых с той или иной степенью детализации затрагиваются вопросы усыновления, опеки и попечительства: Женевская декларация прав ребенка 1924 г., Декларация прав ребенка 1959 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах и др. В своей основе эти документы имеют отличный от документов международного частного права характер, но все же стоит упомянуть применительно к затронутому предмету правового регулирования.
Что касается регионального правового сотрудничества в данной сфере, в том числе и стран СНГ, то оно выражается в функционировании двух видов международно-правовых инструментов: многосторонних и двусторонних договоров, регламентирующих оказание правовой помощи.
Изучение и анализ нормативно-правовой базы, опубликованной практики, социологических исследований позволяют нам сделать также следующие выводы. Первый, и, пожалуй, основной вывод – наличие тенденции роста числа детей, живущих не с родителями, а в государственных и частных учреждениях, в патронатных семьях или у опекунов.
Относительно таких форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как опека, попечительство и усыновление, считаем необходимым выдвинуть тезис о том, что усыновление в стратегии устройства детей занимает особое место, поскольку в отличие от патронатного воспитания и опекунства, которые продолжаются лишь до достижения ребенком совершеннолетия, дети обретают семью на всю жизнь, и дети оказываются в условиях наиболее близких к тем, которые складываются в семье, основанной на родстве.
В подробной регламентации нуждается также вопрос тайны усыновления, обеспечения права усыновленного ребенка на жилье. Поэтому законодательство должно, с одной стороны, путем сохранения тайны усыновления обеспечить возможность там, где это возможно, создания видимости кровнородственной семьи. С другой стороны, там, где отсутствие родственной связи очевидно, законодательство не должно искусственно моделировать отношения усыновления по образу и подобию кровной семьи.
В связи с вышесказанным нормы действующего Кодекса касающиеся ин-ститута усыновления, одинаково удачны. Заслуживает поддержки сохранение правовых гарантий, обеспечивающих тайну усыновления. Сложности с тайной усыновления возникли потому, что в соответствии со статьей 7 Конвенции о правах ребенка, ребенок имеет право, «насколько это, возможно, знать своих родителей». Это положение Конвенции сформулировано достаточно мягко, оно не налагает на государства-участники безусловной обязан¬ности предоставить ребенку право получить информацию о своих биологических родителях. Тем не менее, Конвенция формулирует такое право и призывает государства обеспечивать его осуществление. В результате сохранение тайны усыновле¬ния оказалось про-блематичным. Однако доводы за ее сохране¬ние по-прежнему перевешивают аргументы в пользу ее отмены. Сохранение тайны усыновления в подавляющем большинстве случаев отвечает интересам и усыновителей, и ребенка. Усыновляя ребенка, усыновители часто заинтересованы в том, чтобы у ребенка и у всех окружающих не возникало сомнений в том, что они его родители. Раскрытие этих сведений помимо их воли может причинить непоправимый вред их отношениям с ребенком и причинить им и ребенку тя-желую травму.
Особого внимания заслуживают вопросы процессуального характера,
связанные с установлением усыновления иностранными гражданами детей, имеющих казахстанское гражданство.
В связи с этим возникает необходимость изучения норм зарубежного законодательства, регулирующего институт усыновления, и проведения сравнительно-правового анализа в целях защиты прав и интересов усыновляемого ребенка - гражданина Казахстана.
К сожалению, практика применения судебными органами Республики Казахстан существующего законодательства в сфере международного усыновления указывает на многочисленные нарушения в данной области. Отдельные судебные органы не уточняют факта постановки ребенка на централизованный учет, а также времени постановки в целях соблюдения необходимого 3-х месячного срока. Наиболее проблемным является вопрос последующего контроля соблюдения прав усыновленного ребенка, за условиями его жизни и воспитания. Отчеты, присылаемые иностранцами в органы опеки и попечительства, не имеют единой формы, разработанной законодателем, вследствие чего отчеты не охватывают всех обстоятельств жизни ребенка. В целях установления единого процесса усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, недопущения нарушения норм материального права, защиты прав и интересов малолетних и несовершеннолетних детей, необходима разработка пакета документов (законодательных решений), регулирующих процесс усыновления казахстанских детей иностранными гражданами и постусыновительный процесс. Также, в связи с этим представляется необходимым в целях реализации защиты прав и интересов усыновляемого ребенка повысить ответственность органов опеки и попечительства за представленную суду информацию о постановке на централизованный учет детей, подлежащих усыновлению, в целях соблюдения требований законодательства Республики Казахстан о приоритетном усыновлении казахстанских детей иностранными гражданами и пресечении соответствующих правонарушений.
Но несмотря ни на что, усыновление является наилучшим видом семейного воспитания детей, поскольку тогда дети оказываются в условиях, наиболее близких к тем, которые складываются в семье, основанной на родстве.
Таким образом, теоретическая и практическая разработка проблем опеки, попечительства и усыновления иностранными гражданами детей, имеющих казахстанское гражданство, является актуальной для науки права.
Информация о работе Отчет по практике в Акимате Карагандинской области