Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:40, отчет по практике
В процессе прохождения производственной практики я:
- ознакомился с законодательством РФ, регулирующим деятельность общества.
- ознакомился с учредительным документом – уставом, утвержденным учредителем общества.
- ознакомился со штатным расписанием организации.
- ознакомился со структурой организации.
- ознакомился с организацией и содержанием работы персонала общества.
Введение 3
1. Локальные акты, регламентирующие деятельность юридической службы предприятия 5
2. Нормативно-правовые и локальные акты, которыми руководствуются сотрудники юридической службы предприятия 8
3. Планирование работы юридической службы предприятия 10
4. Обеспечение юридической службой законности документов правового характера 11
5. Участие юридической службы в разработке документов правового характера, регулирующих трудовые отношения 14
6. Договорная работа 16
7. Организация претензионно-исковой работы на предприятии 17
8. Осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства кадровым подразделением предприятия 21
9. Участие юридической службы в урегулировании индивидуальных трудовых споров 24
10. Ведение кодификационно-справочной работы. Поиск правовой информации в справочных правовых системах 31
11. Обобщение и анализ практики правовой работы на предприятии 33
Заключение 36
Список используемой литературы
Общественный контроль за состоянием охраны труда в организациях осуществляют уполномоченные (доверенные) лица профессиональных союзов. Права профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц закреплены в ст. 370 ТК РФ. Частью 5 этой статьи предусмотрено, что профсоюзные инспектора труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.
9. Участие юридической
службы в урегулировании
Проблема соблюдения трудовых прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации (далее ТК РФ), иными федеральными законами и нормативными правовыми документами, в настоящее время остается крайне острой. Об этом свидетельствуют результаты проверок, проведенных органами федеральной инспекции труда. В судах ежегодно рассматриваются более одного миллиона исковых заявлений по трудовым спорам.
Конституция РФ (ч. 4 ст. 37) признает право каждого гражданина на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральными законами способов их разрешения.
По определению ТК РФ индивидуальный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором может быть признан спор между работодателем и лицом, ранее состоящим в трудовых отношениях с ним, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем (в случае отказа работодателя от заключения такого договора).
Прежде чем обратиться в орган по рассмотрению трудового спора, стороны обычно принимают меры к урегулированию (согласованию) возникших разногласий. Если возникли разногласия по применению норм ТК РФ и иных нормативных актов, их пытаются урегулировать по взаимной договоренности. Именно поэтому ТК РФ определяет трудовой спор, подлежащий разрешению в специальном порядке, как неурегулированное разногласие.
Индивидуальные трудовые споры рассматривает комиссия по трудовым спорам (КТС) и суд. При этом защитой прав работника в трудовых отношениях в первую очередь занимается КТС. Суд защищает само право по трудовому договору и рассматривает другие трудовые споры после (вместо) КТС или в случае ее отсутствия.
Кроме упомянутых выше органов, ТК РФ предполагает возможность обращения работника в государственную инспекцию труда субъекта федерации. В ряде статей ТК прямо предусмотрено обжалование отдельных решений работодателя в Рострудинспекцию, например, ст. 193. Таким образом, можно утверждать, что государственная инспекция труда наделена полномочиями по решению трудовых споров между работниками и работодателем.
Помимо этого, работник может обратиться в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора в административном порядке. Сроки рассмотрения в данном случае общие, т.е. три месяца по спорам о дисциплинарном взыскании и месячный срок об увольнении. Спор, как правило, решается в присутствии работника, если только он не просит о заочном рассмотрении дела или не является без уважительных причин.
Однако основными
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС установлен ТК РФ. Процедура рассмотрения дел по трудовым спорам в суде определяется также положениями гражданского процессуального законодательства. Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ), вступивший в силу с 1 февраля 2003 года, определяет подведомственность гражданских дел судам (в том числе дел по спорам, возникающим из трудовых правоотношений), состав лиц, участвующих в деле, порядок судопроизводства, исполнения принимаемых решений и т.д.
Рассмотрение трудовых споров в КТС
Комиссия по трудовым спорам (КТС) создается по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представителей работников в КТС избирают на общем собрании (конференции) работников организации или делегируют представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представителей работодателя назначает в КТС руководитель организации.
По решению общего собрания работников могут быть образованы КТС в структурных подразделениях организации. Они создаются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В них могут быть рассмотрены индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий подразделений.
КТС организации имеет свою печать. Работодатель осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии.
Председателя и секретаря избирают из состава КТС. Они отвечают за подготовку и созыв очередного заседания, вызов (при необходимости) свидетелей, экспертов и иных лиц, которые могут способствовать правильному разрешению возникшего спора. Секретарь ведет протокол заседания КТС.
В отличие от КЗоТа РФ Трудовой кодекс не называет КТС первичным органом по рассмотрению трудовых споров. Предварительное рассмотрение спора в КТС не является обязательным условием. Работник может обратиться в суд, минуя комиссию. Инициаторами образования КТС выступают сами стороны трудового спора — работник и работодатель. На рассмотрение комиссии трудовой спор поступает, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. В данном случае КТС является арбитром между сторонами в споре. Стороны обязаны соблюдать определенный порядок спора и подчиняться решению, которое будет принято.
Как орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров КТС разрешает все споры о труде, если для некоторых из них закон не устанавливает иных форм рассмотрения. Комиссия рассматривает следующие споры:
о переводе на другую работу;
об изменении иных условий трудового договора;
об использовании
о наложении дисциплинарных взысканий;
об оплате труда;
а также другие споры, связанные с применением к данному работнику норм и правил, установленных законодательством, соглашениями, коллективным договором, положением об оплате труда, иными актами, принятыми в организации; иные споры, связанные с соблюдением условий трудового договора.
В КТС не могут рассматриваться споры по вопросам установления норм труда, норм обслуживания, должностных окладов и тарифных ставок, изменения штатов, присвоения тарифных разрядов.
Неподведомственны КТС и другие споры, разрешение которых законом отнесено к компетенции только суда или иных органов.
Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Важно подчеркнуть, что пропуск работником трехмесячного срока не может служить основанием для отказа КТС в рассмотрении заявления по существу. Одновременно комиссия обсуждает причины пропуска срока давности. Придя к выводу о том, что срок пропущен работником по неуважительной причине, КТС отказывает в удовлетворении его требований, а не в рассмотрении поступившего заявления.
ТК РФ подробно регламентирует порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС.
Прежде всего, заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации, что имеет большое значение в случае спора о сроке давности и времени рассмотрения заявления, поступившего в комиссию.
Комиссия обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.
Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. При вторичной неявке работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного ТК РФ.
Комиссия имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По ее требованию руководитель организации обязан в установленный срок представлять необходимые документы.
Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.
На заседании КТС ведется протокол, который подписывают председатель комиссии или его заместитель и заверяют печатью комиссии. Закон не предусматривает специальной формы протокола. Она может быть произвольной.
Решения КТС принимаются путем тайного голосования.
Решение КТС должно быть мотивированным и основанным на нормах законодательства, соглашении, коллективном договоре, иных нормативных правовых актах, трудовом договоре, фактических обстоятельствах. Оно должно быть сформулировано четко и категорично. В решениях по денежным требованиям указывают точную сумму, причитающуюся работнику. Если при подсчете комиссией денежной суммы допущена ошибка и в результате спор остается неразрешенным, КТС вправе вернуться к рассмотренному спору для уточнения суммы, подлежащей взысканию.
Копии решения КТС в трехдневный срок со дня его принятия вручают работнику и руководителю организации.
Решение КТС может быть обжаловано в суде сторонами трудового спора в десятидневный срок со дня получения ими копий. Если решение не было обжаловано, оно подлежит исполнению в трехдневный срок.
В случае невыполнения решения комиссии работнику выдают удостоверение, являющееся исполнительным документом. При предъявлении в установленном порядке в службу судебных приставов оно приводится в исполнение в принудительном порядке.
В удостоверении, выданном КТС, указывают наименование организации, комиссия которой приняла решение по спору; дату принятия решения и выдачи удостоверения; фамилию, имя и отчество работника; существо решения по спору. Удостоверение заверяется подписью председателя КТС или его заместителя и печатью комиссии (при ее отсутствии удостоверение может быть заверено печатью организации).
Решение о выдаче удостоверения рассматривается на заседании КТС.
Удостоверение не выдают, если работник или работодатель обратились в установленный (десятидневный со дня вручения копии решения) срок с заявлением о разрешении трудового спора в суд.
В случае если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в десятидневный срок, работник вправе передать его рассмотрение в суд. Столь короткий срок объясняется тем, что само обращение в суд ограничено трехмесячным сроком.
Право сторон на обращение в суд с жалобой на решение КТС не ограничивается какими-либо условиями. По любому основанию как работник, так и работодатель вправе оспаривать в суде решение КТС.
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судебном порядке
Так как КТС является
органом досудебного
10. Ведение кодификационно-справочной работы. Поиск правовой информации в справочных правовых системах.
Контрольный экземпляр нормативного правового акта - такой экземпляр, в который вносятся все изменения, дополнении, отметки о распространении, продлении или сохранении срока действия, признании акта или его отдельных статей (пунктов), утратившими силу полностью или частично, содержащиеся в позднее принятых актах.
Изменения также отмечаются в промежуточных актах (которыми ранее уже вносились какие-либо изменения, дополнения в основной акт), если текущие изменения в основной акт затрагивают нормы промежуточного акта.
1. В судебных участках контрольными ведутся:
- кодексы Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации;