Отчет по производственной практике на судебном участке №3 Тюменского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 13:57, отчет по практике

Описание работы

Целью моей практики было:
а) ознакомление с материалами дел, находящихся в архиве суда или в производстве у судьи-руководителя практики;
б) присутствие в судебных заседаниях при рассмотрении гражданских дел для получения информации, которая может быть использована в упомянутых выше целях;
в) знакомство с обобщениями или обзорами судебной практики по отдельным категориям дел, подготовленными отделами по обобщению и анализу судебной практики в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;
г) самостоятельный анализ судебной практики по отдельным категориям гражданских дел;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Общая характеристика института мировых судей
§1. История создания мировых судей в РФ……………………………………………………4
§2.Организационная структура управления………………………………………………….5
§3. Основные показатели, характеризующие деятельность мировых судей………………...7

Раздел 2. Аспекты деятельности мировых судей
§1.Правовые основы деятельности……………………………………………………………..9
§2. Компетенция мировых судей………………………………………………………………9
§3. Изучение состояния борьбы с правонарушениями в Тюменском районе ТО…………11
§4. Порядок, основания и правовые последствия привлечения должностных лиц к ответственности за превышение полномочий или иные правонарушения…………………12
§5. Порядок рассмотрения материалов и сообщений граждан ……………………………..13

Заключение ………………………………………

Файлы: 1 файл

Отчет по практике у мирового судьи судебного участка 3 Тюменского.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

 

§3. Основные показатели, характеризующие деятельность мировых судей

 

Начиная с 2003г. мировые судьи и  работники аппарата судов проходят повышение квалификации в центре учебно-методической работы. Работа в этом направлении дает положительные результаты.

По результатам статистических данных начиная с 2003 года значительно  улучшилось качество рассмотрения дел  мировыми судьями. Процент утверждаемости  обжалованных решений мировых судей в среднем по области  вырос по уголовным делам с 41% до 97%, а по гражданским с 57% до 98%.

Несмотря на выросшую в значительной мере нагрузку по рассмотренным делам  процент дел, рассмотренных с  нарушением срока, остается небольшим. Однако проблема снижения нагрузки на мировых судей может быть решена только увеличением числа мировых судей в области.

Нагрузка на мировых судей по разрешению всех категорий дел возросла с 2001 г. по 2010 г. более чем в пять раз.

В 2001 г. каждый мировой судья  в среднем рассматривал в месяц 39,2 дела, в 2002 г. – 67,3 дела, в 2003г. – 71 дело, в 2004 г. – 101,1 дела, а в 2005 г.  125 дел.

В истекшем году каждый мировой судья в среднем ежедневно разрешал 5,7 дела всех категорий. Но у нас есть такие судебные участки, на которые нагрузки по рассмотрению дел являются запредельными (г. Ялуторовск, г. Ишим, Уватский, Голышмановский, Заводоуковский районы, некоторые судебные участки г. Тобольска, г. Тюмени и Тюменского района).

В 2009 г. в сравнении с федеральными районными (городскими) судами области мировыми судьями разрешено 36% уголовных дел, 67% гражданских и 98% дел об административных правонарушениях, при численности по штату мировых судей 60 человек, против 187 по штату федеральных судей районного звена.

Таким образом, мировые  судьи, составляющие 24% от судейского сообщества районного мирового уровня, рассматривают  основную массу гражданских дел  и дел об административных правонарушениях (70 000 против 13 000 у районных судей).

Большое количество судебных дел, находящихся в производстве мировых судей, влияют на качество и сроки рассмотрения дел,  а главное – судьи и сотрудники их аппарата физических не могут осуществлять контроль за исполнением судебных решений, кроме этого несовершенное законодательство, особенно КоАП РФ, когда дела об административных правонарушениях в отсутствии мирового судьи не вправе рассматривать федеральный районный суд, приводит к тому, что административные дела, из-за нарушения двухмесячного срока, установленного для их разрешения, вообще не рассматриваются.

Руководством областного суда и  управления по обеспечению деятельности мировых судей ежегодно организуется семинары мировых судей Тюменской  области.

В случае временного отсутствия мирового в том районе или городе, где имеется несколько судебных участков, замену организует председатель районного (городского) суда, а где один судебный участок – замена проводится приказом председателя областного суда.

При многих положительных моментах деятельности мировой юстиции области перед ней стоит ряд проблем, которые могут быть решены на федеральном и региональном уровне.

В частности, имеется настоятельная  необходимость в увеличении количества мировых судей на 15-20 штатных единиц, данный вопрос может быть разрешен с вступлением в силу федерального закона об увеличении количества судебных участков.

На следующей схеме  представлена динамика нагрузки на мировых судей Тюменской области:                                                         

 Таким образом можно выделить следующие  показатели, характеризующие деятельность мировых судей: количество рассмотренных  дел; качество рассмотрения, то есть процент  утверждаемости  обжалованных решений; процент дел, рассмотренных с нарушением срока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Аспекты деятельности мировых судей

§1.Правовые основы деятельности

 Нормативной базой деятельности мировых судей ( а именно в Тюменской области) выступают следующие нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации  (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 30.12.2008);

2. Федеральный конституционный  закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред.  от 05.04.2005) «О судебной системе  Российской Федерации» (одобрен  СФ ФС РФ 26.12.1996);

3. Федеральный закон от 17.12.1998 №  188-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О мировых судьях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 11.11.1998);

4. Федеральный закон от 29.12.1999 №  218-ФЗ (ред. от 03.12.2008) «Об общем  числе мировых судей и количестве  судебных участков в субъектах  Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 24.11.1999);

5. Федеральный закон от 14.03.2002 №  30-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «Об органах  судейского сообщества в Российской  Федерации» (принят ГД ФС РФ 15.02.2002);

6. Закон Российской Федерации  от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 25.12.2008) «О статусе судей в Российской Федерации»;

7. Закон Тюменской области от 06.05.2000 N 179 (ред. от 01.03.2011) "О мировых  судьях в Тюменской области" (принят Тюменской областной Думой  25.04.2000);

8. Постановление Совета судей РФ от 15 мая 2008 г. N 219 "О правовой регламентации должности мирового судьи и совершенствовании статуса сотрудников его аппарата";     

9. Указ Президента РФ от 29 мая 2006 г. N 530 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на бланках и печатях мировых судей в Российской Федерации".

  Также Инструкция по судебному делопроизводству на судебном участке определяет и устанавливает единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства на судебных участках мировых судей Российской Федерации, предусматривая учет и ведение документооборота судебного участка, единые требования к оформлению процессуальных и иных документов, обеспечение оптимального порядка передачи и движения процессуальных и иных документов в структурах судебных участков, порядок текущего хранения судебных дел, документации и передачи их в архив.      

 

§2. Компетенция мировых судей

 

Создание мировых судов как одного из элементов судебной системы России впервые было предусмотрено Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". В соответствии с частью 2 статьи 4 этого Закона в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. Статья 28 этого же Закона в общих чертах определила основные положения деятельности мировых судей: мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции, а полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации. Во исполнение требования этой нормы 17 декабря 1998 года был принят Федеральный закон N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (далее - Закон), детально регламентирующий их деятельность и правовой статус.

Создание дополнительного звена (мировых судей) в судебной системе  обусловлено необходимостью упрощения  процедур и оперативности рассмотрения дел, подсудных мировому судье. Так, в статье 154 Гражданского процессуального  кодекса РФ (ГПК РФ) устанавливается  сокращенный срок рассмотрения и разрешения гражданских дел мировым судьей - до истечения месяца со дня принятия заявления к производству (вместо общего срока - до истечения двух месяцев). Главой 41 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) установлен иной (упрощенный) по сравнению с общим порядок производства по уголовным делам, подсудным мировому судье. В частности, статья 321 УПК РФ предусматривает срок начала судебного разбирательства не ранее трех и не позднее 14 суток со дня поступления в суд заявления или уголовного дела (общий срок - не позднее 14 суток).

Мировые судьи  являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему РФ. Какие же споры полномочен рассматривать мировой судья и в разрешении каких ситуаций он сможет помочь? В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона  мировой судья рассматривает в первой инстанции восемь разновидностей дел, которые условно можно разделить на три группы: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью 1 статьи 31 УПК РФ; 2) гражданско-правовые споры: дела о выдаче судебного приказа; споры о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей; иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей; дела об определении порядка пользования имуществом; 3) дела об административных правонарушениях.

Говоря о первой группе дел, разрешаемых  мировым судьей, стоит отметить, что в части 1 статьи 31 УПК РФ предусмотрен довольно большой перечень статей Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), фактически отвечающих требованиям подсудности мирового судьи, но исключенных законодателем из его компетенции. Как отмечает С.А. Разумов (Комментари к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Юристъ, 2004 г.), вошедшие в перечень составы преступлений требуют от судьи большего опыта, профессионализма и связаны с более значительными временными затратами для рассмотрения дела, нежели те, которые установлены для производства у мирового судьи. Например, убийство в состоянии аффекта (ч. 1 ст. 107 УК РФ) требует исследования психического состояния лица, совершившего данное деяние, детальной проверки неправомерного поведения со стороны потерпевшего. В этом случае, в частности, не исключены повторное назначение экспертизы, вызов дополнительных свидетелей, изучение мнения специалиста. Указанные обстоятельства могут исследоваться в течение достаточно длительного времени. Институт же  мировых судей создан прежде всего для более оперативного рассмотрения дел, не представляющих большой общественной опасности.

При анализе второй группы дел, подсудных  мировому судье, также надо учитывать  некоторые особенности, например при  выдаче мировым судьей судебного приказа. Понятие судебного приказа раскрывается в статье 121 ГПК РФ. Судебный приказ - судебное постановление, вынесенное судьей единолично (без судебного разбирательства и вызова должника и кредитора) на основании заявления (кредитора) о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника. При вынесении судебного приказа необходимо учитывать требования, предусмотренные статьей 122 ГПК РФ.

Судебный приказ выдается, если:

требование основано на нотариально  удостоверенной сделке;

требование основано на сделке, совершенной  в простой письменной форме;

требование основано на совершенном  нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

требование о взыскании алиментов  на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

требование о взыскании с  граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;

требование органа внутренних дел, подразделения судебных приставов  о взыскании расходов, произведенных  в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения.

К третьей группе дел, рассматриваемых  мировым судьей, относятся дела об административных правонарушениях. В статье 23.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации приведен перечень правонарушений, подсудных мировому судье. Например, самовольная добыча янтаря, уничтожение или повреждение чужого имущества, ведение археологических разведок или раскопок без разрешения, мелкое хищение, нарушение законодательства о банках и банковской деятельности и другие.

Также отметим, что федеральными законами к подсудности мирового судьи  могут быть отнесены и другие дела (пункт 1.1 ст. Закона).

 

§3. Изучение состояния борьбы с  правонарушениями в Тюменском районе ТО

 

На данный момент в Тюменской  области приняты две целевые  программы по борьбе с правонарушениями:

  • Комплексная программа  по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Тюменском муниципальном районе на 2008-2010гг. (решение районной Думы от 30.05.2008 № 551, с измен. и доп. от 26.12.2008 №655);
  • Комплексная межведомственная программа «Комплексное оказание помощи» по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2009-2011 годы (утверждена 15.01.2009).

Комплексной программой были определены три основных направления в сфере общественной безопасности: профилактика правонарушений, усиление борьбы с преступностью и безопасность дорожного движения, отметили в пресс-службе.

Информация о работе Отчет по производственной практике на судебном участке №3 Тюменского района