Отобрание ребенка без лишения родителей родительских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

Лишение родительских прав производится в судебном порядке по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, по заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3-6
Глава 1. Основания ограничения родительских прав……………………..6-10
Глава 2. Порядок ограничения родительских прав………………………10-17
Глава 3. Правовые последствия ограничения родительских прав………17-26
Глава 4. Отмена ограничения родительских прав…………………………26-28
Глава 5 Немедленное (досудебное) отобрание ребенка у родителей…..28-31
Заключение……………………………………………………………………....32
Список литературы……………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 63.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с п. 2 ст. 77 СК при отобрании детей в административном порядке органы опеки и попечительства обязаны: незамедлительно уведомить прокурора; срочно обеспечить временное устройство несовершеннолетнего; и в течении семи дней после вынесения органом местного самоуправления решения (постановления) об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении или об ограничении родительских прав.

О таком чрезвычайном происшествии, как пребывание ребенка в опасности и о его отобрании в связи с этим, надлежит информировать прокурора. Подобного рода информация важна не только потому, что речь идет о грубом нарушении прав ребенка. В необходимых случаях прокурором может быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние. Однако далеко не всегда удается тотчас устроить на постоянное время отобранного органами опеки и попечительства ребенка. Вот почему так важно принять меры к временному его устройству (в больницу, санаторий, в одно из учреждений министерства социальной защиты и др.). Такое устройство п.2 ст.77 СК вменяет в обязанность органам опеки и попечительства, которым предстоит действовать в соответствии со ст.123 СК  Причем временное устройство ребенка как экстренная мера помощи не освобождает эти органы от обязанности завершить защиту прав несовершеннолетнего.

Отобрание ребенка, его устройство - только одна сторона дела. Последовательность в охране прав отобранного в административном порядке несовершеннолетнего требует решения вопроса, касающегося прав (и обязанностей) родителей (одного из них), а также заменивших их лиц. Поэтому СК обязывает органы опеки и попечительства в течение семи дней предъявить иск либо о лишении родительских прав, либо об ограничении родителей в этих правах. Никаких исключений на этот счет не существует. В названный срок надлежит не только собрать материалы в обоснование исковых требований, но и предъявить иск.

 

 

 Глава 4. Отмена ограничения родительских прав

 

Если гражданин утрачивает свои права по решению суда, то и восстановить эти права можно только в судебном порядке. Поэтому в соответствии с п.1 ст.76 СК РФ отмена ограничения родительских прав производится судом. Если будет установлено, что отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка. Одновременно с отменой ограничения родительских прав суд разрешает вопрос о возвращении отобранного ребенка родителям (одному из них).

Таким образом, сначала суду предстоит отменить ограничение родительских прав, а потом тем же решением разрешить возврат ранее отобранного ребенка родителям (одному из них). Однако по смыслу п.1 ст.76 суд вправе, а не обязан возвращать ребенка родителям при отмене ограничения родительских прав. При рассмотрении требования родителей (одного из них) о возврате ребенка суд может с учетом мнения ребенка отказать в его удовлетворении, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка, даже, несмотря на удовлетворение требования родителей об отмене ограничения родительских прав.

Рассмотрение судом вопроса об отмене ограничения родительских прав возможно только по иску родителей (одного из них), чьи родительские права были ограничены, в порядке гражданского судопроизводства. Ответчиком по делу об отмене ограничения родительских прав выступает то лицо, которое предъявляло иск об ограничении родительских прав. В том случае, когда отобранный ребенок был передан на воспитание опекуну (попечителю) или в приемную семью, опекун (попечитель) или приемные родители будут соответчиками по делу. Дело об отмене ограничения родительских прав рассматривается судом с участием органа опеки и попечительства (ст. 78 СК), который может выступать и в качестве ответчика по делу (если решение об ограничении родительских прав было принято судом по иску органа опеки и попечительства).

Поскольку основанием для ограничения в родительских правах служит опасность пребывания ребенка с родителями (одним из них), постольку отмена ограничения родительских прав может иметь место лишь в случае, если суд установит, что опасность миновала (родитель вылечился, изменил свое поведение и т.п.). Доказать это обстоятельство предстоит истцу. Истцом по делу об отмене ограничения родительских прав может быть только тот, чьи права были ограничены. Именно ему в первую очередь надлежит доказать, во-первых, факт исчезновения опасности, угрожавшей ребенку, во-вторых, целесообразность возвращения несовершеннолетнего в родительскую семью. Таким образом, в одном процессе рассматриваются два взаимосвязанных, но по-своему обособленных исковых требования. Второе из них по своей сути сводится к защите родительских прав (ст.68 СК РФ), а потому находится в прямой зависимости от требований, предусмотренных в этой статье.

Представляется, что основанием для подачи иска может быть твердое убеждение родителей в том, что отпали основания, послужившие причиной для принятия судом решения об ограничении родительских прав, т. е. имеют место такие обстоятельства, как, например, выздоровление родителей, отмена решения суда о признании их недееспособными, изменение в лучшую сторону поведения родителей и т. п. Однако при любых обстоятельствах изложенные в исковом заявлении доводы родителей (одного из них) должны быть подтверждены соответствующими доказательствами, и прежде всего мнением самого ребенка, и заключением органа опеки и попечительства по существу заявленных требований. Если же приводимые родителями доводы не найдут своего подтверждения в судебном заседании и суд придет к выводу, что возвращение ребенка родителям противоречит его интересам, то в соответствии с п. 2 ст. 76 СК он вправе отказать в удовлетворении иска родителей об отмене ограничения в родительских правах. При отмене судом ограничений родительских прав все права родителей, основанные на факте родства с ребенком, автоматически восстанавливаются.

 

 

Глава 5. Немедленное (досудебное) отобрание ребенка у родителей

 

Применение таких мер защиты интересов ребенка, как лишение родителей родительских прав или ограничение родительских прав, требуют обязательного судебного разбирательства и вынесения судом соответствующего решения, что, естественно, не может быть сделано достаточно быстро. В то же время на практике возникают ситуации, когда действия по защите прав ребенка должны быть осуществлены немедленно, так как существует серьезная и реальная угроза жизни или здоровью ребенка. Поэтому СК (ст. 77) предусматривает принципиальную возможность немедленного отобрания ребенка у родителей (в административном порядке) органом опеки и попечительства до принятия решения судом о лишении последних родительских прав или об ограничении их в родительских правах при следующих условиях:

  1. в случае непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за не предоставления пищи, истязаний и т. п.);

  1. вынесение органом местного самоуправления по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы соответствующего акта об отобрании ребенка (постановление, распоряжение и т. п.);

  1. исполнение данного акта органом опеки и попечительства в безотлагательном порядке (т. е. немедленно).

Конкретное название акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка законом не определяется и в разных субъектах РФ может быть различным. Это связано с тем, что в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.)13 органы местного самоуправления по вопросам своего ведения издают правовые акты, наименования которых определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ. Орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора об отобрании ребенка (п. 2 ст. 77 СК). Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека (в том числе за законностью отобрания детей у родителей) и принимает при наличии соответствующих оснований предусмотренные законом меры, включая возбуждение уголовного дела в отношении родителей (в случае совершения ими преступления в отношении детей). Прокурор (или его заместитель) наделен правом на принесение протеста на решение органа местного самоуправления об отобрании ребенка (если оно незаконно или необоснованно) или на внесение представления органу местного самоуправления об устранении допущенных нарушений закона (ст. 26—28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»)14.

При отобрании ребенка у родителей (одного из них) на основании акта органа местного самоуправления одновременно на орган опеки и попечительства возлагается обязанность обеспечить временное устройство ребенка. Подобное устройство, как носящее временный характер, возможно, прежде всего в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах помощи детям и других специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Здесь ребенку кроме временного проживания и обеспечения содержания может быть оказана при необходимости экстренная медико-социальная помощь. Однако с учетом чрезвычайного характера меры по отобранию ребенка он может быть помещен органом опеки и попечительства и в иные учреждения (воспитательное учреждение, школу-интернат, дом (базу) отдыха, санаторий и т. п.). Ребенок может быть также передан родственникам (дедушке, бабушке и др.), если таковые имеются и изъявили желание принять ребенка.

Отобрание ребенка органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью возможно и у лиц, заменяющих ему родителей: опекунов (попечителей) (с последующим отстранением их от выполнения опекунских, попечительских обязанностей п. 3 ст. 39 ГК); приемных родителей (договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью соответственно расторгается — п. 2 ст. 152 СК); усыновителей (усыновление в последующем отменяется в судебном порядке по иску органа опеки и попечительства — ст. 141, 142 СК). В целях охраны прав отобранного ребенка и определения его дальнейшей судьбы п. 2 ст. 77 СК установлена обязанность органа опеки и попечительства обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка.

 

 

 

 

 

Заключение

В соответствии с Российским законодательством лишение родительских прав является мерой воздействия на сознательность и обдуманность тех или иных поступков и поведения. С момента подачи искового заявления достаточно вҏемени для нерадивых родителей для улуҹшения содержания ребёнка, поведения. Для таких родителей есть возможность вернуть права на ребёнка. Однако, несмотря на эҭо ҏешающим фактором для восстановления прав являются: объективная оценка органов опеки и попечительства и ҏешение самого ребёнка. В случае отказа ребёнка возвращаться в семью орган опеки и попечительства окажется на стороне ребёнка, и он в свою очеҏедь будет опҏеделён в другую семью, либо в детское учҏеждение.

В вопросах об отмене ҏешения о лишении родительских прав органы опеки должны быть максимально независимы в своём мнении относительно родителей, так как с возвратом ребёнка родители получают обратно все права касающиеся ребёнка - эҭо и пособия, выплаты, наследование, пенсии и т.д., что может повлиять поводом для родителей возврата ребёнка.

В свою очеҏедь хоҹу заметить, ҹто в качестве профилактики злоупотребления родительскими правами, в первую очеҏедь должно быть надлежащее исполнение закона, контроль за исполнением, а также контроль со стороны здравоохранения на местах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Антокольская М.В. Семейное право. М., 2006- 321с.
  2. Ведомости РФ. 1992. № 8.
  3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 04.12.2007г. № 330-ФЗ)
  4. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004г. № 188-ФЗ (в ред. от 18.10.07. № 230-ФЗ).
  5. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации/ Под ред. Кузнецова И.М. – М.: БЕК, 1999.
  6. Конвенция ООН «О правах ребенка» // Ведомости Верховного Совета СССР1990. -№45. -Ст.955.
  7. Королев Ю.А. Супруги, родители, дети. М., 2005-456с.
  8. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
  9. Кривоносова П.А. Лишение родительских прав //Правоведение.2000. -№2.
  10. Мороз Л.К. Рассмотрение судами дел о лишении родительских прав. М., 2007. 246с.
  11. Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. М., 2006. 325с.
  12. О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.98г.// Бюллетень Верховного Суда РФ. -1998.- №7.
  13. Пчелинцева Л. М. Семейное право России. М.,2004. 345с.
  14. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ (в ред. от 21.07.2007г. № 194-ФЗ).
  15. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  16. Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» (вступил в законную силу с 01.02.2008г.

 

2 См. Семейный кодекс Российской Федерации, ст. 73, п.2 

3 См. п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 1998 г. № 10.

Информация о работе Отобрание ребенка без лишения родителей родительских прав