Ответственность за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время появляются все новые и новые сферы интеллектуальной деятельности, результаты которой требуют правовой охраны. В частности, цифровые технологии позволяют хранить и использовать произведения, подпадающие под охрану авторским правом, на магнитных носителях в мультимедийных форматах.
Исключительность прав на результаты интеллектуальной деятельности означает, что в течение установленного в законе срока без согласия правообладателя (за изъятиями, установленными в законе) нельзя каким-либо образом использовать этот результат. При этом следует отметить, что, используя термин "закон", имеется в виду не только Гражданский кодекс РФ, но и специальное законодательство, регулирующее правовую охрану отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности (в качестве примера можно привести Закон об авторском праве и смежных правах, Патентный закон РФ и др.). В отдельных случаях законодательство конкретизирует, что следует считать нарушением исключительных прав. Так, в соответствии с Патентным законом РФ (ст. 10 п. 3) нарушением исключительного права патентообладателя признается любое несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот промышленной собственности, а также применение способа, охраняемого патентом на изобретение, или введение в хозяйственный оборот либо хранение с этой целью продукта, изготовленного непосредственно способом, охраняемым патентом на изобретение.

Файлы: 1 файл

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ 
НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (ст. 138 ГК). Таким образом, речь идет о двух разных видах исключительных прав, объединенных общим термином. В рамках данной статьи речь пойдет об ответственности только за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. 
Следует отметить, что действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня результатов интеллектуальной деятельности, которые являются объектом исключительных прав. Это обусловлено тем, что, как показывает опыт последнего времени, число и виды охраняемых правом объектов интеллектуальной собственности постоянно расширяются. В качестве примера можно привести программы для ЭВМ, базы данных, микрочипы и т.д. 
В отличие от обычных товаров продукты творческой деятельности, если они не обеспечиваются специальной правовой охраной со стороны государства, не в состоянии приносить их владельцам сколько-нибудь гарантируемые прибыли. После того, как они становятся известными обществу, они перестают быть объектами обладания одного или нескольких лиц. При отсутствии специальной правовой охраны каждый член общества, имеющий необходимые экономические ресурсы, мог бы использовать их для извлечения прибыли, поэтому средством предотвращения такой ситуации служит институт исключительного права на продукты творческой деятельности. Исключительное право - это абсолютное право на нематериальные блага, выраженные в какой-либо материальной форме. 
Необходимо отметить также то обстоятельство, что результаты творческой деятельности не могут быть ограничены государственными границами: известно, что большое количество российских объектов интеллектуальной собственности используется за рубежом, а в то же время иностранные объекты интеллектуальной собственности активно используются в России. Негативным последствием этого является широкое применение пиратства, то есть неправомерного использования охраняемых правом объектов интеллектуальной деятельности (в первую очередь компьютерных программ и аудиовизуальных произведений). 
В настоящее время появляются все новые и новые сферы интеллектуальной деятельности, результаты которой требуют правовой охраны. В частности, цифровые технологии позволяют хранить и использовать произведения, подпадающие под охрану авторским правом, на магнитных носителях в мультимедийных форматах. 
Исключительность прав на результаты интеллектуальной деятельности означает, что в течение установленного в законе срока без согласия правообладателя (за изъятиями, установленными в законе) нельзя каким-либо образом использовать этот результат. При этом следует отметить, что, используя термин "закон", имеется в виду не только Гражданский кодекс РФ, но и специальное законодательство, регулирующее правовую охрану отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности (в качестве примера можно привести Закон об авторском праве и смежных правах, Патентный закон РФ и др.). В отдельных случаях законодательство конкретизирует, что следует считать нарушением исключительных прав. Так, в соответствии с Патентным законом РФ (ст. 10 п. 3) нарушением исключительного права патентообладателя признается любое несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот промышленной собственности, а также применение способа, охраняемого патентом на изобретение, или введение в хозяйственный оборот либо хранение с этой целью продукта, изготовленного непосредственно способом, охраняемым патентом на изобретение. 
Нарушение указанных исключительных прав влечет возникновение ответственности, которая может быть гражданской, уголовной, административной. Так, например, в п. 1 ст. 48 Закона об авторском праве и смежных правах установлено, что незаконное использование произведений или объектов смежных прав либо иное нарушение предусмотренных настоящим Законом авторского права или смежных прав влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
Уголовная ответственность предусмотрена целым рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, например, в ст. 146 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное использование объектов авторского права, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб. Административная ответственность предусмотрена ст. 7.12 Кодекса об административных правонарушениях за продажу, сдачу в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведения или фонограмм. Вместе с тем основным видом ответственности за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности является гражданская ответственность. 
Вопрос о том, что следует понимать под гражданско-правовой ответственностью, относится к числу тех, которые не получили однозначного толкования в цивилистической литературе. Представляется, что под гражданско-правовой ответственностью следует понимать неблагоприятные имущественные последствия для лица, которое не исполнило гражданско-правовое обязательство, исполнило его ненадлежащим образом или совершило иное гражданское правонарушение. Неблагоприятные имущественные последствия заключаются в том, что правонарушитель теряет часть своего имущества в качестве наказания за совершенное им правонарушение. 
Необходимо различать меры гражданско-правовой ответственности и иные предусмотренные законом способы защиты гражданских прав, которые можно назвать мерами охраны гражданских прав. Последние включают меры, которые, прежде всего, направлены на предупреждение или пресечение правонарушения, а если такое правонарушение все же состоялось - то на восстановление положения, существовавшего до того, как произошло правонарушение. Так, для нарушенных исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности характерным способом защиты является признание права (например, признание права авторства). Это обусловлено тем, что для объектов исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности физическое обладание носителем, в котором выражен этот объект, особого значения не имеет, и поэтому гораздо важнее признать исключительность прав на использование этого объекта. Распространенными являются также такие способы защиты как восстановление нарушенного права (например, восстановление первоначального текста произведения) и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (например, уничтожение контрафактных произведений). 
Следует отметить, что речь может идти как о договорной, так и о внедоговорной (то есть возникающей при причинении личности или имуществу потерпевшего вреда, не связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением нарушителем обязанностей, лежащих на нем в силу договора с потерпевшей стороной) ответственности. Применительно к исключительным правам на результаты интеллектуальной деятельности речь идет о так называемом бездоговорном использовании объектов интеллектуальной собственности. Другими словами предполагается, что объект интеллектуальной собственности используется без согласия правообладателя и без уплаты вознаграждения. 
Договоры, заключаемые по поводу использования объектов интеллектуальной собственности, являются по своей сути гражданско-правовыми. Соответственно к ним применяются не только нормы, содержащиеся в специальном законодательстве, но и общие положения ГК, относящиеся к гражданско-правовой ответственности (глава 25 ГК). Однако независимо от того, идет ли речь о договорной или внедоговорной ответственности, необходимо по общему правилу для ее возникновения наличие состава гражданского правонарушения (противоправный характер поведения, наличие у потерпевшего лица вреда или убытков, причинная связь между противоправным поведением нарушителя и наступившими вредоносными последствиями и вина правонарушителя). 
Несомненно, наиболее распространенной формой гражданско-правовой ответственности является возмещение понесенных убытков. Под убытками, которые необходимо возместить потерпевшему при нарушении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если это право не было бы нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 ГК). Применительно к коммерческим организациям упущенной выгодой является неполученная прибыль этой организации, а для граждан - неполученная заработная плата, авторское вознаграждение или иной доход. Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, то лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. 
В соответствии с общим правилом убытки возмещаются в полном объеме (то есть возмещается и упущенная выгода, и реальный ущерб). В качестве примера реального ущерба, понесенного при нарушении авторских прав, можно указать на расходы, затраченные потерпевшим на устранение искажений произведения или на восстановление материального носителя, который поврежден или уничтожен нарушителем авторских прав. Возмещению подлежат также расходы на оказание юридической помощи по защите нарушенных авторских или смежных прав, на уплату пошлины при предъявлении иска в суд и т.п. 
Гораздо чаще, однако, убытки в рассматриваемой области выражаются в той упущенной выгоде, которая могла быть получена в условиях нормальной реализации прав и обязанностей участников авторских правоотношений. Представляется, что в настоящее время этот вид убытков не может сводиться только к выплате того гонорара, который получил бы автор, если бы его права не были нарушены. 
Во-первых, действующее авторское законодательство отказалось от нормирования авторского вознаграждения, сохранив лишь минимальные ставки, которые в соответствии с п. 3 ст. 31 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" устанавливаются Правительством РФ за отдельные виды использования произведений и объектов смежных прав. Вместе с тем ориентация на минимальные ставки была бы явно несправедливой мерой по отношению к потерпевшим. Взыскание же вознаграждения по максимальным ставкам, что практиковалось в прежние годы, сейчас невозможно. Во-вторых, если упущенная выгода сводилась бы к невыплаченному гонорару, эта мера ответственности становилась бы явно несоизмеримой по сравнению с другими предусмотренными законом способами компенсации упущенной выгоды. Поэтому в качестве упущенной выгоды должна рассматриваться по меньшей мере вся та прибыль, которая незаконно получена нарушителем авторского или смежного права. 
Обоснование размера причиненных убытков, включая упущенную выгоду, является задачей самого потерпевшего. Им же доказывается сам факт нарушения принадлежащих ему авторских прав, а также причинная связь между нарушением его прав и возникшими убытками. Что касается субъективного условия ответственности, то нарушитель авторских прав предполагается виновным до тех пор, пока им не будет доказано противное. 
По общему правилу убытки взыскиваются в денежной форме. Вместе с тем следует иметь в виду, что авторское законодательство допускает передачу обладателю авторского права по его требованию контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, за счет которых могут полностью или частично покрываться причиненные убытки. Если потерпевшего такая форма возмещения убытков не устраивает, он может настаивать на денежной компенсации его имущественных потерь. 
В случаях, прямо предусмотренных законом, возмещение убытков может быть ограничено. В виде исключения п. 2 ст. 34 Закона об авторском праве и смежных правах предусматривает, что если автор не представил заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа, он обязан возместить заказчику только реальный ущерб. 
Следует отметить, что определить размер причиненного ущерба (убытков) в случае нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности бывает достаточно сложно. Так, можно прийти к выводу о том, что каждый проданный контрафактный компакт-диск, аудио- или видеокассета вытесняют с легального рынка соответствующий лицензионный диск или кассету. Соответственно размер убытков должен определяться с учетом их оптовой цены. В тех же случаях, когда реализуемый диск или кассета не являются "пиратской" копией лицензионных дисков или кассет, но содержат произведения, записанные с нарушением авторских или смежных прав, то размер ущерба должен определяться с учетом средних сумм, которые выплачиваются обладателям авторских и смежных прав. Однако на практике проведение всех этих расчетов осложняется привычной для наших фирм (как легальных, так и подпольных) практикой сокрытия реальных цен и количества выпускаемой продукции. 
Для решения этой проблемы в п. 2 ст. 49 Закона об авторском праве и смежных правах содержится положение, которое освобождает правообладателя от обязанности доказывания размеров понесенных убытков. Согласно указанному пункту обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: 
в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения; 
в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав. 
Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом. 
Правообладатель в указанных пределах может сам выбрать любую сумму (в том числе и максимальную). Однако в конечном итоге определение размера компенсации отдано на усмотрение суда. Следует отметить, что до настоящего времени не разработаны четкие критерии, в соответствии с которыми можно было бы определить размер компенсации, что приводит к существенному разнобою в судебной практике. 
В ряде случаев вопреки требованиям закона вместо требуемой истцом компенсации суды взыскивают с ответчика убытки (другими словами самовольно изменяют предмет иска, что недопустимо). Для того чтобы положить конец этой практике, в п. 13 Информационного письма "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 было отмечено, что компенсация, установленная пп. 5 п. 1 ст. 49 Закона, подлежит взысканию при доказанности правонарушения, а не убытков. 
Кроме того, согласно ст. 49.1 Закона об авторском праве и смежных правах контрафактные экземпляры произведений или фонограмм, а также материалы и оборудование, используемые для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, и иные орудия совершения правонарушения подлежат конфискации в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе. 
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ N 47 от 28.09.1999, если стороны заключили авторский договор, и одна из них не исполнила какую-либо свою обязанность, например, издатель не выплатил вознаграждение по издательскому договору, то не применяется норма статьи 49 ЗоАП о выплате компенсации. В этом случае спор связан с неисполнением денежного обязательства. В соответствии со ст. 395 ГК при неисполнении денежного обязательства подлежат взысканию в пользу кредитора (в случае невыплаты вознаграждения - это автор) проценты на неуплаченную сумму. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора учетной ставкой банковского процента, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Если убытки превышают сумму процентов, кредитор вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму. 
Особой формой ответственности за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности следует считать возможность требовать компенсации морального вреда. Следует отметить, что ранее специальное законодательство, регулирующее охрану исключительных прав, не содержало конкретных норм, посвященных компенсации морального вреда в случае нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. В связи с этим судам приходилось руководствоваться общими положениями гражданского права в ГК РФ (ст. 151 ГК). Однако в настоящее время согласно п. 3 ст. 49 Закона об авторском праве и смежных правах авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда. 
Говоря о нарушении исключительных прав, влекущих необходимость компенсации морального вреда, следует отметить, что обычно речь может идти только о неимущественных правах создателей результатов интеллектуальной деятельности. Это обусловлено тем, что в соответствии со ст. 151 ГК только нарушение личных неимущественных прав влечет абсолютную обязанность по компенсации морального вреда. Что же касается нарушения имущественных прав (даже если оно повлекло нравственные страдания), то возможность требовать компенсации морального вреда возникает только в случаях, прямо предусмотренных в законе. Таким образом, прямое указание закона содержится в новой редакции Закона об авторском праве и смежных правах. 
В подобных случаях в первую очередь речь идет о нарушении (присвоении) права авторства (то есть права признаваться автором результата интеллектуальной деятельности). В некоторых случаях право авторства возникает только в случаях его подтверждения компетентным государственным органом (например, право на изобретения, промышленные образцы и др.) 
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 15 Закона об авторском праве и смежных правах компенсация морального вреда может быть истребована в случае нарушения таких неимущественных прав, как право на имя (право использовать или разрешать использование произведения под подлинным именем, псевдонимом или без обозначения имени (анонимно); право на обнародование (то есть право обнародовать (довести до сведения неопределенного круга лиц) или разрешать обнародование произведения в любой форме, включая право на отзыв, то есть на отказ от ранее принятого решения об обнародовании произведения при соблюдении предусмотренных законом условий); право на защиту репутации автора, то есть право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. 

 


Информация о работе Ответственность за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности