Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 06:57, контрольная работа
Цель курсовой работы - проанализировать избирательное право граждан в системе прав граждан РФ.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
- раскрыть понятие и содержание системы прав граждан РФ и избирательного права граждан;
- изучить основные аспекты реализации избирательных прав граждан РФ.
Объектом исследования является - избирательное право граждан РФ.
Введение……………………………………………………………………….....2
Глава 1. Избирательные права граждан в системе прав граждан
Российской Федерации……………………………………………………...…4
1.1 Система прав граждан Российской Федерации……………….........4
1.2 Избирательное право граждан……………………………………….8
1.3 Эволюция избирательного права в Российской Федерации……....11
Глава 2. Механизм реализация гражданских прав…………….…………13
2.1 Понятие и способы осуществления гражданских прав……………13
2.2 Реализация избирательных прав граждан…………………………..16
Глава 3. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан……………………………………………………………………........20
3.1 Административная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме………22
3.2 Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме……….……28
Заключение…………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………………33
Пассивное избирательное право обозначает право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Базовые условия осуществления пассивного избирательного права такие же, как и активного: не могут быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
История развития избирательного права такова, что признание за гражданином как пассивного, так и активного избирательного права ставилось в зависимость от значительного количества различного рода цензов. Это были имущественные, половые, образовательные, сословные цензы4.
______________________________
4Головин А.Г. Избирательное право России [текст]. - М.: НОРМА, 2007. - 336 с.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установил, что гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В соответствии с мировой практикой проведения демократических выборов является общепризнанным, что для избрания в некоторые представительные органы и занятия ряда выборных должностей для кандидатов могут быть установлены определенные повышенные требования (цензы), связанные с достижением определенного возраста, а также длительностью проживания на соответствующей территории. Для осуществления пассивного избирательного права наиболее распространенным является использование возрастного ценза.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы устанавливают повышенные возрастные требования для кандидатов и некоторые другие условия для осуществления гражданами пассивного избирательного права. Так, согласно статье 81 Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. В соответствии со статьей 97 Конституции Российской Федерации депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 8 ст. 4) предусматривает, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия для реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. При этом устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может быть менее 21 года на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, 30 лет — на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и 21 года — на выборах в органы местного самоуправления.
Выборы и избирательная система в России имеют достаточно давнюю (считая с Новгородской феодальной республики и земских соборов ХVI - XVII вв.), но прерывистую историю (с длительными, эпохальными интервалами, связанными с деспотическими формами государственного правления). В том или ином виде выборы в России проводились еще в Х веке (выборы части членов Боярской думы, формирование церковных Поместных соборов, выборы царя в 1613 г., выборы органов земского и городского самоуправления в XIX в. и т.д.), но они не имели общегосударственного значения и не были направлены на формирование представительных органов государственной власти. В начале ХХ столетия мощный подъем демократического движения (первая русская революция) привел к закону о выборах в первую Государственную думу от 11 декабря 1905 г. Закон этот, утвердивший куриальную систему, трудно, однако, назвать демократическим, так как он обеспечивал неравное представительство разным социальным слоям населения. Еще хуже был закон 1907 г. За весь период своего существования (1906-1917) Государственная дума избиралась четыре раза, дважды распускалась царем досрочно. Права этого представительного органа были значительно ограничены. В советскую эпоху с переходом к однопартийной системе, а затем ликвидацией внутрипартийной оппозиции, выборы приобрели чисто формальный характер, превратились в «выборы без выбора». Лишь в конце 1980-х гг. положение начало радикально меняться. Сначала в очень ограниченном масштабе на выборах в местные органы власти в 1987 г., а затем широко в 1989 г. на выборах Съезда народных депутатов стало применяться альтернативное голосование - у избирателей появился выбор между двумя или несколькими кандидатурами. Однако и тогда, на выборах 1989г., часть мест (750 из 2250) была уже зарезервирована за КПСС и фактически подчиненными ей общественными организациями, с указанием кому, сколько мест, что, в сущности, являлось модификацией все той же куриальной системы. Выборы народных депутатов Российской Федерации год спустя, отвергли такой порядок как антидемократический.
17 марта 1991 г. состоялся
первый в истории страны
12 июня того же года - первые в истории России президентские выборы.
Глава 2. Механизм реализация гражданских прав
2.1 Понятие
и способы осуществления
Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.
Гражданин — человек, пользующийся определёнными правами по праву рождения на определённой территории. Гражданами становятся в процессе натурализации. В высоком смысле гражданин — это человек, исходящий в своих поступках из общего блага.
Осуществление субъективного гражданского права - это реализация управомоченным лицом возможностей, заключенных в содержании данного права.
В цивилистике существуют несколько теорий относительно осуществления субъективных гражданских прав: теория свободы («все лица свободны в осуществлении своих гражданских прав»), теория интереса («лица осуществляют свои гражданские права в своем интересе»), теория воли («лица вольны в осуществлении своих гражданских прав»). На данный момент все эти теории непротиворечиво слились в одну. Так, в соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Это означает, что все вопросы, связанные с использованием субъективных прав, включая объем и способы их реализации, а также отказом от субъективных прав, передачей их другим лицам и т.п., решаются управомоченными лицами по их собственному усмотрению. При этом отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом. Одно из таких исключений принадлежит наследнику, не воспользовавшемуся без уважительных причин своим правом на принятие наследства в течение 6-месячного срока после открытия наследства, и в связи с этим утрачивающим свое право.
Необходимо учитывать два следующих обстоятельства. Во-первых, некоторые субъективные права одновременно выступают в качестве гражданско-правовых обязанностей. Например, в соответствии с законом опекун не только вправе совершать от имени недееспособного гражданско-правовые сделки, но и обязан это делать, если того требуют интересы опекаемого. Поэтому реализация некоторых субъективных прав зависит не только от усмотрения управомоченных лиц, но и от предписаний закона5.
Во-вторых, следует подчеркнуть, что в данном случае речь идет о конкретных субъективных правах, которыми обладают граждане и юридические лица. Вопрос о распоряжении правами, которые лишь могут возникнуть у субъекта в будущем, должен решаться с учетом правила о том, что «полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом» (п. 3 ст. 22 ГК РФ).
Наиболее часто граждане и юридические лица распоряжаются принадлежащими им правами путем их осуществления. Под осуществлением права понимается реализация тех возможностей, которые предоставляются законом или договором обладателю субъективного права.
Рассмотрим способы
осуществления гражданских
______________________________
5Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации [текст]: учеб. пособие. - Тамбов: изд-во ТГТУ, 2005. - 106 с.
Именно поэтому субъективные
гражданские права
Право на положительные действия, однако, тесно связано с другим элементом субъективного права - с правом требования соответствующего поведения обязанных лиц. Осуществление субъективных прав в этом плане всегда представляет собой симбиоз возможностей совершения собственных действий управомоченным лицом с возможностью требовать исполнения или соблюдения юридических обязанностей другими лицами. Конкретная реализация этих возможностей и представляет собой способы осуществления права.
Выбор способа осуществления права зависит не только от усмотрения субъекта, но и от конкретного содержания субъективного права. Последнее, в свою очередь, определяется его назначением, т.е. теми целями, для достижения которых оно и предоставляется управомоченному лицу.
Конкретные способы реализации этой возможности, т.е. способы осуществления субъективного права авторства, могут быть самыми различными, однако суть их в данном случае будет сводиться к требованию соответствующего поведения от обязанных лиц. Наряду с этим право авторства может осуществляться субъектом и посредством собственных активных действий, хотя такой способ осуществления права является в данном случае лишь вспомогательным средством его реализации. От характера субъективного права зависит в конечном счете и то, исчерпывается ли осуществление права каким-то одним действием или выражается в длящихся, повторяющихся действиях управомоченного субъекта.
Осуществление субъективных
прав находится в неразрывной
связи с исполнением
2.2 Реализация избирательных прав граждан
Активное избирательное
право реализуется путем
Реализация пассивного избирательного права граждан при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации зависит от особенностей организации государственной власти в субъектах Федерации. Речь прежде всего идет об установлении законодательством субъекта Российской Федерации предельного количества сроков избрания высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта Федерации) в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Эти ограничения направлены на наиболее полную реализацию принципа народовластия, что подразумевает периодическую ротацию руководителей органов государственной власти.
До принятия в 1997 г. Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 1994 г. у законодателей субъектов Российской Федерации существовала возможность установления так называемых «сроков обязательного проживания» на соответствующей территории в качестве условия приобретения пассивного избирательного права. Такого рода ограничения также называются цензами оседлости. Согласно статье 4 Федерального закона от 1994 г. сроки обязательного проживания не могли быть менее одного года. На практике в некоторых субъектах Федерации эти сроки не соблюдались. В принятом позднее Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» было установлено, что ценз оседлости применим только в случаях, предусмотренных в Конституции Российской Федерации. Как известно, Конституция предусматривает такую возможность только в отношении выборов Президента Российской Федерации. Таким образом, при проведении иных выборов граждане Российской Федерации могут баллотироваться в качестве кандидатов независимо от места их проживания. В настоящее время практика, когда политики, проживающие в Москве, баллотируются на выборах, проводимых в субъектах Федерации, стала очень распространенной. В соответствии с законом для этого нет никаких ограничений.
Информация о работе Ответственность за нарушение избирательных прав граждан