Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 23:59, контрольная работа
Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. В широком смысле и с научных позиций - это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.
Перспективы развития социальной политики в России.
Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. В широком смысле и с научных позиций - это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.
Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги)
Современная социальная политика РФ далека от идеала. Опыт ее
функционирования в период перехода к рыночному механизму хозяйст-
вования свидетельствует, что полноценная социальная зашита населения
и эффективное функционирование социально-культурной сферы пока не
достигнуты. Общеизвестны такие факты, как скудность пенсий и посо-
бий, фактическая ликвидация бесплатности услуг здравоохранения, во
многом — и образования, застой культуры и искусства. Эти проблемы в
немалой степени обуславливают небывалое социальное расслоение,
подрывающее национальное единство.
Их решение на современном этапе предполагается посредством реа-
лизации ряда реформ в сфере социальной политики: здравоохранения,
образования, финансов пенсионной системы. Они призваны перестроить
механизм финансирования социальной сферы, повысить его эффектив-ность, обеспечить формирование полноценной финансовой базы вне-
бюджетных фондов, образования, здравоохранения, культуры. В контек-
сте данных реформ и следует рассматривать проблемы и перспективы
дальнейшего развития социальной политики нашей страны. Для разви-
тия социальной политики определяющее значение имеют традиционные
и современные требования, предъявляемые к ее цепям и задачам. Сего-
дня социальная политика - это не только, и даже не столько поддержка
социально незащищенных членов общества, сколько ключевой фактор
формирования и развития человеческого капитала .
Грамотно проводимая социальная политика способствует увеличе-
нию человеческого капитала. Темпы научно-технического прогресса,
уровень организации, культуры и производительности труда – это про-
изводные от качеств человека, или человеческого капитала, а значит,
вложения в человека имеют наибольшую отдачу. Таким образом, мы
приходим к выводу, что рассмотрение человека, как объекта социальной
политики, является целью создания предпосылки к накоплению челове-
ческого капитала, так как именно человек способствует социально-
экономическому развитию, является основой роста национальной эко-
номики.
В современной экономике, где в центр всей системы ставится чело-
век, а не производство, материальные или финансовые ресурсы, соци-
альная политика должна обеспечивать качество и доступность соци-
ально значимых благ — образования, здравоохранения, культуры. Это
дает выигрыш обществу и экономике страны, т.к. является инвестиция-
ми в важнейший актив — человека, обеспечивает сохранение, восста-
новление и развитие нематериальной составляющей общественного бо-
гатства.
Выделим императивы совершенствования социальной политики РФ
на современном этапе - признание ее важнейшей роли для развития про-
изводительных сил общества, что не может быть обеспечено при чрез-
мерной коммерциализации социальной сферы.
Отсюда вытекает необходимость социализации финансовой поли-
тики, и государственной политики в целом. Основная доля затрат бюд-
жета приходится на оборонные расходы, обслуживание государственно-
го долга, государственное управление. Социальная сфера остается в те-
ни. Соответствующий пересмотр бюджетных приоритетов необходим не
только с социальной точки зрения, но и с позиции интересов государст-
ва в целом. Это позволит наиболее эффективно решать такие проблемы,
как сокращение численности трудоспособного населения, ухудшение
квалификации рабочей силы, снижение конкурентоспособности отече-
ственных товаров и фирм.
Сегодняшние реалии трансформации социальной политики страны, в
особенности, механизма ее финансирования, далеко не всегда и не пол-ностью адекватны рассмотренным выше условиям. Постараюсь это по-
казать на примере некоторых реформ в социальной сфере, в этой связи
выдвинуть и аргументировать некоторые собственные предположения.
В социальной сфере намечаются преобразования в секторе образо-
вания и здравоохранения. «Программа модернизации образования» (в
рамках «Основных направлений социально-экономического развития
РФ на долгосрочную перспективу») предполагает взаимосвязанное раз-
витие содержания образования и перестройку его организационно-
экономического и финансового механизма.
Намечаются следующие мероприятия:
- стимулирование
налоговые льготы (с расходов граждан на образование не взимается по-
доходный налог), развитие системы образовательных кредитов,
-сочетание государственного
ние с практикой прямых договоров с предприятиями и гражданами, вы-
деление регионального компонента государственного заказа (с финанси-
рованием его из бюджета субъекта РФ),
-дополнение бюджетного
ми от эффективного управления переданной им собственностью.
Данные меры адекватны современной роли образования в обществе,
и возразить против них сложно. Но практическая реализация их в на-
стоящее время обозначила ряд трудностей. Не стал массовым образова-
тельный кредит. Уместно напомнить, что Правительство не первый год
пытается расширить масштабы ипотечного кредитования, но достигну-
тые результаты весьма скромны. Образовательное кредитование (как и
ипотечное) предполагает наличие у банков долгосрочных пассивов, по-
этому в условиях их недостатка вряд ли получит широкое распростране-
ние.
В целом же дополнение бюджетных средств финансированием, по-
лученным за счет предприятий и домохозяйств, является позитивной
тенденцией, хотя нельзя забывать о конституционных гарантиях бес-
платного образования. Следует согласиться с мнением о необходимости
формирования стандартной гарантированной нормы, социального стан-
дарта (как это сделано в отношении здравоохранения, где нормы меди-
цинской помощи четко прописаны). Взвешенные, учитывающие эконо-
мические интересы потребителей и «производителей» образовательных
услуг нормы должны стать основой формирования финансового меха-
низма в области образования.
Перестройка финансового механизма здравоохранения носит «фи-
нансово-оборонительный» характер. Министерство здравоохранения и
социального развития РФ ставит перед реформой три основные задачи:
четко разграничить бесплатную и платную медицины и тем самым огра-
дить государство от требований граждан, превышающих его возможно-сти; на фоне снижения ЕСН с 2005 г. не допустить уменьшения финан-
совых потоков в систему ОМС, защитить ее средства от абсолютного
сокращения; стимулировать лечебно-профилактические учреждения бо-
лее эффективно использовать внутренние источники. Их реализация яв-
ляется необходимой для нормализации текущей ситуации в здравоохра-
нении, но не может решить его коренных проблем.
Для преобразования отечественной системы здравоохранения необ-
ходимо, прежде всего, выбрать модель ее финансирования
бюджетную, предпринимательскую или страховую. На этот счет суще-
ствуют различные точки зрения, сторонники каждой из которых отме-
чают ее преимущества. Как я полагаю, предпринимательская и бюджет-
ная модели в России не могут быть взяты за основу: первая по причине
отсутствия у большей части населения необходимых финансовых ресур-
сов, вторая - вследствие ограниченных возможностей федерального
бюджета.
По мере увеличения доходов граждан средства последних будут иг-
рать все возрастающую роль в финансировании здравоохранения. Но на
сегодняшний день наиболее приемлемым вариантом следует считать
финансирование за счет средств медицинского страхования, дополняе-
мое ресурсами населения и бюджета.
Наибольшую роль в увеличении финансовых ресурсов здравоохра-
нения -фонда ОМС, как Пенсионного фонда, Фонда социального стра-
хования, играет ЕСН, который формирует основную часть их доходов. В
настоящее время величина ЕСН, а, следовательно, доходной базы вне-
бюджетных фондов, является очень низкой. Это происходит, в основ-
ном, вследствие низкой налоговой культуры в России, стремления лю-
быми путями уклониться от уплаты обязательных платежей. Очень ве-
лики масштабы сокрытия доходов населения — налогооблагаемой базы
по ЕСН. Теневая экономика достигает около 30-40% (по разным оцен-
кам) ВВП, что и приводит к недостаточному объему поступления ЕСН . Да и в «легальном», официальном бизнесе весьма распространена
выплата части заработной платы неучтенными наличными деньгами
(«черным налом»), с которой ЕСН не уплачивается.)
Подобное положение дел подрывает страховой принцип формирова-
ния средств социальных внебюджетных фондов. Государство становится
на путь прямого финансирования выплат пенсий, пособий, оказания ме-
дицинских услуг. По сути дела, легализуется право работодателей не
дооплачивать труд наемных работников. Заработная плата в условиях реализации страхового принципа финансирования социальной защиты
складывается из двух частей: денежного вознаграждения на обеспечение
текущего потребления и социальной страховки на покрытие перспек-
тивных потребностей (пенсии, пособия, медицинские услуги).
Попытки увеличить собираемость ЕСН, вывести «из тени» значи-
тельную часть хозяйственного оборота вряд ли окажутся удачными в
ближайшее время. Продолжение (и расширение) финансирования соци-
альной сферы из бюджета неоправданно. Во-первых, средства последне-
го небезграничны, во-вторых, социальное страхование по своей сути не
может обеспечиваться за счет бюджета, т.е. за счет других налогов. Не
следует рассчитывать и на повышение «сознательности» работников,
требующих платить им «белую» зарплату - работодатели явно домини-
руют на рынке труда РФ и навязывают сотрудникам свои правила игры.
Передача функции плательщика платежей от работодателя к работ-
нику - вот наиболее перспективный путь совершенствования механизма
финансирования социальных внебюджетных фондов. При таком подхо-
де работник будет адекватно представлять - сколько он уплатил во вне-
бюджетные фонды, на какие выплаты он может рассчитывать. Будет бо-
лее четко осознана социальная составляющая заработной платы, а ее не-
выплата станет расцениваться как недоплата труда, воровство у работ-
ника части его будущей пенсии или пособия. Учитывая все сложно-
сти, связанные с коренной перестройкой системы финансирования фон-
дов, рационально, как я считаю, начать с частичной передачи функции
уплаты страховых взносов от предприятия к сотруднику в некоторых ре-
гионах (в порядке эксперимента). Такой эксперимент позволит выявить
недостатки и «узкие места» данной схемы, усовершенствовать новый
финансовый механизм. Заслуживают отдельного рассмотрения предло-
жения дополнить обязательное социальное (и медицинское) страхование
добровольным, на базе негосударственных пенсионных фондов, которые
играют большую роль в экономически развитых странах. Определенный
потенциал в этом направлении имеется, но надо учитывать как значи-
тельно более низкий уровень доходов населения в России, так и воз-
можности злоупотреблений в данной.
Подводя итог рассмотрению перспектив социальной политики в РФ,
я бы хотела сказать, что экономическое развитие страны и увеличение
финансовой базы социальной сферы находятся в тесной взаимосвязи. С
одной стороны, позитивная экономическая динамика, рост националь-
ного дохода позволяет увеличить объем ресурсов в этом секторе. Но и
активизация социальной политики играет сегодня немалую роль для
экономического роста и развития, т.к. напрямую влияет на производи-
тельность труда, качество и конкурентоспособность отечественных то-
варов. Поэтому особенно важно в условиях роста реального сектора экономики обеспечить эффективный механизм финансирования соци-
альной политики, увеличить приток ресурсов в данную сферу. Это обу-
словит динамичное развитие экономики в дальнейшем, на ее основе -
новое расширение финансовой базы социальной политики, т.е. сформи-
руется «сотрудничество» социальной политики и экономики, что явля-
ется реальной основа устойчивого развития, при котором на фоне эко-
Информация о работе Перспективы развития социальной политики в России