Перспективы развития социальной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 23:59, контрольная работа

Описание работы

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. В широком смысле и с научных позиций - это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

Файлы: 1 файл

Макроэкономическое планирование и прогнозирование.docx

— 25.82 Кб (Скачать файл)

Перспективы развития социальной политики в России.

 

      Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. В широком смысле и с научных позиций - это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

      Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги)

      Современная социальная политика РФ далека от идеала. Опыт ее

функционирования в период перехода к рыночному механизму хозяйст-

вования свидетельствует, что полноценная социальная зашита населения

и эффективное функционирование социально-культурной сферы пока не

достигнуты. Общеизвестны такие факты, как скудность пенсий и посо-

бий, фактическая ликвидация бесплатности услуг здравоохранения, во

многом — и образования, застой культуры и искусства. Эти проблемы в

немалой степени обуславливают небывалое социальное расслоение,

подрывающее национальное единство.

     Их решение на современном этапе предполагается посредством реа-

лизации ряда реформ в сфере социальной политики: здравоохранения,

образования, финансов пенсионной системы. Они призваны перестроить

механизм финансирования социальной сферы, повысить его эффектив-ность, обеспечить формирование полноценной финансовой базы вне-

бюджетных фондов, образования, здравоохранения, культуры. В контек-

сте данных реформ и следует рассматривать проблемы и перспективы

дальнейшего развития социальной политики нашей страны. Для разви-

тия социальной политики определяющее значение имеют традиционные

и современные требования, предъявляемые к ее цепям и задачам. Сего-

дня социальная политика - это не только, и даже не столько поддержка

социально незащищенных членов общества, сколько ключевой фактор

формирования и развития человеческого капитала .

     Грамотно проводимая социальная политика способствует увеличе-

нию человеческого капитала. Темпы научно-технического прогресса,

уровень организации, культуры и производительности труда – это про-

изводные от качеств человека, или человеческого капитала, а значит,

вложения в человека имеют наибольшую отдачу. Таким образом, мы

приходим к выводу, что рассмотрение человека, как объекта социальной

политики, является целью создания предпосылки к накоплению челове-

ческого капитала, так как именно человек способствует социально-

экономическому развитию, является основой роста национальной эко-

номики.

       В современной экономике, где в центр всей системы ставится чело-

век, а не производство, материальные или финансовые ресурсы, соци-

альная политика должна обеспечивать качество и доступность соци-

ально значимых благ — образования, здравоохранения, культуры. Это

дает выигрыш обществу и экономике страны, т.к. является инвестиция-

ми в важнейший актив — человека, обеспечивает сохранение, восста-

новление и развитие нематериальной составляющей общественного бо-

гатства.

      Выделим императивы совершенствования социальной политики РФ

на современном этапе - признание ее важнейшей роли для развития про-

изводительных сил общества, что не может быть обеспечено при чрез-

мерной коммерциализации социальной сферы.

Отсюда вытекает необходимость социализации финансовой поли-

тики, и государственной политики в целом. Основная доля затрат бюд-

жета приходится на оборонные расходы, обслуживание государственно-

го долга, государственное управление. Социальная сфера остается в те-

ни. Соответствующий пересмотр бюджетных приоритетов необходим не

только с социальной точки зрения, но и с позиции интересов государст-

ва в целом. Это позволит наиболее эффективно решать такие проблемы,

как сокращение численности трудоспособного населения, ухудшение

квалификации рабочей силы, снижение конкурентоспособности отече-

ственных товаров и фирм.

     Сегодняшние реалии трансформации социальной политики страны, в

особенности, механизма ее финансирования, далеко не всегда и не пол-ностью адекватны рассмотренным выше условиям. Постараюсь это по-

казать на примере некоторых реформ в социальной сфере, в этой связи

выдвинуть и аргументировать некоторые собственные предположения.

В социальной сфере намечаются преобразования в секторе образо-

вания и здравоохранения. «Программа модернизации образования» (в

рамках «Основных направлений социально-экономического развития

РФ на долгосрочную перспективу») предполагает взаимосвязанное раз-

витие содержания образования и перестройку его организационно-

экономического и финансового механизма.

Намечаются следующие мероприятия:

- стимулирование платежеспособного  спроса на образование через

налоговые льготы (с расходов граждан на образование не взимается по-

доходный налог), развитие системы образовательных кредитов,

-сочетание государственного заказа  на профессиональное образова-

ние с практикой прямых договоров с предприятиями и гражданами, вы-

деление регионального компонента государственного заказа (с финанси-

рованием его из бюджета субъекта РФ),

-дополнение бюджетного финансирования  средствами, полученны-

ми от эффективного управления переданной им собственностью.

    Данные меры адекватны современной роли образования в обществе,

и возразить против них сложно. Но практическая реализация их в на-

стоящее время обозначила ряд трудностей. Не стал массовым образова-

тельный кредит. Уместно напомнить, что Правительство не первый год

пытается расширить масштабы ипотечного кредитования, но достигну-

тые результаты весьма скромны. Образовательное кредитование (как и

ипотечное) предполагает наличие у банков долгосрочных пассивов, по-

этому в условиях их недостатка вряд ли получит широкое распростране-

ние.

     В целом же дополнение бюджетных средств финансированием, по-

лученным за счет предприятий и домохозяйств, является позитивной

тенденцией, хотя нельзя забывать о конституционных гарантиях бес-

платного образования. Следует согласиться с мнением о необходимости

формирования стандартной гарантированной нормы, социального стан-

дарта (как это сделано в отношении здравоохранения, где нормы меди-

цинской помощи четко прописаны). Взвешенные, учитывающие эконо-

мические интересы потребителей и «производителей» образовательных

услуг нормы должны стать основой формирования финансового меха-

низма в области образования.

    Перестройка финансового механизма здравоохранения носит «фи-

нансово-оборонительный» характер. Министерство здравоохранения и

социального развития РФ ставит перед реформой три основные задачи:

четко разграничить бесплатную и платную медицины и тем самым огра-

дить государство от требований граждан, превышающих его возможно-сти; на фоне снижения ЕСН с 2005 г. не допустить уменьшения финан-

совых потоков в систему ОМС, защитить ее средства от абсолютного

сокращения; стимулировать лечебно-профилактические учреждения бо-

лее эффективно использовать внутренние источники. Их реализация яв-

ляется необходимой для нормализации текущей ситуации в здравоохра-

нении, но не может решить его коренных проблем.

     Для преобразования отечественной системы здравоохранения необ-

ходимо, прежде всего, выбрать модель ее финансирования

бюджетную, предпринимательскую или страховую. На этот счет суще-

ствуют различные точки зрения, сторонники каждой из которых отме-

чают ее преимущества. Как я полагаю, предпринимательская и бюджет-

ная модели в России не могут быть взяты за основу: первая по причине

отсутствия у большей части населения необходимых финансовых ресур-

сов, вторая - вследствие ограниченных возможностей федерального

бюджета.

     По мере увеличения доходов граждан средства последних будут иг-

рать все возрастающую роль в финансировании здравоохранения. Но на

сегодняшний день наиболее приемлемым вариантом следует считать

финансирование за счет средств медицинского страхования, дополняе-

мое ресурсами населения и бюджета.

     Наибольшую роль в увеличении финансовых ресурсов здравоохра-

нения -фонда ОМС, как Пенсионного фонда, Фонда социального стра-

хования, играет ЕСН, который формирует основную часть их доходов. В

настоящее время величина ЕСН, а, следовательно, доходной базы вне-

бюджетных фондов, является очень низкой. Это происходит, в основ-

ном, вследствие низкой налоговой культуры в России, стремления лю-

быми путями уклониться от уплаты обязательных платежей. Очень ве-

лики масштабы сокрытия доходов населения — налогооблагаемой базы

по ЕСН. Теневая экономика достигает около 30-40% (по разным оцен-

кам) ВВП, что и приводит к недостаточному объему поступления ЕСН . Да и в «легальном», официальном бизнесе весьма распространена

выплата части заработной платы неучтенными наличными деньгами

(«черным налом»), с которой ЕСН не уплачивается.)

      Подобное положение дел подрывает страховой принцип формирова-

ния средств социальных внебюджетных фондов. Государство становится

на путь прямого финансирования выплат пенсий, пособий, оказания ме-

дицинских услуг. По сути дела, легализуется право работодателей не

дооплачивать труд наемных работников. Заработная плата в условиях реализации страхового принципа финансирования социальной защиты

складывается из двух частей: денежного вознаграждения на обеспечение

текущего потребления и социальной страховки на покрытие перспек-

тивных потребностей (пенсии, пособия, медицинские услуги).

      Попытки увеличить собираемость ЕСН, вывести «из тени» значи-

тельную часть хозяйственного оборота вряд ли окажутся удачными в

ближайшее время. Продолжение (и расширение) финансирования соци-

альной сферы из бюджета неоправданно. Во-первых, средства последне-

го небезграничны, во-вторых, социальное страхование по своей сути не

может обеспечиваться за счет бюджета, т.е. за счет других налогов. Не

следует рассчитывать и на повышение «сознательности» работников,

требующих платить им «белую» зарплату - работодатели явно домини-

руют на рынке труда РФ и навязывают сотрудникам свои правила игры.

Передача функции плательщика платежей от работодателя к работ-

нику - вот наиболее перспективный путь совершенствования механизма

финансирования социальных внебюджетных фондов. При таком подхо-

де работник будет адекватно представлять - сколько он уплатил во вне-

бюджетные фонды, на какие выплаты он может рассчитывать. Будет бо-

лее четко осознана социальная составляющая заработной платы, а ее не-

выплата станет расцениваться как недоплата труда, воровство у работ-

ника части его будущей пенсии или пособия. Учитывая все сложно-

сти, связанные с коренной перестройкой системы финансирования фон-

дов, рационально, как я считаю, начать с частичной передачи функции

уплаты страховых взносов от предприятия к сотруднику в некоторых ре-

гионах (в порядке эксперимента). Такой эксперимент позволит выявить

недостатки и «узкие места» данной схемы, усовершенствовать новый

финансовый механизм. Заслуживают отдельного рассмотрения предло-

жения дополнить обязательное социальное (и медицинское) страхование

добровольным, на базе негосударственных пенсионных фондов, которые

играют большую роль в экономически развитых странах. Определенный

потенциал в этом направлении имеется, но надо учитывать как значи-

тельно более низкий уровень доходов населения в России, так и воз-

можности злоупотреблений в данной.

   Подводя итог рассмотрению перспектив социальной политики в РФ,

я бы хотела сказать, что экономическое развитие страны и увеличение

финансовой базы социальной сферы находятся в тесной взаимосвязи. С

одной стороны, позитивная экономическая динамика, рост националь-

ного дохода позволяет увеличить объем ресурсов в этом секторе. Но и

активизация социальной политики играет сегодня немалую роль для

экономического роста и развития, т.к. напрямую влияет на производи-

тельность труда, качество и конкурентоспособность отечественных то-

варов. Поэтому особенно важно в условиях роста реального сектора экономики обеспечить эффективный механизм финансирования соци-

альной политики, увеличить приток ресурсов в данную сферу. Это обу-

словит динамичное развитие экономики в дальнейшем, на ее основе -

новое расширение финансовой базы социальной политики, т.е. сформи-

руется «сотрудничество» социальной политики и экономики, что явля-

ется реальной основа устойчивого развития, при котором на фоне эко-

Информация о работе Перспективы развития социальной политики в России