Подрядные работы для государственных нужд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 01:28, доклад

Описание работы

Необходимость специального регулирования подряда для государственных нужд вызвана особенностями отношений, возникающих при реализации государственных интересов в условиях рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

Подрядные работы для гос нужд.docx

— 20.74 Кб (Скачать файл)

1.4. Подрядные работы  для государственных нужд 

 

Необходимость специального регулирования подряда для государственных  нужд вызвана особенностями отношений, возникающих при реализации государственных  интересов в условиях рыночной экономики. В отношении подряда для государственных  нужд устанавливается специальный  правовой режим, характеризующийся  рядом особенностей, к которым, прежде всего, относятся следующие:

- во-первых, объектом правоотношений  являются не любые подрядные  отношения, а лишь отношения,  связанные со строительными, проектными  и изыскательскими работами, направленными  на удовлетворение государственных  потребностей и финансирующимися  за счет государственных средств;

- во-вторых, рассматривая  действие указанных норм по  кругу лиц, можно говорить о  специальном субъекте правоотношений - государственном заказчике; - в-третьих,  в целях компенсации подрядчику  ограничения принципа свободы  договора устанавливаются специальные  льготы и гарантии для подрядчиков.

Подрядные работы для государственных  нужд осуществляются на основе государственного контракта, под которым понимается договор, заключенный государственным  заказчиком с юридическим лицом  или гражданином, являющимся исполнителем подрядных работ (подрядчиком), и  предусматривающий обязательства  сторон и их ответственность за выполнение государственного заказа. Под государственным  заказом понимается задание государственного заказчика на выполнение подрядчиком  строительных работ либо проектных  и изыскательских работ, оформленное  в виде соответствующего нормативного (распорядительного) акта, принятого  в соответствии с компетенцией органа, уполномоченного принимать решение  о проведении подрядных работ  для государственных нужд. Такими органами выступают Правительство  РФ и государственные органы, уполномоченные Правительством, либо высшие исполнительные органы субъектов РФ.

Помимо Гражданского кодекса  РФ отношения, возникающие в связи  с заключением государственного контракта на выполнение работ для  государственных нужд, регулируются также:

Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном  оборонном заказе»;

Федеральным закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и  муниципальных нужд»;

Постановлением Правительства  РФ от 14 августа 1993 г. № 812 «Об утверждении  Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство  объектов для федеральных государственных  нужд в Российской Федерации»;

Постановлением Правительства  РФ от 11 октября 2001 г. № 714 «Об утверждении  Положения о формировании перечня  строек и объектов для федеральных  государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета».  

 

Стороны в государственном  контракте

В роли государственного заказчика  выступают уполномоченные государственные  органы, а в роли подрядчика -субъекты предпринимательской деятельности, имеющие соответствующую лицензию и признанные победителями подрядных торгов. 

 

Определение

Под государственным  заказчиком понимается государственный  орган либо организация, наделенные специальными полномочиями. Основным правом государственных заказчиков является право распоряжения инвестиционными ресурсами, под которыми следует понимать финансовые средства соответствующего бюджета либо внебюджетных источников, выделенные для реализации федеральных инвестиционных (целевых) программ или инвестиционных (целевых) программ субъектов Федерации.  

 

Для организации работы по выполнению федеральных целевых  программ и обеспечению выполнения подрядных работ для государственных  нужд Правительством РФ утверждаются федеральные государственные заказчики. Государственным заказчиком может  быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие  или государственное учреждение. Для организации работы по выполнению региональных целевых программ и обеспечению выполнения подрядных работ для региональных нужд высшие органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают региональных государственных заказчиков. Государственным заказчиком может быть орган исполнительной власти субъекта Федерации либо государственное учреждение, образованное по решению органов исполнительной власти субъекта Федерации. Государственные заказчики могут на договорной основе передавать соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям выполнение части своих функций на условиях, предусмотренных Правительством РФ либо высшими органами исполнительной власти субъектов РФ. 

 

Основания и порядок  заключения государственного контракта

Основанием заключения государственного контракта является задание государственного заказчика, выраженное в форме государственного заказа, принятого подрядчиком. Для  государственного заказчика, разместившего  заказ, принятый подрядчиком, заключение контракта является обязательным. Для  подрядчика заключение государственного контракта является добровольным, за исключением отдельных случаев, установленных законодательством. Так, заключение государственного контракта  является обязательным для подрядчика при монопольном положении последнего на определенном рынке (сегменте) подрядных  работ и при условии, что государственным  заказчиком будут возмещены все  убытки, которые могут быть причинены  подрядчику в связи с выполнением  контракта.

Порядок заключения государственного контракта обладает определенными  особенностями по сравнению с  общим порядком заключения договора. Применяются положения статьи 445 Гражданского кодекса РФ, касающиеся заключения договора в обязательном порядке.

Так, предусмотрена специальная  процедура, регламентирующая разрешение преддоговорных вопросов и включающая наличие обязательного документа - протокола разногласий, который  подписывается в случае наличия  возражений одной из сторон по представленному  другой стороной проекту контракта.  

 

Содержание государственного контракта

Государственный контракт должен содержать условия об объеме и  о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания,размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. Причем данные условия являются существенными для государственного контракта. Стороны могут вносить в государственный контракт и другие условия.

При заключении государственного контракта по результатам конкурса на размещение заказа на подрядные  работы для государственных нужд, условия государственного контракта определяются в соответствии с объявленными условиями конкурса и представленным на конкурс предложением подрядчика, признанного победителем конкурса. При этом указанные условия государственного контракта являются также существенными, при отсутствии соглашения по одному из этих условий государственный контракт признается незаключенным. 

 

Изменение государственного контракта

При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном  порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать  от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

В остальных случаях изменение  государственного контракта осуществляется по соглашению сторон.

В статье 768 Гражданского кодекса  РФ отдельно указано, что к отношениям по государственным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных  нужд в части, не урегулированной  Гражданским кодексом РФ, применяется  закон о подрядах для государственных  нужд. Однако поскольку в настоящее  время предусмотренный в статье 768 Гражданского кодекса РФ закон  не издан, то следует руководствоваться  Гражданским кодексом РФ и другими  нормативными актами, указанными выше.  

 

 

 

____________________________________________________________________________

Договор на выполнение подрядных  работ для государственных и  муниципальных нужд

 

По государственному (муниципальному) контракту на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд подрядчик обязуется  выполнить строительные, проектные  и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного  и непроизводственного характера  работы и передать их заказчику, а  заказчик обязуется принять выполненные  работы и оплатить или обеспечить их оплату.

Договор регламентируют ст. 763-768 ГК.

Помимо  ГК, отношения, возникающие в связи  с подрядными работами для государственных (муниципальных) нужд, регулируются специальными нормативными актами, среди которых  можно назвать:

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ (с  изменениями на 6 мая 1999 г.) "О государственном  оборонном заказе";*(47)

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд";*(47)

Постановление Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 "Об утверждении Основных положений  порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров  подряда) на строительство объектов для федеральных государственных  нужд в Российской Федерации" (с  изменениями на 18 февраля 1998 г.);*(47)

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008 "О порядке проведения государственной  экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации".*(47)

Подрядные работы для государственных (муниципальных) нужд образуют обязательства по договорам  строительного подряда и подряда  на выполнение проектных и изыскательских работ.

 

Особенности договора

 

Договор - контракт - консенсуальный, возмездный, взаимный. Стороны договора - заказчик и подрядчик. Заказчиком выступают государственные (муниципальные) органы или иные организации, наделенные государственными (муниципальными) органами правом распоряжаться инвестиционными ресурсами. Подрядчиком может быть юридическое лицо или гражданин, обладающий статусом предпринимателя и имеющий лицензию на выполнение соответствующего вида работ.

Заказчик  в этих договорах может либо сам  оплатить принятые работы, либо обеспечить их оплату, указав в договоре, что  оплату произведет организация, которой  государственный (муниципальный) орган  выделил соответствующие бюджетные  суммы.

Существенные  условия договора - условие об объеме и стоимости работ, условие о  сроках начала и окончания работ, условие о размере и порядке  финансирования и оплаты работ, а  также о способах обеспечения  исполнения обязательств контрагентов.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются  после проведения конкурса на размещение заказа на подрядные работы. В этих случаях условия определяются еще  и в условиях объявляемого конкурса и должны им соответствовать, как  и тем предложениям победившего  в конкурсе подрядчика, которые были зафиксированы в одержавшем победу предложении.

Цена контракта  определяется на основе проведенного конкурса (подрядных торгов) в пределах исходных условий.

Специфический характер финансирования работ, выполняемых  по государственным (муниципальным) контрактам, обусловил включение специального правила об обязанности сторон изменить условия контракта, если уменьшился объем средств, выделяемых из соответствующего бюджета для финансирования данного  заказа. В этих случаях следует  изменять сроки, а при необходимости - иные условия контракта. При этом подрядчик может требовать от заказчика возмещения лишь тех убытков, которые возникли в связи с  изменением срока выполнения работ.

За нарушение  заказчиком других условий контракта  подрядчик вправе требовать уплаты неустойки в размере одной  трехсотой ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки в исполнении заказчиком взятых на себя обязательств.

 

Порядок оплаты выполненных  работ

 

Заказчик  выделяет подрядчику аванс, аванс составляет: 20% - если финансирование осуществляется из бюджетных средств и 30% - если финансирование осуществляется из внебюджетных средств; обеспечивает своевременное и непрерывное  финансирование строительства.

При заключении контракта устанавливаются размер, сроки перечисления аванса, порядок  его погашения, а также условия  промежуточных расчетов за выполненные  работы в пределах 95% их стоимости.

При невыполнении по вине подрядчика объемов работ, предусмотренных  графиком их производства, сумма промежуточного платежа уменьшается на стоимость  недовыполненных работ или платежи  задерживаются до устранения допущенного  отставания.

Окончательный расчет производится в месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди, пусковых комплексов, а также отдельных  зданий и сооружений, если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте.

В случае задержки установленных контрактом сроков перечислений аванса, оплаты выполненных  работ и окончательных расчетов заказчик возмещает подрядчику причиненные  в результате этого убытки, включая  затраты по уплате процентной ставки за кредит.

 

Особенности ответственности  сторон за невыполнение подрядных работ  для государственных и муниципальных  нужд

 

Государственный (муниципальный) заказчик несет ответственность  за несвоевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство  по контракту возложено на него. Размер санкций устанавливается  при заключении контракта.

Информация о работе Подрядные работы для государственных нужд