Политика CCCР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Если государство готовится к войне оно обязательно должно позаботиться о формировании благоприятного общественного мнения в мире по отношению к своей политики. Это предопределяет его дипломатическую активность в предвоенный период, ставит перед военно-политическим руководством важнейшую задачу поиска союзников и нейтрализации действий
других государств, которые иначе могли бы войти в союзнические отношения с противной стороной, обрекая тем самым другую сторону на изоляцию

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………. 5
1 СОВЕТСКИЙ СОЮЗ НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ………. 7
1.1 Советский союз накануне войны……………………………………………. 7
1.2 Начало второй мировой войны……………………………………………… 9
2 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ…11
2.1 Формирование антигитлеровской коалиции………………………………...11
2.2 Проблема «Второго Фронта»………………………………………………….15
2.3 Каким быть миру после войны………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………22

Файлы: 1 файл

основное.docx

— 53.62 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………. 5 
1 СОВЕТСКИЙ СОЮЗ НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ……….  7  
1.1 Советский союз накануне войны……………………………………………. 7

1.2 Начало второй мировой  войны……………………………………………… 9

 

2 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ…11

2.1 Формирование антигитлеровской  коалиции………………………………...11

2.2 Проблема «Второго Фронта»………………………………………………….15

2.3 Каким быть миру после войны………………………………………………..19

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….21

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………22  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

                                          ВВЕДЕНИЕ  
 
     Если государство готовится к войне оно обязательно должно позаботиться о формировании благоприятного общественного мнения в мире по отношению к своей политики. Это предопределяет его дипломатическую активность в предвоенный период, ставит перед военно-политическим руководством важнейшую задачу поиска союзников и нейтрализации действий  
других государств, которые иначе могли бы войти в союзнические отношения с противной стороной, обрекая тем самым другую сторону на изоляцию  
в политическом, экономическом и моральном смыслах.  
В своем блестящем военно-научном труде "Государственная оборона",  
незаслуженно забытом, на мой взгляд, в России, первый начальник штаба  
РККА П.П.Лебедев сформулировал ряд задач, которые предстояло решить  
органам, ведающим внешней политикой, в период подготовки к войне для  
обеспечения благоприятных условий ведения военных действий.  
Вот эти задачи:  
1. Изучение политического положения своего и иностранных государств, особенно примыкающих к границам нашей страны.  
2. Укрепление международного авторитета государства и участие   
дипломатических ведомств в выработке основного задания для подготовки  
к вооруженной борьбе.  
3. Создание выгодных для войны политических условий, устранение  
возможности вовлечения государства в невыгодную или непосильную борьбу.  
4. Обеспечение во время войны благоприятных условий, в которых  
протекает вооруженное противоборство и использование результатов войны.  
Часть этих задач была успешно решена нашими дипломатическими органами, в частности, в определении и расстановке сил накануне войны.  
Успешно, хотя и не без некоторых издержек для международного авторитета СССР, был преодолен советско-финляндский кризис, не вызвали принципиальных возражений и не оказали негативного воздействия на союзнические отношения территориальные приобретения СССР на границах с Польшей, Румынией и в Прибалтике.

 
Актуальность темы. Внешнеполитическая деятельность СССР в предвоенные годы строилась не только на основе внутренних задач, но и в зависимости от состояния и развития международных отношений.  

 

Целью данной работы является анализ внешней политики СССР накануне Великой Отечественной Войны, что определяет постановку следующих задач:  
1. Дать общую характеристику международной обстановке к 1939 году;  
2. Проанализировать отношения СССР с ключевыми игроками внешнеполитической арены того периода – Англией, Францией, США, Германией и Японией.  
3. Рассмотреть, как складывались взаимоотношения СССР с малыми странами в тот же период.

 
Предметом исследования является характер внешнеполитической деятельности СССР накануне Великой Отечественной Войны.  
 
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Результаты исследования обобщены в заключении. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ НАКАНУНЕ ВОЙНЫ

 

1.1 Советский союз накануне войны

    Состоявшийся в марте 1939 г. XVIII съезд ВКП определил, что СССР вступил в полосу завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму. Съезд сформулировал основную экономическую задачу: догнать и перегнать главные капиталистические страны по производству продукции на душу населения. На решение этой задачи отводилось 10-15 лет. На съезде был рассмотрен и утвержден план третьей пятилетки (1938-1942).

Решения съезда были встречены с энтузиазмом. В строй вводились новые предприятия, много внимания уделялось повышению активности масс. Однако морально-психологическое состояние общества оставалось противоречивым. С одной стороны, советские люди гордились трудовыми успехами, о которых постоянно сообщали средства массовой пропаганды, верили в светлое отдаленное будущее, а с другой — массовые репрессии порождали чувство страха, неуверенности в завтрашнем дне. К тому же был принят ряд суровых мер, направленных на укрепление трудовой и производственной дисциплины. Так, в 1940 г. Президиумом Верховного Совета СССР были изданы указы «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода с работы трактористов и комбайнеров, работающих в машинно-тракторных станциях», по которым за прогул и уход с предприятия без разрешения администрации устанавливалась уголовная ответственность. Таким образом, государство фактически прикрепляло рабочих и служащих к предприятию. Были повышены нормы выработки, снижены расценки, а не выработка минимума трудодней колхозниками могла привести к уголовному преследованию. Однако попытки руководства страны добиться поставленных целей, развивая энтузиазм масс и в то же время используя метод устрашения, не дали желаемого результата. План трех лет третьей пятилетки выполнен не был.[1]

    В связи с угрозой войны важное значение придавалось развитию военного производства, особенно на Востоке страны. В Поволжье, на Урале, в Сибири шло интенсивное строительство оборонных предприятий, основывающихся на местной топливно-металлургической базе. Темпы развития оборонной промышленности были высокими. Если за три года третьей пятилетки рост промышленного производства составлял в целом 13,2% в год, то в военных отраслях — 39%. Особое значение придавалось созданию новейших видов боевой техники. Укрупнялись научно-исследовательские организации, на ведущих оборонных заводах создавались конструкторские бюро и опытные цехи; активно действовали так называемые шарашки (в служебных документах — спецтюрьма N 1) — закрытые КБ, где работали репрессированные специалисты (в частности, известные авиаконструкторы А.Н.Туполев и П.О.Сухой). Были разработаны перспективные образцы военной техники: тяжелый танк КВ, средний танк Т-34; самолеты: истребители Як-1, ЛаГГ-3, МИГ-3; штурмовик Ил-2, бомбардировщик Пе-2; реактивные установки на машинах («катюши») и т.п. Однако наладить выпуск новой техники в массовом масштабе к началу войны не удалось. [2]

   С конца 30-х годов и особенно после войны с Финляндией, которая выявила многие слабые места Красной Армии, принимались интенсивные меры, направленные на повышение боеспособности вооруженных сил. Их общая численность к июню 1941 г. составила 5,7 млн. человек; дополнительно формировались стрелковые, танковые, авиационные, механизированные дивизии, увеличивались воздушно-десантные войска, инженерно-технические части; расширялась сеть военных училищ, действовали 19 военных академий, в которых проходила подготовка командного состава. Однако восполнить чудовищные потери от массовых репрессий 30-х годов, когда было уничтожено 80% высшего офицерского состава армии, не удалось. Профессиональный уровень командных кадров был низким, не были освоены передовые способы вооруженной борьбы, советская военная доктрина основывалась на наступательном характере и практически не предполагала длительных оборонительных действий. Все это предопределило крупные поражения Красной Армии в начале войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Начало второй мировой войны

 

   1 сентября 1939 г. гитлеровская Германия напала на Польшу. Англия и Франция, связанные с Польшей пактом о взаимопомощи, объявили войну Германии. Вслед за Англией в войну вступили английские доминионы. Началась вторая мировая война. Она была порождена противоречиями между империалистическими державами. Даже в условиях начавшейся войны правительства Англии и Франции стремились направить агрессию фашистских государств на Восток, против СССР. Объявив войну Германии, Англия и Франция не оказали Польше никакой практической помощи. В течение 18 дней буржуазная Польша была разгромлена германской армией. Польское правительство и военное командование бежали из страны.

   Вторжение германской армии в Польшу поставило перед Советским правительством вопрос о спасении от фашистского ига 13 млн. украинцев и белорусов, проживавших в восточных районах Польши. 17 сентября 1939 г. Красная Армия вступила в Западную Белоруссию и Западную Украину. Был возвращен Литве город Вильнюс.

   Разгром буржуазно-помещичьей Польши показал, что малые страны, расположенные на западных границах СССР, не могут оказать действенного сопротивления Германии. Поэтому Советское правительство предложило буржуазным правительствам Эстонии, Латвии и Литвы заключить пакты о взаимопомощи. Под давлением народных масс Прибалтийских стран это предложение было принято. Осенью 1939 г. такие пакты, отвечающие национальным интересам народов СССР и Прибалтики, были заключены.

Опасная обстановка сложилась на советско-финской границе. Реакционные круги Финляндии, находившиеся у власти, активно сотрудничали с Германией. Стремясь обеспечить безопасность северо-западных границ СССР, Советское правительство предложило правительству Финляндии заключить советско-финский пакт о взаимной помощи. В октябре 1939 г. в Москве начались переговоры, в ходе которых финская делегация практически отклонила все предложения СССР. [3]

   Советское правительство предложило финскому правительству 
передать СССР часть Карельского перешейка, с тем, чтобы отодвинуть проходившую в 30 км от Ленинграда советско-финскую границу. В обмен СССР отдавал вдвое большую по размеру территорию в Советского Союза также было отвергнуто. В результате переговоры были прерваны.       Поддержанная Англией, Францией и США, Финляндия предприняла ряд вооруженных провокаций на советско-финской границе, вблизи Ленинграда.

В ответ на это Советское правительство расторгло договор о ненападении и прервало дипломатические отношения с Финляндией. Однако антисоветские провокации на советско-финской границе не прекращались. 30 ноября 1939 г. между Финляндией и СССР начался военный конфликт.

Воспользовавшись этим, правительства Англии и Франции при поддержке правительства США попытались превратить войну против Германии в войну против СССР. С этой целью они оказывали Финляндии помощь оружием, готовили отправку на помощь финской армии экспедиционного корпуса.

Красная Армия овладела системой мощных оборонительных укреплений на Карельском перешейке (так называемая «линия Маннергейма»). Советское правительство предложило начать мирные переговоры. 12 марта 1940 г. был подписан советско-финский мирный договор. К СССР отошли Карельский перешеек, ряд островов в Финском заливе и некоторые другие территории.

Мирный договор с Финляндией обеспечивал безопасность Ленинграда, баз Балтийского флота, Мурманска и Мурманской железной дороги. 
В июне 1940 г. мирным путем был разрешен вопрос о возвращении СССР территории Бессарабии и Северной Буковины. Время быстро доказало свое временность мер, принятых Советским Союзом по укреплению его границ. Летом 1940 г. гитлеровская Германия разгромила Францию и нанесла тяжелое поражение английским войскам, действовавшим в Европе. В 1940 г. и в первой половине 1941 г. Германия захватила Данию, Бельгию, Голландию, Норвегию, Люксембург, Грецию и Югославию. Гитлеровские войска были введены в Болгарию, Венгрию и Румынию, профашистские правительства, которых, предав национальные интересы, вступили в сговор с Гитлером. Германия получила в свое распоряжение ресурсы наиболее развитых экономически стран Европы. Огромный промышленный и сырьевой потенциал был использован Германией для ускоренной подготовки войны против СССР. Угроза военного нападения на СССР возрастала. Советская дипломатия делала все, чтобы предотвратить такое нападение. Правительство СССР выполняло все пункты советско-германского договора о ненападении. В марте 1941 г. состоялся обмен нотами между СССР и Турцией, в которых обе стороны обязывались соблюдать взаимный нейтралитет. В апреле 1941 г. был подписан пакт о нейтралитете между СССР и Японией. [4]

 

 

 

 

 

2 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР  В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 

2.1 ФОРМИРОВАНИЕ АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ  

   Начало войны с Германией не только резко активизировала международную активность СССР, но и значительно повысило его авторитет, поставив нашу страну в ранг жертвы неспровоцированной агрессии. В этот  
период были сформулированы основные направления деятельности дипломатических ведомств нашего государства. Среди них:  
1. Взаимосвязь с главами государств, ведущих войну с Германией -  
прежде всего с Англией и США.  
2. Поддерживание традиционных дружественных отношений с другими  
государствами мира, не втянутыми в агрессию, по линии Наркомата иностранных дел.  
3. Создание по военной линии на уровне Ставки Верховного Главнокомандования и Генерального штаба военных миссий, а также представительств при Генштабах вооруженных сил союзных воюющих государств.  
4. Установление и упрочнение связей с союзными и нейтральными государствами по линии наркомата внешней торговли в СССР и соответствующих ведомств в других странах.  
Вопросы создания антигитлеровской коалиции, начиная с 22 июня  
1941 года, решались быстро и положительно. Неудобство ситуации, было,  
было, однако, в том, что формирование союзного антигерманского блока  
сильно затянулась.  
   Нельзя сказать, чтобы И.В.Сталин и его окружение вообще не делали  
попыток сближения с потенциальными союзниками в конце 30-х годов. Переговоры, однако, велись формально, в результате еще в 1938 году был  
упущен шанс заключить крупномасштабный союзнический договор между Англией, Францией, Польшей и Советским Союзом, который мог коренным образом изменить ход дальнейших политических событий, так как в это время  
соотношение сил могло сложиться далеко не в пользу стран германского  
блока. [5] 
   Однако фактом остается то весьма сложное положение, в котором  
очутился Советский Союз после нападения на него германских войск. В  
этих условиях главной целью советской внешней политики стало обеспечение наиболее благоприятных международных условий для организации отпора врагу. Необходимо было также предотвратить нападение на Советский  
   Союз тех государств, которые сохранили пока вооруженный нейтралитет в  
советско-германском конфликте. Причем симпатия их находилась явно на  
стороне Германии. Япония, Турция, Иран лишь выжидали благоприятного  
развертывания событий, чтобы обеспечить себе крупные территориальные  
приобретения за счет СССР. Не торопились с конкретно помощью и наши  
союзники. Международная политика-жесткая вещь, в которой нет места  
симпатиям и антипатиям. Политики и дипломаты в первую очередь просчитывают реальные и возможные выгоды и убытки от тех или иных действий и только потом принимают конкретные решения.  
Англичане и американцы в течении первых месяцев войны внимательно  
наблюдали за ситуацией на советско-германском фронте, не торопясь оказывать реальную помощь Советскому Союзу. Надо учитывать, что в этих  
государствах были влиятельные силы, которые считали, что надо дать  
Германии и СССР как следует увязнуть в войне, подождать, пока они взаимно ослабят друг друга до уровня государств второго сорта. Кое-кому в  
Англии и США очень не нравился уверенный тон И.В.Сталина, когда он говорил об обязательной победе советского народа над Германией, хотя  
Красная Армия терпела на фронте поражение за поражением.  
В июне 1941 года, буквально в первые дни Великой Отечественной  
войны Нарком иностранных дел В.М.Молотов провел три беседы с послом  
Великобритании в СССР Криппсом. В результате проделанной ими работы 12 июля состоялось подписание "Соглашения между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в борьбе против Германии". Это  
соглашение легло в основу создания антигитлеровской коалиции, хотя до  
реальной помощи Советскому Союзу со стороны Англии было еще очень далеко, так как военные специалисты в Лондоне считали, что СССР не сможет долго противостоять Вермахту, отводя пять-шесть недель для полного  
разгрома РККА. [6]  
Аналогичные оценки делались и в США, с той разницей, что американские военные эксперты называли еще меньшие сроки русского сопротивления агрессии. Президент Ф.Рузвельт недоверчиво отнесся к этим оценкам. Он стремился получить информацию из первых рук, для чего и направил в СССР миссию во главе со своим представителем и личным другом  
Г.Гопкинсом. Последний прибыл в Москву 28 июля 1941 года, во второй  
половине дня, а уже вечером был принят И.В.Сталиным. В беседе с Верховным Главнокомандующим Г.Гопкинс сообщил, что президент США считает самым важным в сложившихся условиях нанесение поражения Гитлеру, передав твердое обещание президента оказать помощь наше стране.  
31 июля, после обсуждения ряда вопросов с послом Великобритании  
С.Криппсом и Наркомом иностранных дел В.М.Молотовым, Г.Гопкинс вновь  
встретился со Сталиным. На этой встрече, после ознакомления Г.Гопкинса  
с ситуацией на фронтах и экономическими возможностями Советского

Информация о работе Политика CCCР