Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 19:17, реферат
Данное противопоставление уступки имущественных авторских прав и их передачи по авторскому договору позволяет определить назначение авторского договора как соглашения о передаче определенных прав по использованию произведения на определенный срок.
Следует обратить внимание на то, что законодатель говорит не об имущественных авторских правах, а об мущественных правах автора, т. е. правах, принадлежащих непосредственно автору.
1. Понятие авторского договора.
2. Понятие смежных прав.
Список использованных источников
План:
1. Понятие авторского договора.
2. Понятие смежных прав.
Список использованных источников
1. Понятие авторского договора.
Авторский договор - соглашение автора и организации-пользователя по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства.
Статья 25 Закона «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает, что имущественные права автора могут быть уступлены полностью или в части и могут быть переданы для использования по авторскому договору. Таким образом, Закон называет два возможных варианта распоряжения имущественными авторскими правами:
1) уступку, которая означает бессрочную и безвозвратную передачу (отчуждение) права другому лицу;
2) передачу по авторскому договору.
Данное
противопоставление уступки имущественных
авторских прав и их передачи по авторскому
договору позволяет определить назначение
авторского договора как соглашения о
передаче определенных прав по использованию
произведения на определенный срок.
Следует обратить внимание на то, что законодатель
говорит не об имущественных авторских
правах, а об мущественных правах автора,
т. е. правах, принадлежащих непосредственно
автору. Иными словами, белорусский законодатель
исходит из узкого понимания авторского
договора как договора, заключаемого с
автором произведения. Если договор о
передаче имущественных авторских прав
заключается не автором, а иным обладателем
авторских прав (наследниками автора;
иными лицами, которым в силу закона принадлежат
имущественные авторские права; лицами,
которым автор уступил свои имущественные
права), то к такому договору правила об
авторском договоре уже не применяются.
Авторский договор является консенсуальным, взаимным, возмездным. В теории авторского права предметом авторского договора традиционно считалось произведение науки, литературы и искусства, по поводу создания и использования которого стороны вступают в договорные отношения.
Действующая редакция Закона рассматривает в качестве субъектов авторского договора только автора произведения, с одной стороны, и пользователя, с другой. Авторское право переходит по наследству, поэтому стороной авторского договора традиционно могли выступать наследники автора. Однако буквальное толкование норм действующего Закона «Об авторском праве и смежных правах» позволяет говорить о том, что субъектом авторского договора может быть только автор произведения. Наследнику принадлежат имущественные авторские права, однако они уже не являются правами автора. Определенные особенности имеет заключение авторского договора об использовании составных и производных произведений. Авторам составных произведений (сборников, антологий, баз данных и т. п.) принадлежит авторское право на осуществленный ими подбор и расположение материала, представляющие результат творческого труда; переводчикам и авторам других производных произведений (обработок, аннотаций, обзоров, аранжировок, инсценировок и т. п.) принадлежит авторское право на осуществленный ими перевод или переработку. Однако и составитель, и автор производного произведения пользуются авторским правом только при соблюдении прав соответственно авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение и прав автора произведения, подвергшегося переводу или переработке. Зависимый характер прав авторов составных и производных произведений означает, что заключаемый ими авторский договор может иметь юридическую силу только при условии заключения договоров с авторами охраняемых авторским правом оригинальных произведений, положенных в основу их произведений. На практике обязательства по получению согласия авторов оригинальных произведений чаще всего принимает на себя пользователь. Однако в любом случае отсутствие у пользователя договоров с авторами охраняемых оригинальных произведений означает ничтожность договоров, заключенных с составителями и авторами производных произведений. Другой стороной авторского договора выступает пользователь-организация либо гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Формально-логическое толкование норм действующего законодательства не дает оснований отрицать возможность заключения авторского договора между гражданами, однако на практике подавляющее число авторских договоров заключается все-таки в связи с предполагаемым коммерческим использованием произведения. Если в качестве пользователя выступает юридическое лицо, то существенным представляется вопрос о его правоспособности. В соответствии со ст. 45 ГК юридическое лицо обладает специальной правоспособностью и вправе совершать сделки, в том числе заключать авторские договоры, только в соответствии с установленными целями его деятельности. В случае если заключение авторского договора выходит за пределы специальной правоспособности юридического лица, договор может быть признан судом недействительным в соответствии со ст. 174 ГК.
Для авторского договора законодатель, как и ранее, устанавливает обязательную письменную форму. Исключение в виде допускаемой устной формы предусмотрено только в отношении договоров об использовании произведения в периодической печати (ст. 27).
Содержание авторского, как и всякого иного гражданско-правового договора, образуют права и обязанности сторон, при этом обязанностям одной стороны корреспондируют права другой стороны. Содержанию авторского договора посвящена ст. 26 Закона, пункт I которой устанавливает, что авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, которые передаются по авторскому договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут необходимыми. На первый взгляд, данный перечень является установленными законом существенными условиями авторского договора. По общему признанию, существенными условиями любого договора являются условия, необходимые и достаточные для того, чтобы договор считался заключенным и тем самым способным породить права и обязанности у его сторон. В соответствии со ст. 402 ГК любой договор считается заключенным, когда между сторонами, в требуемой законом форме, достигнуто соглашение по веем существенным условиям. Однако не все из перечисленных в ст. 26 Закона условий на самом деле являются существенными условиями авторского договора. Рассмотрим их более подробно.
В авторском
договоре должно быть определено содержание
передаваемого на его основании исключительного
авторского права. При этом переданными
считаются только те права, которые ясно
указаны в договоре (абз. 2 и. 1 ст. 25 Закона).
Поэтому вряд ли можно согласиться с высказываниями
о том, что авторский договор должен считаться
состоявшимся, если передаваемые права
будут определены лишь общим образом,
например, «все принадлежащие автору имущественные
авторские права». Однако норму Закона
необходимо соотнести с нормой п. 2 ст.
984 ГК, согласно которой не указанные в
договоре права предполагаются непереданными,
поскольку не доказано иное. Данная норма
Гражданского кодекса фактически размывает
четкое правило, установленное Законом
«Об авторском праве я смежных правах»:
если право использовать произведение
определенным способом не указано в договоре,
пользователь такое использование осуществлять
не вправе; ссылаясь же на норму ст. 984 ГК
пользователь может обосновывать свое
право использовать произведение не определенным
в договоре способом, ссылаясь на сопутствующую
заключению договора переписку или иным
способом.
Действующее законодательство не ограничивает
срок, на который может быть передано право
использования произведения. Это означает,
что пользователь может приобрести исключительное
авторское право на весь срок его охраны,
который составляет жизнь автора и 50 лет
после его смерти. Законодатель также
не исключает возможности заключения
авторского договора о передаче права
на неопределенный срок; это следует из
нормы абз. 2 п. 1 ст. 26 Закона, которая устанавливает,
что при отсутствии в авторском договоре
условия о сроке передачи права договор
может быть расторгнут автором по истечении
пяти лет с даты его заключения, если пользователь
будет письменно уведомлен об этом за
шесть месяцев до расторжения договора.
Территория, на которую передается право,
несмотря на требование п. 1 ст. 26 Закона,
не относится к существенным условиям
авторского договора, поскольку согласно
абз. 3 п. 1 ст. 26 Закона при отсутствии в
договоре условия о территории, действие
передаваемого по договору права ограничивается
территорией Республики Беларусь. Словарь
русского языка С. И. Ожегова определяет
слово «территория» как «земельное пространство
с определенными границами», следовательно,
использованный в За¬коне термин «территория»
является родовым понятием, что не дает
оснований сводить его только к территории
определенного государства.
Авторское вознаграждение в теории всегда
относилось к числу существенных условий
авторских договоров.
Однако если ранее размер авторского вознаграждения должен был определяться в пределах утвержденных ставок (ст. 502 ГК 1964 г.), то действующее законодательство более не допускает возможности его нормативного ограничения каким-либо максимальным размером, отдавая решение вопроса о размере вознаграждения на усмотрение сторон договора.
Следует отметить, что применительно к авторскому вознаграждению принцип свободы договора содержит все же определенные ограничения, установленные императивными нормами закона. Первое из них связано с тем, что размер авторского вознаграждения не может быть ниже минимальных ставок, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь (п. 3 ст. 26 Закона
2.Интересы
артистов-исполнителей, производителей
фонограмм и организаций эфирного и кабельного
вещания получили правовую защиту во многих
странах мира в рамках нового правового
института так называемых «смежных прав».
Природу и назначение этих прав объясняют
следующим образом: «Словосочетание «смежные
права» означает невещественные права,
которые, будучи отличными от авторских,
связаны с последними в двух отношениях:
во-первых, они распространяются на сообщение
охраняемых авторским правом произведений
и, во-вторых, имеют ряд общих с авторским
правом особенностей, поскольку включают
- с определенными исключениями - личные
права, право на вознаграждение и, наконец,
международную охрану, в том числе, как
и в международных авторско-правовых конвенциях,
норму, согласно которой иностранцам предоставляется
такой же уровень минимальной охраны,
как и гражданам данной страны». Применению
непосредственно норм авторского права
для регулирования отношений в сфере исполнительского
творчества, производства и использования
фонограмм и деятельности организаций
эфирного и кабельного вещания мешает
тот факт, что результаты деятельности
субъектов смежных прав имеют свои специфические
черты и не квалифицируются как произведения
науки, литературы и искусства.
Следует отметить, что в отличие от авторского
права смежные права в законодательстве
Республики Беларусь появились и стали
признаваться сравнительно недавно, в
частности с принятием Закона от 16 мая
1996 г. № 370-ХШ «Об авторском праве и смежных
правах».
В связи с ратификацией Договора Всемирной
организации интеллектуальной собственности
по авторскому праву (на дипломатической
конференции которой по авторскому и смежным
правам (Женева, 20 декабря 1996 г.) были выработаны
новые нормы смежных прав) возникла необходимость
внесения изменений и дополнений в Закон
«Об авторском праве и смежных правах»,
в результате чего появился переработанный
Закон Республики Беларусь от 11 августа
1998 г. № 194-3 «Об авторском праве и смежных
правах», в котором получили отражение
нормы и положения договора ВОИС по исполнениям
и фонограммам, а также содержатся расширенные
нормы для исполнителей, производителей
фонограмм и для вещательных организаций.
Кроме названного договора, ВОИС по исполнениям
и фонограммам (Женева, 20 декабря 1996 г.),
к числу наиболее значимых международных
конвенций и соглашений по смежным правам
относятся также Римская конвенция об
охране прав исполнителей, производителей
фонограмм и вещательных организаций
от 26 октября 1963 г., Женевская конвенция
об охране интересов производителей фонограмм
от незаконного производства их фонограмм
(принята в 1971 г.) и др.
Институт «смежных прав» по своим характерным
особенностям несколько схож с институтом
«авторского права». Однако имеются и
существенные различия, проявляющиеся
в их зависимости от прав создателей творческих
произведений, т.е. для того, чтобы что-то
передать по телевидению, возникает необходимость
в использовании материала. Подобная зависимость
может отсутствовать, если, например, передается
в эфир неохраняемое произведение. Иными
словами, если авторское право регулирует
отношения, связанные с созданием и использованием
произведений науки, литературы и искусства,
то смежное право — отношения, которые
возникают в связи с созданием и использованием
исполнений, постановок, фонограмм, эфирного
или кабельного вещания.
Отличительной чертой большинства смежных прав является их зависимость от прав авторов творческих произведений. Самостоятельный характер смежных прав проявляется лишь в том случае, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю неохраняемое произведение.
Отношения
в сфере исполнительского творчества,
производства и использования фонограмм
и деятельности организаций эфирного
и кабельного вещания в Республике Беларусь
регулируются ст. 994-995 ГК и разделом III
«Смежные права» Закона от 11 августа 1998
г.
В названном Законе определены четыре
категории смежных прав:
• исполнительские права,
• права на фонограммы,
• права на передачи эфирного вещания,
• права на передачи кабельного вещания.
Права на передачи эфирного вещания и права на передачи кабельного вещания одинаковы по своему содержанию, поэтому их обычно объединяют в одну категорию смежных прав - прав организаций вещания.
Все категории смежных прав отличаются друг от друга субъектным составом, содержанием, основанием возникновения охраны. Поэтому говорят не о едином смежном праве, а о смежных правах во множественном числе.
В соответствии с п. Зет. 29 Закона от 11 августа 1998 г. производители фонограмм и организации вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного либо передаваемого в эфир или по кабелю произведения. На исполнителя названный закон возлагает обязанность соблюдать права автора исполняемого произведения (п.2 ст. 29).
В качестве
приобретателей (исполнителей) смежных
прав могут выступать артисты, режиссеры-постановщики,
дирижеры. К числу исключительных прав
исполнителя относятся право на имя, право
на защиту исполнения от всякого искажения
или любого иного посягательства, способного
нанести ущерб чести и достоинству исполнителя.
Имущественные права заключаются в том,
что, например, за исполнителями закреплено
право на использование исполнения или
постановки в любой форме. При этом за
каждый вид использования исполнения
или постановки возникает право на получение
вознаграждения.
Кроме названных, к имущественным правам
исполнителя также относятся право на
незаписанные исполнения, на воспроизведение,
на прокат, право на размещение исполнения
в Интернете. Имущественные права исполнителей
действуют в течение 50 лет с момента первой
записи исполнения.
Согласно действующему законодательству никто не имеет права использовать исполнение исполнителя без его разрешения. Закон защищает интересы любых исполнителей, как профессионалов, так и начинающих трудиться над исполнением. Права исполнителя признаются за ними в соответствии с действующим законодательством об авторском и смежных правах, только если:
1) исполнитель
является гражданином
2) исполнение, постановка впервые имели место на территории Республики Беларусь;
3) исполнение,
постановка записаны на
4)исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю на территории Республики Беларусь, которая будет осуществлена с передатчиков, расположенных на территории страны (ст. 995 ГК).
Исполнения охраняются в Республике Беларусь на основании ст. 994 ГК и Закона от 11 августа 1998 г. Что касается постановок, то в старой редакции закона «Об авторском праве и смежных правах» они присутствовали, в новой его редакции в качестве объектов смежных прав постановки не названы.
К субъектам исполнительских прав относят актеров, певцов, музыкантов, танцоров, иных лиц, которые исполняют произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальных инструментах, танца или каким-либо иным образом. Исполнителям принадлежат два личных неимущественных права: право на имя и право на защиту репутации.
Информация о работе Понятие авторского договора. Понятие смежных прав