Понятие авторского права. Сфера действия авторского права. Источники правового регулирования авторских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:48, реферат

Описание работы

Авторское право — в объективном смысле — подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.
Авторское право на произведение возникает в силу факта их создания.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 34.26 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет международных  отношений

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Понятие авторского права. Сфера действия авторского права. Источники правового регулирования авторских отношений»

 

 

 

 

 

 

Студентки:  2 курса, 15 группы

Специальность: лингвострановедение

Данило

 

 

 

 

Минск 2013

Авторское право — в  объективном смысле — подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и  т. д.) произведений науки, литературы или  искусства, то есть объективных результатов  творческой деятельности людей в  этих областях. Программы для ЭВМ  и базы данных также охраняются авторским  правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.

Авторское право на произведение возникает в силу факта их создания. Для возникновения и осуществления  авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей. Для оповещения о своих исключительных имущественных  правах их обладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который  помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трёх элементов:

  • латинской буквы «С» в окружностьи;
  • имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав;
  • года первого опубликования произведения.

При отсутствии доказательств  иного автором произведения считается  лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения (презумпция обладателя авторского права).

Авторское право в соответствии с Законом "Об авторском праве  и смежных правах² распространяется на произведения науки, литературы и искусства, как обнародованные, так и не обнародованные, выраженные в любой объективной форме, независимо от назначения и достоинства произведения:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись);
  • электронной (компьютерная программа, электронная база данных);
  • звуко- или видеозаписи (магнитной, оптической, электронной);
  • изображения (картина, рисунок, кино-, теле-, видео-, фотокадр);
  • объемно-пространственной (скульптура, макет, сооружение).

 Исключение составляют:

  • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки);
  • произведения народного творчества, авторы которых не известны;
  • идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении.

Субъектами личных неимущественных  авторских прав являются только авторы произведений.

Субъектами имущественных  авторских прав могут являться:

  • автор (авторы) произведения;
  • наниматели (на служебные произведения);
  • производители аудиовизуальных произведений;
  • лица, выпускающие в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания;
  • наследники автора;
  • лица, к которым перешли имущественные права в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица – правообладателя;
  • лица, к которым имущественные права на произведение перешли по договору уступки или договору передачи имущественных прав, договору о создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности, другим договорам.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух либо более лиц (соавторство), принадлежит  соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть  произведения, имеющую самостоятельное  значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между  ними. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам  совместно. Взаимоотношения соавторов  могут определяться соглашением  между ними.

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации  автора охраняются бессрочно. Имущественные  права действуют в течение  всей жизни автора и 50 лет после  его смерти. В отношении анонимного произведения или произведения под  псевдонимом срок охраны составляет 50 лет с момента первого правомерного опубликования произведения. При  отсутствии правомерного опубликования  в течение 50 лет с момента создания такого произведения срок охраны составляет 50 лет с момента первого доведения  произведения до всеобщего сведения с согласия автора в форме, иной, чем опубликование.

При отсутствии указанного правомерного опубликования и любого другого доведения до всеобщего  сведения с согласия автора в течение 50 лет с момента создания такого произведения срок охраны составляет 50 лет с момента создания произведения. Имущественные права на произведение, созданное в соавторстве, действуют  в течение всей жизни и 50 лет  после смерти последнего автора, пережившего  других соавторов.

Истечение срока действия имущественных прав на объекты авторского права или смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние. Объекты авторского права  или смежных прав, перешедшие в  общественное достояние, могут свободно использоваться любым физическим или  юридическим лицом без выплаты  вознаграждения. При этом должны соблюдаться личные неимущественные права.

Имущественные права автора могут быть уступлены полностью  или в части и могут быть переданы для использования по авторскому договору.

Любая уступка имущественных  прав должна оформляться письменным договором, подписываемым автором  и лицом (правообладателем), которому уступаются имущественные права. Уступленными считаются только те права, которые  ясно указаны в договоре.

Авторский договор о передаче исключительных имущественных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных  договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать другим лицам  подобное использование произведения.

Авторский договор о передаче неисключительных имущественных прав разрешает пользователю использование  произведения наравне с обладателем  имущественных прав, передавшим такие  права, и (или) другими лицами, получившими  разрешение на использование этого  произведения таким же способом. Авторский  договор должен предусматривать  способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному  договору); срок, на который передается право, и территорию, на которую распространяется действие этого права на указанный  срок; размер вознаграждения и (или) порядок  определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые  стороны сочтут необходимыми.

 

С 19 августа 1998 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах", в соответствии с которым закон "Об авторском праве и смежных правах" от 16 мая 1996 г. был изложен в новой редакции.

Изменился подход законодателя в определении сферы действия авторского права. В соответствии с новым белорусским законом наравне с произведениями национальных авторов авторским правом охраняется любое произведение любого иностранного автора. Впрочем, вряд ли стоит винить разработчиков новой редакции закона "Об авторском праве и смежных правах&", поскольку аналогичная норма предусмотрена ст.991 нового Гражданского кодекса Республики Беларусь. Упоминая о новом ГК, нельзя не сказать о том, что белорусские законодатели избрали достаточно разумную схему, отказавшись от регламентации всех положений авторского права и смежных прав в Гражданском кодексе, оставив в нем только наиболее общие, существенные положения и оставив конкретизацию для специального закона. Возвращаясь к вопросу о сфере действия авторского права можно сказать, что Беларусь на основании своих международных договоров предоставляет охрану произведениям авторов более чем 150 государств и, поэтому, распространение охраны на все произведения всех иностранных авторов не увеличит радикальным образом количество охраняемых произведений, в то же время избавит правоприменительные органы от необходимости решать вопрос о том, охраняется ли данное произведение данного иностранного автора.

Круг охраняемых авторским правом произведений в соответствии с новой редакцией закона остался неизменным за небольшим исключением. Критерием охраноспособности составных произведений (сборников, антологий и т.п.) по новой редакции закона признаются являющиеся результатом творческого труда подбор и расположение материалов, в то время как закон "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г. считал подбор материала и его расположение самостоятельными критериями для предоставления охраны. Кроме того, из числа произведений, не являющихся объектами авторского права, были исключены одиозные "сообщения информационного характера о событиях и фактах".

В новой редакции закона более нет положений о регистрации произведений либо авторских прав на них, которая согласно закона 1996 г. могла осуществляться "специально уполномоченным центральным органом Республики Беларусь". И это можно отнести к достоинства новой редакции, поскольку практика применения закона 1996 г. была связана с тем, что добровольный характер регистрации произведения зачастую понимался как обязательное условие для предоставления охраны авторским правом.

В новой редакции закона "Об авторском праве и смежных правах" изменен принцип исчисления срока охраны произведений, выпущенных в свет анонимно или под псевдонимом. Если закон 1996 г. предусматривал, что такое произведение охраняется в течение 50 лет с момента его правомерного обнародования, а в случае, если в течение этого срока личность автора станет достоверно известна, то его произведение охраняется на общих основаниях -- в течение жизни и 50 лет после смерти автора.

Изменился подход законодателя к правовой регламентации авторского договора. Закон "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г. использовал единое понятие авторского договора, как средства передачи имущественных авторских прав между любыми субъектами, и такой универсальный подход законодателя можно было только приветствовать. Новая редакция закона подобной нормы уже не содержит. Более того, в п.2 ст.26 новой редакции закона законодатель, говоря об определении размера и порядка начисления авторского вознаграждения за использование произведений, наряду с авторскими упоминает "договоры на право использования произведений, которые пользователи обязаны заключить с иными правообладателями либо с организациями, управляющими имущественными правами авторов".

В соответствии с новой редакцией закона "Об авторском праве и смежных правах норма об установлении вознаграждения в виде процента от дохода утратила императивный характер -- стороны вправе определять авторское вознаграждение в авторском договоре в виде процента от дохода или в виде твердо зафиксированной суммы или иным способом.

В законе появилось новое понятие -- "информация об управлении правами", под которой понимается любая информация, которая идентифицирует автора, произведение, исполнителя, исполнение, фонограмму и ее изготовителя, иного обладателя авторского или смежного права, и, что более важно, информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав.

Наиболее существенные изменения затронули раздел IV закона, посвященный защите авторского права и смежных прав. Закон "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г. предусматривал, что в случае нарушения авторского права или смежных прав их обладатель может требовать либо возмещения причиненных убытков, либо взыскания доходов, полученных нарушителем, либо выплаты компенсации в размере от 10 до 50 минимальных заработных плат, конкретный размер которой определяется судом исходя из обстоятельств дела.

Однако в законодательстве общие способы защиты гражданских прав традиционно конкретизировались применительно к специфике защиты авторских прав. Действовавшее до недавних пор законодательство об авторском праве ( раздел IV ГК РБ ), определяя способы защиты авторских прав, устанавливало, что в случаях бездоговорного использования произведений, несоблюдения условий использования произведений без согласия автора ( в тех случаях, когда законодательство допускало свободное использование охраняемых произведений при условии указания имени автора и источника заимствования) , нарушения неприкосновенности произведения или иных личных неимущественных прав автор, а после смерти автора -- его наследники могли требовать восстановления нарушенного права либо запрещения выпуска произведения в свет или прекращения его распространения (ч. 1 ст. 495 ГК РБ). Вместо наследников после смерти автора защиту неприкосновенности его произведения могли осуществлять также иные лица, специально уполномоченные автором либо организации, на которые была возложена охрана авторских прав ( ст. 478 ГК РБ ) . Если же нарушением авторских прав автору или его правопреемникам ( то есть наследникам ) были причинены убытки, то независимо от указанных выше требований восстановления нарушенного права и прекращения нарушения права автор или его правопреемники могли требовать возмещения убытков (ч. 2 ст. 495 ГК РБ).

Информация о работе Понятие авторского права. Сфера действия авторского права. Источники правового регулирования авторских отношений