Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:38, курсовая работа
Целью работы является разработка теоретических положений, направленных на раскрытие сущности гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав, формулирование научно-обоснованных предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• Дать общую характеристику гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав.
• Определить основания их применения.
• Выявить особенности использования общих гражданско-правовых способов защиты в авторско-правовой сфере.
• Рассмотреть специфические способы защиты авторских и смежных прав и определить их место среди гражданско-правовых способов защиты этих прав.
• Выявить проблемы, возникающие при практической реализации гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав, предложить их решение.
Введение
Глава 1. История правового регулирования и понятие объекта охраны авторского права
1.1 Понятие объекта правовой охраны
Глава 2. Понятие и гражданско-правовые проблемы защиты прав авторов
2.1 Нарушение авторских и смежных прав: содержание и виды
2.2 Охрана и защита авторских прав
2.3 Классификация мер защиты авторских прав
Заключение
Библиографический список
Оглавление
Введение
Глава 1. История
правового регулирования и
1.1 Понятие объекта правовой охраны
Глава 2. Понятие и гражданско-правовые проблемы защиты прав авторов
2.1 Нарушение авторских и смежных прав: содержание и виды
2.2 Охрана и защита авторских прав
2.3 Классификация мер защиты авторских прав
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность темы исследования. С развитием в России рыночной экономики возникла необходимость реформирования правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной прав на результаты интеллектуальной, творческой деятельности, поскольку прежнее законодательство характеризовалось низким уровнем охраны прав, как непосредственных создателей таких результатов, так и лиц, их использующих. Новые законодательные акты, ориентированные на современные социально-экономические потребности, приняты. В последнее время происходил процесс активного совершенствования соответствующего законодательства. Однако этот процесс нельзя считать завершенным.
Система защиты авторских
и смежных прав, созданная в
России, в целом обычно характеризуется
как отвечающая мировым стандартам,
требованиям международно-
Существует ряд вопросов, которые не нашли до настоящего времени однозначного решения на теоретическом уровне, в отношении некоторых в законодательстве нет достаточной определенности, что вызывает проблемы практического характера. Кроме того, в области охраны интеллектуальной собственности можно отметить тенденцию усиления защиты интересов коммерческих обладателей исключительных прав. В сфере защиты авторских и смежных прав возникающие в связи с отмеченной тенденцией проблемы встают наиболее остро, поскольку здесь в наибольшей степени затрагиваются интересы правообладателей - физических лиц, таких как авторы и исполнители. Использование охраняемых объектов в Интернете породило специфические проблемы, связанные с защитой результатов творческой деятельности. Например, поиск эффективной правовой охраны использования технических средств защиты авторских и смежных прав поставил под угрозу поддерживаемый авторским правом баланс интересов правообладателей и пользователей. Обозначенные и другие существующие в рассматриваемой сфере проблемы нуждаются в разрешении.
Законодателем установлена единая общая система гражданско-правовых способов защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, закрепленная в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Совершенствование гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав имеет значение не только для авторско-правовой сферы, но и для механизма защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в целом.
Масштабность незаконного использования результатов творческой деятельности, наличие объективной потребности устранения недостатков правового регулирования гражданско-правовой защиты авторских и смежных прав, нерешенность ряда связанных с такой защитой проблем на теоретическом уровне определяют актуальность темы данной контрольной работы.
Целью работы является разработка теоретических положений, направленных на раскрытие сущности гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав, формулирование научно-обоснованных предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• Дать общую характеристику гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав.
• Определить основания их применения.
• Выявить особенности
использования общих
• Рассмотреть специфические способы защиты авторских и смежных прав и определить их место среди гражданско-правовых способов защиты этих прав.
• Выявить проблемы, возникающие при практической реализации гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав, предложить их решение.
Предметом исследования являются правовое регулирование и практическая реализация гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав.
Объектом исследования выступают общественные отношения в области охраны авторских прав.
Структура работы. Обусловленная целью и задачами исследования структура работы состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, и библиографического списка.
Глава 1. История правового регулирования и понятие объекта охраны авторского права
Определение объектов авторского права содержится в п. 1 ст. 1259 ГК, согласно которому объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
литературные произведения;
драматические
и музыкально-драматические
хореографические произведения и пантомимы;
другие произведения.
Произведениями литературы в юридической науке признаются художественные произведения, выраженные в словесной форме (включая программы для ЭВМ). Объектами авторского права выступают лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками, как следует из указанного выше определения, являются:
1) творческий характер;
2) объективная форма;
3) возможность воспроизведения тем или иным способом, при котором возможно их восприятие.
По мнению О.С. Иоффе, творчество является интеллектуальной деятельностью, завершающейся производящим актом, в результате которого появляются новые понятия, образы и (или) формы их воплощения, представляющие собой идеальное отражение объективной действительности. Э.П. Гаврилов определяет творчество как деятельность человека, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.
Таким образом, творческий характер произведения по-разному толкуется российскими юристами, однако наиболее распространенным является мнение, по которому творческой признается самостоятельная деятельность, в результате которой создается произведение, отличающееся новизной.
Автор произведения вправе, но не обязан для оповещения о своих правах использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы C в окружности, имени автора и первого года опубликования.
Установить закрытый перечень объектов авторского права невозможно, поэтому законодатель нашел способ более четко обрисовать контуры объектов, охраняемых авторским правом, пойдя от противного и указав те произведения, которые не могут быть объектами авторского права.
Согласно п. 6 ст. 1259 ГК не являются объектами авторских прав:
1) официальные
документы государственных
2) государственные
символы и знаки (флаги, гербы,
3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4) сообщения
о событиях и фактах, имеющие
исключительно информационный
Глава 2. Понятие и гражданско-правовые проблемы защиты прав авторов
От того, насколько
четко определены условия использования
установленных в
Нарушение авторских
или смежных прав представляет собой
прежде всего гражданское правонарушен
В части IV ГК РФ основные нормы, относящиеся к защите авторских и смежных прав, размещены в главе 69 "Общие положения" и касаются защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности в целом. В статьях 1251 и 1252 перечислены способы защиты с их распределением по основаниям применения: способы, предназначенные для защиты личных неимущественных авторских и смежных прав, с одной стороны, и предназначенные для защиты исключительных прав - с другой. Содержание указанных оснований применения способов защиты не раскрывается. Данные способы являются общими для защиты абсолютных авторских и смежных прав.
Для обозначения нарушений авторских и смежных прав часто употребляются термины "контрафакция", "плагиат", "пиратство". При этом не всегда данные термины понимаются однозначно.
В силу п. 3 и 4 ст. 48 Закона об авторском праве контрафактными могут быть только экземпляры произведений или фонограмм, полученные в результате изготовления без разрешения правообладателя, а также такие, которые распространяются или импортируются без его разрешения.
Легальное определение понятия "плагиат" закреплено в ст. 146 Уголовного кодекса РФ как присвоение авторства. Причинение в результате плагиата крупного ущерба автору или иному правообладателю влечет уголовную ответственность.
Право авторства, т.е. право признаваться автором произведения, в соответствии с Законом об авторском праве, принадлежит авторам. В части IV ГК РФ право авторства предоставлено не только авторам произведений, но и исполнителям, которые также именуются авторами исполнений.
Присвоение авторства имеет место, когда нарушитель выдает чужое произведение за свое, обнародует или использует его под своим именем. Плагиат может заключаться как в использовании чужого произведения целиком, так и в части, в том числе в цитировании отрывков из произведений других авторов и в ином допускаемом законом свободном использовании без указания имени автора и источника заимствования.
Понятие "пиратство", употребляемое применительно к сфере авторских и смежных прав, не имеет легального закрепления в российском законодательстве. В литературе данное понятие обычно раскрывается как незаконное использование объектов авторских и смежных прав, направленное на извлечение коммерческой выгоды, как нарушающая имущественные авторские и смежные права предпринимательская деятельность. Иногда данным понятием обозначаются любые нарушения имущественных авторских или смежных прав.
Наиболее универсальной и приемлемой в практическом плане представляется классификация нарушений авторских и смежных прав в зависимости от содержания нарушенных прав. Можно выделить следующие виды: нарушение личных неимущественных прав, в том числе плагиат; нарушение имущественных исключительных прав (контрафакция); смешанные нарушения.
Нарушения первого типа имеют место, когда нарушитель использует произведение или объект смежных прав на законных основаниях, но при этом не соблюдает какие-либо личные неимущественные права. Например, публикуется произведение или воспроизводится исполнение без указания имени автора или исполнителя либо под чужим именем.
Вторая группа нарушений охватывает случаи, при которых осуществляется лишь незаконное использование произведений или объектов смежных прав, не сопровождающееся нарушением каких-либо правомочий неимущественного характера. Такое нарушение происходит не только при использовании охраняемых объектов без заключения договора с правообладателем. Имущественные права могут быть нарушены также путем использования объекта за пределами условий договора, в частности, ограничивающих количество экземпляров, территорию или срок использования.
Нарушения третьего вида представляют собой комплексные посягательства как на имущественные, так и на личные неимущественные права. Смешанное нарушение происходит, в частности, при публикации без разрешения автора произведения необнародованного либо такого, в отношении которого было реализовано право на отзыв. В соответствии со ст. 1323 части IV ГК РФ к таким нарушениям можно будет относить также нарушение предоставленного изготовителям фонограмм права на обнародование фонограммы. Нарушению личных неимущественных прав часто сопутствует незаконное использование произведений или объектов смежных прав. Отдельные нарушения правомочий личного характера, не сопровождающиеся незаконным использованием, встречаются реже.
Информация о работе Понятие и гражданско-правовые проблемы защиты прав авторов