Понятие и общая характеристика юридических лиц как участников гражданских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Проблема правоотношений продолжается оставаться в юридической науке одной из центральных. Как основополагающее понятие юридической науки. В свою очередь основы правоспособности участников сделок, правовой статус организации, предприятий учреждений позволяют составить представление о правовом режиме государства, степени развитости прав и свобод его граждан, оценить экономическое развитие граждан. В самом деле, развитие товарно-денежных отношений, имущественного оборота предполагает участие в нем не только отдельных людей – физических лиц, но и образованных ими организаций для осуществления какой либо цели, в том числе, коммерческой деятельности

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………..стр. 2
2. Понятие и признаки юридического лица……. ……………………………..стр. 3
3. Виды юридических лиц и их организационно-правовые формы………....стр. 5
3.1 Организационно-правовые формы коммерческих организаций………..стр. 6
3.2 Организационно правовые формы некоммерческих организаций……..стр. 8
4. Правосубъектность юридического лица…………… ………………………..стр. 12
4.1 Правоспособность и дееспособность юридического лица ……………….стр. 12
4.2 Наименование юридического лица и иные способы индивидуализации (форма, товарный знак, знак обслуживания, эмблема)…………………..стр. 13
5. Создание юридического лица…………………………………………………..стр. 16
6. Структура юридического лица………………………………………………...стр. 19
6.1 Филиалы и представительства ……………………………………………...стр. 19
7. Прекращение деятельности (существования) юридического лица...…… стр. 21
7.1 Реорганизация юридического лица …………………………………………стр. 21
7.2 Ликвидация юридического лица ……………………………………………стр. 22
8. Заключение………………………………………………………………………..стр. 24

Файлы: 1 файл

Курсовая (Гражданское Право).doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Для осуществления представительских  и иных юридических функций от имени юридического лица последнее  должно выдать доверенность назначенную  им руководителю (директору) своего представительства  или филиала, т. е. конкретному физическому лицу (поскольку, выдать доверенность своему подразделению, иначе говоря, вступить с ним в гражданско-правовые отношения представительства невозможно из-за отсутствия у него гражданской правосубъектности). Руководитель представительства или филиала на основание выданной ему доверенности действует от имени и интересов юридического лица (а не «от имени» филиала или представительства).

Поскольку руководитель филиала или представительства  не является органом юридического лица, его полномочия на вступления от имени организации не могут основываться на указаниях, содержащихся в положение о филиале или представительстве либо в учредительных документах юридического лица. хотя судебная и арбитражная практика допускает действительность договора, заключенного руководителем филиала или представительства «от имени филиала», при наличии «полномочий от юридического лица», выраженных «в положение о филиале и в доверенности», с этим невозможно согласиться. Нельзя заключить сделку для юридического лица ни «от имени» его правосубъектного подразделения, ни при отсутствии должным образом оформленных полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Прекращение деятельности (существования) юридического лица.

 

Прекращение деятельности юридического лица возможно в результате реорганизации, ликвидации, исключения фактически недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

 

7.1. Реорганизация  юридического лица.

 

Реорганизация юридического лица представляет собой прекращение  существования юридического лица с переходом его прав и обязанностей (правопреемством) – ст. 57 и 58 ГК РФ, т. е. деятельность реорганизуемого юридического лица продолжается другими лицами. Реорганизация осуществляется по решению: учредителей (участников), органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, компетентного государственного органа (например, государственного антимонопольного комитета) или суда.

Закон различает пять видов реорганизации: слияния (из двух юридических лиц и более образуется одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяется к другому), разделение (юридическое лицо делится на два и более юридических лиц), выделение (из состава юридических лиц выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать), преобразование (изменение организационно-правовой формы юридического лица). преобразование представляет собой трансформацию юридического лица одного вида. Поэтому изменение, например, типа акционерного общества (закрытого на открытое либо на оборот) не будет считаться трансформацией в смысле преобразования, поскольку организационно-правовая форма остается прежней – акционерное общество.

При слияние юридических  лиц права и обязанности каждого  из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присоединение одного юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного. При преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Правопреемство в этих случаях осуществляется в соответствие с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности  переходят вновь к возникшим юридическим лицам. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. В этих случаях правопреемство осуществляется в соответствие с делительным балансом.

Юридическое лицо считается  реорганизованным с момента государственной  регистрации вновь возникших  юридических лиц (в случае присоединения  – с момента внесения в государственный  реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

 

    1. Ликвидация юридического лица.

 

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ). Она может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация производиться по решению учредителей (участников) или органов юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, по любому основанию, в том числе связанных с течением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, и т. д. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях предусмотренных ГК РФ: при осуществлении деятельности без лицензии либо деятельности , запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов и т. д. С требованием о принудительной ликвидации в арбитражный суд могут обратиться государственные органы или органы местного самоуправления. Необходимо, чтобы их право на такое обращение было предусмотрено законом15.

Закон (ст. 62 и 63 ГК РФ) предусматривает  порядок (процедуру) ликвидации юридических  лиц. Ликвидация начинается с того, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший соответствующее  решение, в трехдневный срок направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц. Выступившие с инициативой ликвидации назначают и ликвидационную комиссию (ликвидатора). Ее персональный состав, а также порядок и сроки ее ликвидации должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Она публикует сообщение о ликвидации, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов, осуществляет продажу имущества с публичных торгов, составляет промежуточный и ликвидационные балансы и осуществляет иные действия, связанные с ликвидацией.

Требования  кредиторов удовлетворяются в порядке, предусмотренном законом ст.64 ГК РФ. Не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица  требования кредиторов считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией (ликвидатором), если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), если иное не предусмотрено правовыми актами или учредительными документами юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ). Так, согласно п. 3 ст. 119 ГК РФ в случае ликвидации общественного фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Регулирование отношений, связанных с банкротством юридического лица, осуществляется в соответствие с Федеральным законом от 26октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»16.

Ликвидация завершается  записью об этом в едином государственном  реестре юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о  ликвидации юридического лица.

Исключение  недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

 Осуществляется в административном порядке по решению регистрирующего (налогового) органа по месту нахождения юридического лица (ст. 2117, 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») и не предполагает урегулирования отношений с кредиторами. Недействующим, то есть фактически прекратившим свою деятельность, считается юридическое лицо, которое в течение последующих 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Решение о предстоящем  исключении должно быть опубликовано. Подобное решение может быть принято регистрирующим органом при условии непредставления в указанные в законе сроки в регистрирующий орган заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными заинтересованными лицами. Если подобные заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи. В случае направления заявлений об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра не принимается и такое юридическое лицо может бить ликвидировано в установленном гражданским законодательстве порядке.

 

 

  1. Заключение.

 

Учитывая вышеизложенное, подведем итоги по курсовой работе.

Юридическое лицо – это субъект права, созданное для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений. Юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации. Действующее законодательство не дает определения юридического лица, но раскрывает его основные признаки. Юридическое лицо должно иметь собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, оно отвечает по своим обязательствам этим имуществом, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В зависимости от их вида юридические лица создаются по воле либо собственников (например, учреждения и унитарные предприятия), либо их будущих членов (например, хозяйственные товарищества и общества), либо тех, кто вносит имущественные вклады, не становясь участниками юридического лица (например, фонды). Не смотря на существенное различие отдельных видов юридических лиц, при их создание государство всегда осуществляет контроль за этой процедурой. Указанная функция государства реализуется в ходе государственной регистрации юридических лиц.

Перечень документов, которые необходимо предоставить для государственной регистрации составляют:

- устав, утвержденный  учредителями,

- решение от создателей  или договор учредителей, 

- подтверждающие оплаты  не менее 50 процентов уставного  капитала предприятия,

-  а так же перечисляются  требования, предъявляемые к каждому из таких документов.

Учредительными документами  юридического лица являются учредительный  договор или устав (либо только учредительный  договор). При этом учредительный  договор заключается учредителями, а устав утверждается учредителями (участниками). Если юридическое лицо создается одним учредителем, оно действует на основе утвержденного этим учредителем устава.

Что касается органов  юридического лица, то им является часть  юридического лица, которая формирует  и выражает вовне его волю. Именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция определяется законом, иными правовыми актами и учредительными документами, а порядок назначения (избрания) – законом и учредительными документами.

По поводу юридических  лиц в гражданском праве возникают  отношения, связанные с государственной  регистрацией юридических лиц при  их создании, реорганизации и ликвидации, при внесение изменений в их учредительные документы, по поводу осуществления юридическим лицом своих прав и обязанностей и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 Законодательство:

1. Конституция Российской  Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. С учётом поправок.    

2.  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Государственной Думой 21.10.1994г. № 51-ФЗ с изменениями и дополнениями.

3. Федеральный закон  от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О  государственной регистрации юридических лиц» (ред. от 18.07.2011)// СЗ РФ 28.07.1997 № 30, ст.3594.

4. Постановление пленума  Верховного Суда РФ и Пленума  Высшего Верховного Арбитражного  Суда РФ от 1 июля 1996 г.            

5. Обзор постановлений  президиума ВАС// Экономика и жизнь  (Сибирь). - № 148. – 07.08.2001.

 

Учебная литература:

1. Основы государства и права/ Под ред. О.Е. Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1994г.

2. Редакция Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001г. № 129 ФЗ, ФЗ от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ // Нормативные акты для бухгалтера. – 15.07.2003г. -№ 13.

3. Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. учебник/ Под ред. Ю. К. Толстого, А.П. Сергеева

4. Гражданское право. Учебник/ Под ред. С.П. Гришаева. – М.: Юрист, 2010.

5. Анохин С. В. Ликвидация юридических лиц// Арбитражная практика.-2003. № 10.

6. Орлов А. Особенности правового статуса ассоциаций (союзов) по российскому законодательству// Право и экономика. -2002. -№ 4.

7. Гражданское право: В 2 т. Том 1. Отв. ред. Е.А Суханов. –М., БЕК, 2000.

 

 

        

         

   

                    

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ц Е  Н З И Я

 

На курсовую работу студента (ки) -______ группы

__________________________________________

 

 

Курсовая работа выполнена на тему:

 

__________________________________________________________

Информация о работе Понятие и общая характеристика юридических лиц как участников гражданских правоотношений