Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:32, контрольная работа
Вопросы о государстве и его функциях всегда относились к числу основополагающих и дискуссионных и в обществе и в теории государства и права, поскольку сущность государства прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий. Это и обуславливает актуальность рассматриваемой темы в рамках исследования по теории государства и права. Особенно актуален этот вопрос для Российской Федерации в период становления правового государства, смены приоритетов в социально-экономическом и культурном развитии общества, постановке новых стратегических целей и задач.
Введение………………………………………...………..………..…….…1
1 Понятие и признаки функций государства ……………………..……..4
2 Классификация и виды функций государства……………………....…7
3 Формы осуществления государства……………………………..…….14
4 Методы осуществления функций государства…………….……….....20
Заключение……………………………………………………………......22
Библиографический список………………………………………………24
Оглавление
Введение………………………………………...……….
1 Понятие и признаки
функций государства ……………………..
2 Классификация и виды
функций государства……………………...
3 Формы осуществления государства……………………………..…….14
4 Методы осуществления
функций государства…………….………..
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………24
Введение
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественный исторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов системы общества.
Вопросы о государстве и его
функциях всегда относились к
числу основополагающих и
Объект исследования
Предметом исследования
1 Понятие и признаки функций государства
В юридической литературе
можно насчитать до двух десятков
определений функций
В ряде работ функции
Морозова Л.А. в своей
Авторы учебника Кулапов В.Л. и Малько А.В. дают следующую характеристику понятия функций государства. Функции государства показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности. Не следует их отождествлять и с целями и с задачи, стоящими перед государством. Функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма.
Таким образом, современная юридическая наука предлагает трактовку функций государства не только как направлений его внутренней и внешней деятельности, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы. Данную трактовку можно считать правильной, так как выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений, воздействует на состояние общественных процессов.
Насколько многообразно в юридической литературе представлены формулировки функций государства, настолько же многообразно авторы трактуют и их признаки. В целом авторы единодушны в определении признаков. Наиболее полными и отражающими все условия, вытекающие из понятия функций государства, я считаю трактовки Байтина М.И.
1. Функции государства
непосредственно выражают и
2. В функциях государства
воплощается и раскрывается
3. Функции государства
возникают и развиваются
4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
Функции государства обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества.
Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые он преследует. Задача – это то, что требует разрешения, а функция – вид деятельности, направленной на такое разрешение. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых – к возникновению других.
Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.
Функции государства
необходимо отличать от функций его
отдельного органа. В отличие от
функций государственных
Обобщая вышеизложенное, можно дать следующее понятие функции государства: это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением.
Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.
2 Классификация и виды функций государства
В связи с тем, что
государство выполняет
Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства становятся приоритетными, расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере. Они обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связей внутри общества. Чем больше удельный вес общесоциальных функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий, как средства согласования различных интересов и достижения общественного компромисса.
Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, - охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьбе с международной преступностью, демографические проблемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соответствующих функций – обеспечения мирового правопорядка, международной экологической и т.д.
Доверие к государству, государственной власти, степень их поддержки населением находятся в прямой зависимости от содержания функций государства, его умения и желания учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы.
Изучив и проанализировав литературу, я отдала предпочтение классификации, изложенной в учебном наглядном пособии Тюменского филиала Академии права и управления как наиболее ясно и полно отражающем критерии классификации и виды функций государства.
Итак, функции государства классифицируются по следующим критериям.
1. По сферам деятельности:
- внутренние - направлены
на решение внутренних задач
страны, показывают степень активности
воздействия государства на
- внешние – нацелены на
2. По продолжительности действия:
- постоянные – осуществляются в течение длительного времени, на многих этапах существования государства (экономическая, налоговая, охраны правопорядка);
- временные – осуществляются
на определенных этапах
3. По социальной значимости:
- главные (основные) – имеющие приоритетное, стратегическое значение на конкретном этапе развития общества (экономическая, социальная, экологическая);
- производные – носят
В юридической литературе характеристика видов функций государства чаще всего производится по критерию сферы деятельности. В своей работе я также придерживаюсь данной классификации.
Экономическая функция.
Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы её роста, устанавливает пропорции между отдельными её отраслями. Возникли государственный сектор экономики, в большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.
Применительно к Российской Федерации можно отметить, что за последнее десятилетие уже обозначились некоторые важные элементы рыночных отношений: экономическая свобода, право собственности, работающие рынки товаров и услуг. Вместе с тем возникла необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными механизмами. В этом главная особенность экономической функции современного Российского государства по сравнению с хозяйственно-организаторской функцией Советского государства по всеобъемлющему руководству экономикой. Экономическая функция государства находит свое отражение в статьях 8, 34 Конституции РФ.
Кулапов В.Л. и Малько А.В. выделяют основные задачи в сфере экономики, стоящие перед Российским государством: установление основных правил и координация экономических взаимоотношений; контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота; непосредственное осуществление экономической деятельности; поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте.
Обобщая результаты исследований правоведов, экономистов можно выделить основные пути решения поставленных задач:
- структурная перестройка
- поддержка стратегических
и социально значимых
- централизованная
- приватизация, демонополизация и управление государственной собственностью;
- отстаивание интересов
- создание правовых основ организации (управления) экономики и др.
Экономическая функция государства
имеет антикризисную