Понятие и система гражданского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - комплексный анализ совокупности теоретических разработок по проблемам источников гражданско-правового регулирования и системе гражданского законодательства.
Основные задачи: дать определение понятию гражданского законодательства и рассмотреть основные способы систематизации (упорядочения) законодательства, изучить функционирование системы гражданского законодательства в РФ, раскрыть действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц, охарактеризовать способы применения и толкования гражданского законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЕГО СИСТЕМЫ В РФ
1.1 Понятие гражданского законодательства
1.2 Система гражданского законодательства и его структура
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц
2.2 Применение и толкование гражданского законодательства
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 28.12.12 (ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ГР.ЗАКОНОДАТ).doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ МНЭПУ»

ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по Гражданскому праву

на тему Понятие и система гражданского

законодательства

 

 

 

 

 

студентки: Никулиной М.Д.

6 курса

 

научный руководитель:

Шеснович В.В.

 

2012 год




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Под термином «гражданское законодательство» следует понимать объективную форму внешнего выражения гражданско-правовых норм либо правил поведения, санкционированных или установленных государством для регулирования общественных отношений. К источникам гражданского законодательства относятся: законы (законодательные акты), подзаконные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, нормы международного права, международные договоры, обычаи делового оборота, комплексные нормативные акты. Многообразие источников гражданского законодательства способствует всеобщему и эффективному урегулированию общественных отношений.

Актуальность  исследования данной темы заключается в том, что в современных условиях перехода к рыночным отношениям происходит изменение всей законодательно-нормативной базы страны, вследствие чего принимаются новые законы, следовательно, изменяются и источники. Вопрос о видах источников гражданско-правового регулирования слабо решен в Гражданском Кодексе, что порождает ряд вопросов касательно отнесения тех или иных правовых актов к источникам гражданского права. Источники гражданско-правового регулирования разнообразны по своей природе, юридической силе, но при этом они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Источники гражданского права составляют весьма значительную по объему систему гражданского законодательства.

Проблема заключается в необходимости урегулирования  системы гражданского законодательства для обеспечения стабильности и правопорядка в обществе и государстве

Цель исследования - комплексный анализ совокупности теоретических разработок по проблемам источников гражданско-правового регулирования и системе гражданского законодательства.

Объект исследования – гражданское законодательство Российской Федерации.

Предмет – понятие и система гражданского законодательства.

Гипотеза – система гражданского законодательства обширна, что, в свою очередь, способствует всеобщему и эффективному урегулированию общественных отношений. Значимость источников гражданского законодательства велика для укрепления законности, стабильности в правовом государстве, что особенно актуально в настоящее время в нашей стране.

Основные задачи: дать определение понятию гражданского законодательства и рассмотреть основные способы систематизации (упорядочения) законодательства, изучить функционирование системы гражданского законодательства в РФ, раскрыть действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц, охарактеризовать способы применения и толкования гражданского законодательства.

Методологическая основа исследования: Смоленский М.Б. Гражданское право, Грудцына Л.Ю. Гражданское право, Сендюкаева Н.Х., Шустикова И.Н. Гражданское право. Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, Международные договоры РФ, Гражданский Кодекс РФ, и иные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и ведомственные акты, соответствующая практика их применения.

Методы исследования: общетеоретический, сравнительный, аналитический, исторический. При проведении исследовательской работы была  изучена научная литература, монографии, материалы современных журналов по теме исследования, нормативно-правовая база по гражданскому законодательству Российской Федерации.

Элементы новизны и  теоретической значимости:

-рассмотрены теоретические вопросы, связанные с понятием и системой гражданского законодательства, влиянием источников гражданского законодательства на правовую ситуацию в стране.

-изучены особенностей отдельных источников гражданского права, система этих источников, а также современные проблемы применения гражданского законодательства на практике.

Практическая значимость – в результате проведенных исследований  удалось в целом раскрыть тему курсовой работы и сделать важные обобщающие выводы, имеющие реальное практическое применение. Для юриста очень важно знать и правильно понимать, что такое источник права, знать какие существуют виды источников, а также нужно уметь выбрать источник права при решении юридических дел, содержащий необходимые нормы права, регулирующие соответствующие общественные отношения. Материалы исследования  могут быть использованы для дальнейшего изучения.

Структура курсовой работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 15 книг, приложения. В 1 главе рассматривается понятие, система гражданского законодательства и его структура. Во 2 главе анализируются особенности функционирования системы гражданского законодательства в РФ, действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц, а также применение и толкование гражданского законодательства.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЕГО СИСТЕМЫ В РФ

    1. Понятие гражданского законодательства

 

Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы.

В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко  полностью вытесняют нормы иной юридической природы. Это вызвано  тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих объективных юридических свойств распределяются на публично-правовые и частноправовые. [2,c.14]

Расположенные с учетом единства и дифференциации нормы  гражданского права находят свое выражение в статьях различных правовых нормативных актов (в дальнейшем - нормативные акты или правовые акты), которые принято именовать источниками гражданского права. Указанные нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство. Вместе с тем следует иметь в виду, что в ГК понятие «гражданское законодательство» используется в узком смысле.

Статья 3 ГК включает в  понятие «гражданское законодательство»  только ГК и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Иные акты, содержащие нормы гражданского права, выведены за пределы понятия «гражданское законодательство». Обусловлено это тем, что принятие законов является функцией законодательной власти. Поэтому указы Президента РФ и постановления Правительства РФ названы «иные правовые акты», а содержащие нормы гражданского права акты федеральных министерств, комитетов и иных ведомств именуются «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти».

 Понятие «гражданское  законодательство» используется  также в широком смысле, охватывающем не только законодательные, но и иные нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Именно в таком смысле используется понятие гражданского законодательства в ст. 71 Конституции РФ. [2,c.6]

1.2 Система гражданского законодательства и его структура

 

Входящие  в гражданское законодательство нормативные акты составляют значительный по объему законодательный массив. Их обилие вызвано широтой и сложностью самого предмета гражданско-правового  регулирования. Это обстоятельство затрудняет ознакомление с действующим гражданским правом и значительно усложняет установление необходимых взаимосвязей между составляющими его различными актами. Поэтому именно для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение проблемы его систематизации и упорядочения. К основным способам систематизации (упорядочения) законодательства, применяемым и в гражданско-правовой сфере, относятся инкорпорация, консолидация и кодификация.

Инкорпорация нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник) без изменения их содержания. Официальная инкорпорация обычно оформляется в виде единого свода, собрания или иного сборника законов или других нормативных актов. Примерами такой инкорпорации являются Свод законов Российской империи и Собрание действующего законодательства СССР (которое не было завершено). Неофициальные инкорпорации представлены различными сборниками нормативных актов, обычно тематического характера.

Консолидация нормативных актов представляет собой объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы (например, в 1992 г. Центральным банком РФ было принято Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, заменившее собой ряд ранее действовавших банковских инструкций, которое, однако, утратило силу с введением в действие второй части ГК РФ). Достоинством консолидации является возможность некоторой «расчистки» законодательства при его объединении путем отмены (пропуска) или замены явно устаревших или повторяющихся норм, однако без внесения изменений в их содержание. [10,c.82]

При большом  количестве изменений, внесенных в  закон или иной нормативный акт, используется также возможность  его повторной официальной публикации в полном объеме, при которой старая редакция акта теряет силу. Такой прием, к сожалению редко используемый отечественным законодателем, значительно облегчает применение официального текста нормативного акта.

Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже - подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений (Общей части) и охват им всех основных правил соответствующей сферы, что предопределяет его центральное, стержневое место в общей системе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли.

В гражданском  праве кодификация может носить общий (отраслевой) либо частный характер. В первом случае она выражается в принятии Гражданского кодекса, охватывающего все основные нормы и институты данной отрасли права. Во втором - в принятии закона, в том числе в форме кодекса, регулирующего определенную узкую (отраслевую или межотраслевую) группу общественных отношений (например, Жилищного кодекса, Кодекса торгового мореплавания, Воздушного кодекса и т. п.), для которых возможна разработка и некоторых реальных, а не надуманных общих положений.

Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему. При  применении на практике норм действующего законодательства, наряду с правилами  разграничения предписаний нормативных документов по отраслям права, к которым они относятся, следует учитывать, что все нормативные акты действуют в системе определенной иерархической соподчиненности друг другу, в которой значение нормативного акта определяется его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства. [11,c.63]

Ввиду многочисленности нормативных актов гражданского законодательства и несовершенства законодательной техники встречаются  ситуации, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. В таком случае применяется нормативный акт, имеющий большую юридическую силу.

Выделяют  вертикальную и горизонтальную иерархии предписаний нормативных документов.

Вертикальная  иерархия призвана дать ответы на вопросы о том, на каком именно уровне должен быть принят соответствующий акт, и к какому именно виду этот акт относится. Горизонтальная иерархия дает ответ на вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной иерархии.

Вертикальная  иерархия

Конституция Российской Федерации, имеет высшую юридическую силу в отношении  любых законов и других нормативных  актов и возглавляет всю систему  действующего законодательства.

Все нормативные  акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы как нормативные акты высших органов государственной власти обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Статья 76 Конституции Российской Федерации разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами. Поэтому федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. [7,c.21]

По своей  юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:

- обладающие  высшей юридической силой федеральные  законы - нормативные акты, принятые  Государственной Думой РФ; Составляющие первую группу актов законы возглавляются Гражданским кодексом и охватываются понятием гражданское законодательство (п. 2 ст. 3 ГК). Действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать).

Информация о работе Понятие и система гражданского законодательства