Понятие и система коммерческого права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 02:24, лекция

Описание работы

Коммерческое право - совокупность общих и специальных норм гражданского права регулирующих имущественные и связанные с ними личные не имущественные отношения, складывающиеся между лицами осуществляющие Предпринимательскую деятельность или с их участием основанные на равенстве автономии воли и имущественной самостоятельностью участников.
Субъективный критерий выделения КП как под отрасль гражданского права означает, что субъектами отношений регулируемых КП являются специальные субъекты гражданского права т.е. предприниматели.

Файлы: 1 файл

kommercheskoe_pravo.docx

— 47.97 Кб (Скачать файл)

Методы  государственного регулирования внешней  торговой деятельности.

  1. Таможенно-тарифное регулирование.

Таможенный тариф –  свод ставок, таможенных пошлин применяемых  к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным  в соответствии с товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности.

  1. Нетарифное регулирование.

К методам нетарифного  регулирования относятся:

А) наблюдение за экспортом  или импортом отдельных видов  товара.

Б) количественные ограничения  экспорта и импорта товаров путем  квотирования и лицензирования.

В) предоставление исключительного  права на экспорт и импорт отдельных  видов товаров.

Г) введение специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер при импорте товаров.

Д) санитарные, ветеринарные, экологические требования.

Е)

Ж) распределение квот –  распределяются, проведением аукционом, выдаются министерством экономического развития торговли.

И) разовая лицензия –  выдается для осуществления экспортной или импортной операции, по одному контракту сроком до 12 месяцев. Генеральная  лицензия – оформляется на каждый вид экспортируемого или импортируемого товара, с указанием его количества и стоимости без определения конкретного продавца и покупателя.

К) специальная защитная мера – мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию РФ, которая вводится на основании решения  правительства РФ, посредством введения импортной квоты или специальной  пошлины, независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Л) антидемпинговая мера – мера по противодействию демпинговому импорту, посредством введения антидемпинговой  пошлины, независимо от взимания ввозной  таможенной пошлины

М) компенсационная мера – мера нейтрализации специфической  субсидии иностранного государства  на отрасль экономики.

  1. Запреты и ограничения внешней торговли: товарами, услугами и интеллектуальной собственности. Могут вводится:

А) Президентом РФ, если это  необходимо для участия РФ в м\н санкциях, в соответствии с уставом ООН.

Б) Правительством РФ в целях  защиты внутреннего рынка или  в качестве ответных мер на действия иностранных правительств.

В) ФЗ могут вводится количетсвенные ограничения реализации отдельных видов товаров. Например, закупки этилового спирта для производства алкогольных продукции распределяется по квотам.

Г) могут вводится ограничения относительно субъектов коммерческой деятельности. Например, оптовую торговлю лекарственными средствами осуществляют только юридические лица. Розничную торговлю лекарствами- только аптечные организации.

Д) законом о лицензирование отдельных видов деятельности установлен перечень лицензированных видов  деятельности.

Е) в интересах обеспечения  здоровья граждан, введена государственная  регистрация впервые производимых или ввозимых на территорию россии пищевых материалов, изделий. Министерство социального проводит экспертизу документов и товаров, вносит их в соответствующий государственный реестр и выдает свидетельство и государственной регистрации.

Косвенное налоговое  обложение:

А) подакцизными товарами являются алкогольная, табачная продукции, АТС  свыше 150 лс, бензин, дизельное топливо.

Б) специальным постановление  № 55 от 19.01.98 утверждены правила продажи  отдельных видов товаров, в соответствии с которым предназначены для  розничной торговли товар должен быть доведен до коммерциализации.

Товарный знак – обозначение индивидуализирующее товары юр лица или ИП. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Правовая охрана предоставляется на основании государственной регистрации, федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентом и товарным знаком в государственном реестре товарных знаков. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное правообладателя на товарный знак в отношение товаров, указанных в свидетельстве, срок действия свидетельства 10 лет этот срок может быть продлен каждый раз на 10 лет по заявлению правообладателя.

Исключительное  право на товарный знак может быть осуществлено путем размещения его на товарах, этикетках, упаковках, в рекламе, т.е. любым, непротиворечущим закону способом. Для оповещения потребителей правообладатель в праве размещать рядом с товарным знаком знак охраны, который выглядит как латинская буква р.

По договору об отчуждении исключительного права на товарный знак, правообладатель передает приобретателю в полном объеме принадлежащее ему исключительное право на товарный знак в отношении всех товаров или их части, для индивидуализации которых он зарегистрирован.

По Лицензионному  договору обладатель исключительного права на товарный знак(лицензиар) предоставляет лицензиату правоиспользование товарного знака, в определенным договорных пределах, с указанием или без указания территории, на которой допускается использование применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности.

Товары, на которых незаконно  размещен товарный знак или сходная с ним до степени смешения по степени обозначения, являются контрафактными. Правообладатель в праве требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, а также возмещения убытков, либо вместо возмещения убытков - уплата компенсации: 1) от 10000 до 5 млн рублей, определяемых судом из характера нарушения. 2) или в двухкратном размере от стоимости контрафактных товаров.

Наименование место происхождения  товара (НМПТ) – это обозначение, представляющее собой полное или сокращенное, современное или историческое, официальное или неофициальное наименование страны, населенного пункта, местность или другого географического объекта, ставшей известным в результате его использования, в отношении товара, особые свойства которого, главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами.

Распоряжение исключительным правом на НМПТ не допускается.

Любые лица, производящие товары в данной местности с такими же свойствами могут зарегистрировать аналогичные товары.

Организация торгового оборота.

Структура товарного  рынка – совокупность объединяемых хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям.

Участниками товарного рынка  являются: изготовители, оптовые торговые и иные посреднические организации, организации розничной торговли и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары для реализации.

Инфраструктура  товарного рынка – это совокупность организации, обеспечивающих деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей.

Подсистема товарного рынка включает: подсистему складского хозяйства, транспортного обеспечения, тароупаковочную индустрию, информационного обеспечения подсистемы, нормативно-правового хозяйства, все то, что способствует продвижению товара.

Организаторы товарного  рынка являются: товарные биржи, выставки, ярмарки, оптово-продовольственные  рынки, коммерческие торги.

Правовое  регулирование биржевой торговли.

В соответствии с федеральным законом о товарных биржах и биржевой торговли от 20.02.92 – это организация, целью и деятельностью которой является формирования оптовых рынков, путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте, определенное время и по установленным биржей правилам. Участников должно быть не менее 10 и создаются в усл

Биржи подразделяются на открытые и закрытые.

Участниками закрытой биржи  являются члены биржи, а на открытой бирже: члены биржи, участники биржи, разовые посетители. Любые юридические  лица за исключением кредитных, страховых, благотворительных и иных организации. Если члены биржи.

Участники биржевой торговли могут выступать в роли посредников: брокерских фирм, брокерских контор или  независимых брокеров(ИП). Брокерская деятельность – совершение биржевых сделок биржевым посредником: а) от имени и за счет клиента(договор поручения); б) от своего имени и за счет клиента(по договору комиссии); в) от имени клиента и за свой счет. Дилерская деятельности – это совершения сделок биржевым посредником от своего имени и за свой счет, с целью последующей перепродажи товаров на бирже. Постоянные посетители являющиеся: брокерскими фирмами, конторами, независимыми конторами в праве осуществлять биржевые сделки в порядке и на условиях установленных для членов биржи за исключением особенностей: они пользуются услугами биржи за плату, право на участие в биржевых торгах предоставляется не более чем на 3 года. Разовые посетители имеют право на совершение сделок только на реальный товар и только от своего имени и за свой счет.

Биржевая сделка – это зарегистрированный биржей договор, заключенный участниками биржевой торговли, в отношении биржевого товара, в ходе биржевых торгов. Предметом биржевой сделки не могут быть: недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности.

Виды сделок:

  1. Кассовые сделки(сделки на наличные) – имеют целью действительное приобретение, подлежат немедленному исполнению(не позднее 14 дней).
  2. Форвардные(срочные) сделки – это сделки, где по крайней мере часть обязательств исполняется с отсрочкой.(сроки сделки до 24 месяцев).
  3. Фьючерсные сделки – заключаются не с целью покупки или продажи товара, а с целью получения в ходе перепродажи стандартного контракта, а с целью получения прибыли в случае изменения цены товара.
  4. Опционные сделки(сделки с премией) – объектом сделки является не реальный товар, а право на покупку или продажу в будущем товара по фиксированной цене.
  5. Сделка с условной продажей – при ней продавец выплачивает премию покупателю за то, что в момент наступления дня поставки он может отказаться от договора, если найдет более выгодного покупателя.
  6. Сделка с условной покупкой – покупатель выплачивает премию продавцу за то, что в момент наступления дня поставки он может отказаться от покупки, если найдет более выгодного продавца или отказаться от продавца, если найдет более выгодного.

Особенности фьючерсных сделок:

  1. Биржа сама разрабатывает условия, являющиеся стандартными для каждого конкретного условия.
  2. Биржа организует вторичный рынок.
  3. Биржа гарантирует исполнение контракта расчетной палатой.

 

Коммерческие  договоры - это соглашение между лицами, осуществляющие коммерческую деятельность или с их участием, об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, связанных с осуществлением коммерческой деятельности.

Признаки:

  1. Специальный субъектный состав.
  2. Связь с торговым оборотом.
  3. Коммерческие цели сделки.
  4. Возмездный характер.

Публичный договор – признается тот договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация, по характеру своей деятельснот должна осуществлять в отношении каждого кто к ней обратится.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением  случаев, когда обязанность заключить  договор предусмотрена законом  или добровольно принятым обязательством. Если сторона для которой совершение договора обязательна – уклоняется от его заключения, то другая сторона может обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и об возмещении убытков.

К существенным условиям относятся:

  1. Условия о предмете договора.
  2. Условия, названное в законодательстве как существенное или необходимое для данного вида договора.
  3. Условия, относительно которых, по заявлению одной из сторон по условию которых должно быть достигнуто соглашение.

Порядок заключения договора.

Обычно договоры заключаются  договором оферты(предложения) одной из сторон и ее принятия (акцептой) другой стороной. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Ответ о согласии заключить договор на других условиях, чем предложены в договоре- не ялвяется акцептой, а считается новой офертой.

Договор присоединения – договор, условия которого определены одной стороной в стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к договору в целом.

Изменение и расторжение  договора – допускается по требованию одной из сторон изменение или расторжение договора по решению суда:

Информация о работе Понятие и система коммерческого права