Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:50, контрольная работа
Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства.
Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.
Государство представляет собой
сложное явление. Попытки дать его
определение, предпринимаемые различными
учеными, политическими деятелями,
мыслителями, сводились главным
образом к перечислению признаков
государства.
Многие исследователи подчеркивали, что
государство представляет собой объединение,
корпорацию, общность людей, проживающих
на определенной территории и подчиненных
политической власти, способной применять
принуждение.
Рассматривая государство с разных позиций
- философской, исторической, социологической,
юридической, географической и др., можно
выделить лишь те или иные аспекты (характеристики)
государства. Юридический подход позволяет
выделить следующие основные признаки
государства, отличающие его от других
организаций современного общества. К
ним обычно относят:
1) наличие особой публичной (политической)
власти, располагающей специальным аппаратом
управления и принуждения;
2) государственный суверенитет;
3) общеобязательный характер актов, издаваемых
государством;
4) взимание налогов.
Особая публичная (политическая) власть
- один из главных признаков государства.
Выступая в роли арбитра между различными
слоями, группами и классами населения,
государственная власть приобретает политический
характер. Особенность этой власти в том,
что она не совпадает с обществом, а стоит
над обществом, отделена от него. Эта власть
обладает относительной самостоятельностью
по отношению к обществу и другим источникам
власти.
Публичная власть институционализирована,
- ее осуществляет государственный аппарат.
Он обслуживается слоем людей, чиновниками,
для которых работа в государственном
аппарате служит профессией.
Суверенитет означает верховенство государственной
власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность
в определении содержания своей деятельности,
внутренней и внешней политики, и независимость
во взаимоотношениях с другими государствами.
Однако суверенитет современных государств
самоограничивается исходя из необходимости
соблюдения естественных и неотчуждаемых
прав человека, а также - международных
договоров.
Общеобязательный характер актов государства
вытекает из исключительных полномочий
государства осуществлять правотворчество,
т.е. издавать, изменять или отменять юридические
нормы. Только государство посредством
общеобязательных актов может устанавливать
правовой порядок в обществе и принуждать
к его соблюдению.
Налогообложение также составляет один
из основных признаков государства, поскольку
без налогов, других обязательных платежей
государство не может содержать свой аппарат.
Только государство вправе устанавливать
налоги и распространять обязанность
их уплаты абсолютно на всех, кто находится
на его территории, либо освобождать от
них отдельные категории людей и организаций.
С учетом перечисленных признаков государство
- это исторически выделившаяся из общества
политическая организация особой суверенной
публичной власти, выражающая и защищающая
общие интересы различных социальных
групп, а также обеспечивающая выполнение
общих дел, вытекающих из природы общества.
Особая модель государства раскрывается
понятием "правовое государство".
Это государство, построенное на правовых
началах, признает и осуществляет требования
права во всех сферах общественной жизни,
ограничивает свою деятельность в соответствии
с правовыми установлениями.
Следует отметить, что сама идея правового
государства имеет давнюю историю. Уже
древние мыслители пытались найти разумную,
справедливую организацию общества и
государственной власти. Идею единства
власти и права развивал греческий мыслитель
и государственный деятель Солон (УI в.
до н.э.). Государство, по Солону, нуждается
прежде всего в законном порядке, поскольку
беззаконие представляет собой наибольшее
зло для общества. Значение разумных и
справедливых законов подчеркивал величайший
философ античности Платон (427 - 347 гг. до
н.э.). А основоположник античной политической
науки Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) обосновал
идею господства права и правовой законности,
идею права как критерия справедливости.
Наибольшие заслуги в разработке теории
правового государства принадлежат немецкому
философу И. Канту (1724 - 1804 гг.). Опираясь
на теорию естественных, неотъемлемых
прав человека, Кант обосновал необходимость
для государства опираться на право и
ориентироваться на него во всех своих
действиях. При этом право он трактовал
как справедливость, воплощенную в законах
государства, как обеспеченные государством
естественные права и свободы человека.
Правовое государство в трактовке Канта
есть идеальная теоретическая модель,
которой следует руководствоваться в
практике государственно-правовой жизни,
- это сфера долженствования (как должно
быть).
Другой немецкий мыслитель - Г. Гегель
(1770 - 1831 гг.) рассматривал правовое государство
как воплощение идеи свободы, как высшее
право. Гегель различал право и закон,
признавал, что могут существовать противоправные,
антиправовые законы. Тем не менее он исходил
из того, что право по своей природе разумно,
поэтому государство, принимая законы,
должно ориентироваться на право как идею
свободы и справедливости, как "царство
реализованной свободы".
Сам же термин "правовое государство"
ввел в оборот представитель немецкого
либерализма первой половины ХIХ в. государствовед
Р. фон Моль.
Если обобщить все критерии, выделяемые
в науке при характеристике правового
государства, то они сводятся к следующим:
1) господство права в общественной и политической
жизни;
2) незыблемость естественных прав и свобод
личности, их гарантированность и реальность
осуществления;
3) взаимная ответственность государства
и личности;
4) принцип разделения властей.
Господство права предполагает, во-первых,
правовую организацию государственной
власти, т.е. создание и формирование всех
государственных структур строго на основе
законов; во-вторых, правовой характер
принимаемых законов, иначе говоря, они
по своему содержанию должны быть справедливыми,
основываться на естественных, неотчуждаемых
правах и свободах человека; в-третьих,
связанность государства им же созданными
законами, самоограничение государства
законом, установление правом рамок для
деятельности государства и его органов.
Незыблемость естественных прав и свобод
личности означает признание и реальное
обеспечение равенства всех людей как
субъектов правового общения перед законом.
Все должны обладать равной правосубъектностью,
равными возможностями для достижения
каких-либо не противоречащих закону целей.
Кроме того, государство должно не только
признавать, но и гарантировать естественные
права человека. К числу этих прав относятся:
право на жизнь, на человеческое достоинство,
неприкосновенность жилища, личности,
свобода передвижения, свобода совести
и др.
Взаимная ответственность государства
и личности означает, что государство
и личность в своих взаимоотношениях выступают
равными партнерами и обладают взаимными
правами и обязанностями. Государство
вправе не только требовать от личности
исполнения установленных законом обязанностей,
но и само несет перед личностью определенные
обязанности. В правовом государстве должны
существовать возможности, позволяющие
личности требовать от государства исполнения
его обязанностей. Такие возможности предоставляет
судебный порядок обжалования действий
и решений государственных органов и должностных
лиц, которыми нарушены права и свободы
граждан. Согласно ст. 46 Конституции РФ,
"каждому гарантируется судебная защита
его прав и свобод. Решения и действия
(или бездействие) органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений и должностных
лиц могут быть обжалованы в суд".
Принцип разделения властей предполагает
относительно самостоятельное функционирование
трех ветвей государственной власти -
законодательной, исполнительной и судебной,
и опирающихся на систему сдержек и противовесов.
Действие этого принципа нацелено на то,
чтобы ни одна из ветвей власти не смогла
узурпировать власть в государстве. Для
этого существует система сдержек и противовесов.
Однако разделение властей не абсолютно:
оно предполагает единство ветвей власти,
их согласованное действие на основе общих
принципов.
Гражданское общество предпосылка и условие
существования правового государства.
Гражданское общество - есть объединение
частных личностей. В нем доминируют свобода
личности, частная собственность, взаимные
связи между индивидами строятся по принципу
- "пределы свободы личности, определяются
пределами свободы другой личности".
Это независимая от государства относительно
самостоятельная сфера жизни общества,
где действуют различные социальные группы,
объединения культурного, национального,
религиозного, территориального и иного
характера, выражающие разнообразные
интересы людей.
Не любое общество может быть названо
гражданским. Таковым считается общество
с развитыми рыночными отношениями, где
личность не отделена от собственности,
а, напротив, имеет возможность выбрать
любую форму собственности, вправе распоряжаться
результатами своего труда и своими способностями
к труду. В гражданском обществе нет монополии
на какую-либо идеологию. В нем существует
терпимость к различным суждениям, точкам
зрения, мнениям, плюрализм идеологий,
взглядов, суждений.
Обязанности человека и гражданина перед
государством должны сводиться к законопослушанию
и уплате налогов. Остальная частная жизнь
человека должна быть вне пределов деятельности
государства, в которую оно не вправе вмешиваться.
Государство призвано обслуживать гражданское
общество, служить его интересам, выражать
всеобщий интерес общества. Здесь доминирует
идея: "Не общество для государства,
а государство для общества".
Таким образом, гражданское общество и
правовое государство тесно связаны друг
с другом и предполагают друг друга.
2.