Понятие и сущность государственного регулирования экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:19, контрольная работа

Описание работы

Только учтенный ущерб от преступлений и административных правонарушений в сфере экономики составил в 1996 году почти 8 трлн. рублей - около 0,3% ВВП. По мнению специалистов, до 70% доходов, полученных незаконным путем, вкладывается в различные формы предпринимательской деятельности, увеличивая тем самым объемы теневого и криминального предпринимательства.
Экономическая преступность тормозит развитие производства, отвлекает инвестиционный капитал, подстегивает инфляцию, лишает госбюджет значительной части доходов, обостряет все существующие экономические проблемы и таким образом становится фактором мощного противодействия, происходящим в России преобразованиям. Уже сегодня можно сделать вывод о том, что экономическая преступность близка к выходу на уровень, угрожающий национальной безопасности России.

Содержание работы

Введение. 3
1. Понятие и сущность государственного регулирования экономической деятельности. 5
2. Ответственность за нарушения в сфере экономики. 14
3. Практическое задание. 20
Заключение. 23
Список использованной литературы. 25

Файлы: 1 файл

право контр.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)
  • Основные наказания, которые могут применяться сами по себе и не используются для усиления эффекта применения других видов наказания.
    • обязательные работы
    • исправительные работы
    • ограничение по военной службе
    • ограничение свободы
    • арест
    • содержание в дисциплинарной воинской части
    • лишение свободы на определённый срок
    • пожизненное лишение свободы
    • смертная казнь 10
  • Дополнительные наказания, которые не применяются самостоятельно и используются только для усиления эффекта других видов наказания.
    • лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград
  • Наказания, которые могут использоваться и в качестве основных, и в качестве дополнительных.
    • штраф
    • лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью

В зависимости от того, каким лицам они могут назначаться:

  • Общие — могут назначаться всем лицам, совершившим преступления.
  • Специальные — могут назначаться лишь определенным категориям лиц (например, военнослужащим).

В зависимости от содержания ограничений прав и свобод:

  • Наказания, оказывающие морально-психологическое воздействие.
  • Имущественные наказания.
  • Наказания, включающие принудительное привлечение к трудовой деятельности.
  • Наказания, связанные с лишением или ограничением свободы.
  • Смертная казнь.

Наказания могут быть назначаемыми на определённый срок или  без определённого срока.

В процессе исполнения наказаний одно наказание может заменяться другим (как правило, более мягким — как результат положительного поведения осуждённого). Если наказание назначено на определенный срок — далеко не всегда требуется отбытие этого наказания в полном объеме, законодательство большинства стран предусматривает возможность досрочного прекращения отбывания наказания при определенных условиях (как правило, предполагающих, что осужденный доказал свое исправление).

Может также применяться условное назначение некоторых видов наказания, предполагающее назначение наказания без его фактического отбывания, но с применением к осужденному мер исправительного воздействия. В случае, если осуждённый уклоняется от этих мер или совершает новое общественно опасное деяние, наказание может быть исполнено реально.

 

3. Практическое  задание.

Изучите нормы  Уголовного права РФ, связанные с  ответственностью за преступления в  экономической сфере. Раскройте  их структуру, меры ответственности.

На основании  собственного опыта, изучения материалов СМИ сделайте анализ правоприменительной практики в данной сфере. Выделите статьи УК РФ, которые не нашли широкого применения, выскажите собственное мнение о причинах данного положения.

Преступления в сфере  экономической деятельности включают значительное число (32) правовых норм, охраняющих экономическую деятельность от преступных посягательств. Это, например:

а) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст.169 УК РФ); б) регистрация незаконных сделок с землей (ст.170 УК РФ);

в) незаконное  предпринимательство (ст.171 УК РФ);

г) незаконная предпринимательская  деятельность (ст.172 УЦК РФ);

д) контрабанда (ст. 188 УК РФ) и др.

Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью - это особое направление деятельности государства, целью которого является борьба с экономической преступностью посредством формирования уголовной политики, совершенствования уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, законодательства об оперативно-розыскной деятельности, применения указанных норм, осуществление контроля за их применением и соблюдением конституционных прав и свобод граждан.

Более широкое применение в сфере  экономической деятельности находят  такие статьи УК РФ как, ст. 169, ст.  170, ст. 171, ст. 173, ст. 174, ст. 175, ст. 176.

Ст. 174.1 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления» Уголовного кодекса Российской Федерации применяется неоправданно широко. Отсутствие в этой статье указания на цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, как это сделано в статье 174 Кодекса, приводит к тому, что лицу, обвиняемому, например, в незаконном предпринимательстве, в случае совершения им любой покупки дополнительно инкриминируют и статью 174.1 Кодекса. В связи с этим статья 174.1 излагается в новой редакции, устраняющей отмеченные недостатки.

Пример, в средствах информации Бураевского района была статья о легализации (отмывании) денежных средств, приобретенных гражданкой Ч., в результате совершения ею преступления. Гражданка Ч., являясь кассиром железнодорожной кассы присвоила вырученные от реализации проездных билетов денежные средства в сумме 1200000 рублей и растратила на приобретение квартиры, мебели. Т.е. ею было совершено преступление по статье 160 части 3 (присвоение или растрата) и 174.1 (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества), приобретенных лицом в результате совершения им преступления, которое было резонансным преступлением для нашего района.

В соответствии с описанием признаков  составов преступлений, предусмотренных  гл. 22 УК РФ, в том числе и материальных, цель связывает не действия (бездействие) с общественно опасным результатом, а иные элементы объективной стороны деяния. Поэтому указание на цель не ограничивает возможность вменения материальных составов экономических преступлений и при наличии у виновного косвенного умысла.

Статьи УК РФ, которые не находят широкого применения в сфере экономической деятельности это – ст. 178, ст. 179, ст. 181, ст. 183, ст. 184, ст. 189, ст. 190, ст. 191, ст. 192, ст. 193, ст. 194. В основном эти преступления трудно доказуемы (ст. 183, ст. 184, ст.189 и др.), их нельзя строить только на одних показаниях свидетелей. Нужно иметь аудио- или видеозапись и разрешение судьи для производства данных действий. Как показывает анализ правоприменительной практики, ст. 173 «Лжепредпринимательство» Уголовного кодекса Российской Федерации практически не применяется. Связано это с неопределенностью ее формулировки, а также с тем, что предусмотренные в ней деяния охватываются другими составами преступлений. По изложенным причинам эта статья признается утратившей силу.

Заключение.

Государственное регулирование  — объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

Обеспечение экономического роста во многом определяется качеством  государственного воздействия на все  стороны экономического развития страны. Экономический рост становится важнейшим  и определяющим объектом государственного регулирования экономики активность государства в решении сложных и многочисленных задач обеспечения экономического роста должна быть значительно повышена и направлена на реализацию  имеющегося потенциала роста российской экономики.

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.

Экономические преступления являются частью корыстной преступности, непосредственно связанной с  экономическими отношениями в стране и мире. Понимание этой группы деяний еще более неопределенно, чем сама корыстная преступность. Тем не менее эти преступления во многих странах рассматриваются в виде относительно самостоятельной группы. И к этому есть много оснований экономических, социальных, криминологических и даже политических.

Криминологическая значимость и объемы экономической преступности не совпадают в странах с командной  и рыночной экономикой, но в любом  обществе ее нельзя игнорировать.

Начало разработки представления  об экономической преступности в  рыночной экономике, можно сказать, было положено в 1945 году сатерлендовским понятием беловоротничковой преступности в США как преступности, совершаемой высокопоставленными лицами в сфере бизнеса. Позже к этим преступлениям стали относить уклонение от налогов, компьютерные и другие преступления, причиняющие вред экономике государства, ее отдельным секторам, предпринимательской деятельности, а также экономическим интересам отдельных групп граждан. Перечень этих преступлений расширился до 2030 составов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Конституция РФ

2. Кодекс об административных правонарушениях

3. Уголовный Кодекс РФ

4. Борисов А.Н. Административные  правонарушения. – М., 2007. С. 39. 
5. Вольский А. Условия совершенствования государственного управления экономики. //Экономист №9 2008.

6. Губин Е. Методы, свойства  и формы государственного регулирования  экономики. М., 2007.

7. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. – М, 2007. С. 96.

8. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. //Экономист №8 2008. 
9. Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие – М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008. – С.15.

10. Чепурная Н.А. "За" и "против" относительно ответственности юридических лиц в российском уголовном праве // Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета. Вып. 2

11. Правоведение: Учебник/  З.Г. Крылова, Э.П. Гаврилов, В.И. Гуреев и др.; Под ред. З.Г. Крыловой. – М.: Высш. шк., 2003.

1 Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие – М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – С.15.

2 Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие – М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – С.17.

3 Салищева Н.Г. Хаманева Н.Ю. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации. – М.:ИГП РАН, 2001.- 155-159

4 Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс. – М., 2003. С. 26.

5 Борисов А.Н. Административные правонарушения. – М., 2005. С. 39.

6 Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: Теория и судебная практика. – СПб., 2002. С. 91.

7 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. – М, 2002. С. 96.

8 Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032; 2003. № 46. Ст. 4437; 2004. № 25. Ст. 3607.

9 Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. – М., 1999. С. 73.

10 Чепурная Н.А. "За" и "против" относительно ответственности юридических лиц в российском уголовном праве // Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета. Вып. 2


Информация о работе Понятие и сущность государственного регулирования экономической деятельности