Понятие и виды авторских договоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Авторский договор о передаче исключительных прав на неисключительных условиях разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование произведения таким же способом (п. 3 ст. 30). Подобный договор создает пользователю менее сильные позиции в коммерческой реализации полученных прав, нежели договор о передаче авторских прав на исключительных условиях. Поэтому цена такого договора обычно бывает ниже.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..……..3
1 Договор авторского заказа ………………….………..………………..….…….6
2 Понятие и виды авторских договоров .…………….………………...………..11
3 Содержание и прекращение авторского договора………………....………....17
Заключение ………………………………………………………………………..22
Глоссарий ……………………………………………………….………...……....25
Список использованных источников ………………………….……

Файлы: 1 файл

Курсовая-Гражданское-Крюченкова.doc

— 2.42 Мб (Скачать файл)

Выплатить аванс и авторское вознаграждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Понятие и виды авторских договоров

 

Договор заказа. Договоры на создание произведений (так называемые договоры заказа) можно условно отнести к числу авторских: при их заключении еще нет самого объекта авторского права - произведения, нет поэтому и обладателя авторских прав и самого субъективного авторского права в целом. Такие договоры являются договорами подрядного типа, специфика которых заключается в творческом характере выполняемой по договору работы*.

Однако договоры заказа в "чистом виде" практически не встречаются. Они предусматривают  также и последующее использование произведения, поэтому такие соглашения о создании и последующем использовании произведения следует относить к числу авторских. Этой позиции придерживается законодательство, включая в содержание авторского договора обязанность автора создать и передать заказанное произведение или передать готовое произведение (ст. 139 Основ, ст. 503 ГК).

Говоря о заказе на произведение, следует отметить, что  эти отношения отличаются значительной спецификой. Автор берет на себя обязательство создать произведение, отвечающее определенным требованиям, таким, как жанр, объем, возможность определенного использования и т.д., и сдать его в определенный договором срок. Указанные требования к произведению должны быть наиболее полным образом отражены в договоре. Сторона, заказавшая произведение автору, должна в определенный договором срок оценить представленное произведение с точки зрения соответствия требованиям договора. В случае отступления автором от требований, предъявляемых договором, лицо, заказавшее произведение автору, вправе требовать соответствующей доработки произведения.

Иными словами, договор  заказа опосредует сам процесс создания произведения, устанавливая определенные юридические рамки этого процесса, без вмешательства, однако, непосредственно в творческую деятельность автора.

Иные виды авторских  договоров. Классификация авторских  договоров непосредственно связана  с различными авторскими правомочиями. Обычно называются следующие авторские  правомочия, входящие в право автора на использование произведения: право на воспроизведение произведения любыми способами - в печати, путем публичного исполнения, передачи в эфир, в видео- и звукозаписи, по кабельному телевидению, с помощью спутников и иных технических средств; право на перевод, переработку произведения; право на распространение экземпляров воспроизведенного произведения; право на реализацию архитектурного и дизайнерского проекта и т.п. (ст. 135 Основ).

Таким образом, реальные способы использования произведений, число которых расширяется с  развитием техники, и соответствующие правомочия авторов служат базой для выделения различных видов авторских договоров. Например, программы для ЭВМ, охрана которых авторским правом была подтверждена Основами гражданского законодательства (ст. 134), могут использоваться путем введения в память компьютер, а с целью последующего выполнения определенных функций. Указанное использование является предметом авторского договора отдельного вида.

Сравнение условий различных  видов авторских договоров (на издание, публичное исполнение, использование в телевидении и радио и др.) подтверждает то обстоятельство, что решающее влияние на содержание авторских договоров оказывает способ использования произведения. Одна из возможных классификаций дается в ст. 504 ГК.

Авторские договоры делятся на:

авторский договор об издании произведения;

авторский договор о  публичном исполнении произведения;

авторский договор об использовании произведения в кинематографии;

авторский договор об использовании произведения на телевидении  и радио;

авторский договор о  публичном показе произведения;

авторский договор об использовании в промышленности произведения декоративно-прикладного  искусства и другие.

Способ использования  произведения определяет ряд условий  договора относительно прав и обязанностей сторон в процессе реализации произведения.

Следует также отметить, что использование произведения может быть как в том виде, в  каком оно было создано автором, так и в переделанном. Это касается прежде всего перевода произведения на другой язык и переделки в произведение иного жанра (повествовательное произведение - в драматическое либо в сценарий и наоборот, а также драматическое произведение - в сценарий и наоборот) (п. 1 ст. 492 ГК).

Перевод произведения на другой язык или указанная выше переделка  в иной жанр влечет за собой важные юридические последствия: переведенное или переделанное произведение (именуемое иногда производным или зависимым) представляет собой новый объект авторского права; лицо, осуществившее перевод или переделку ранее созданного произведения, пользуется авторским правом на свой творческий результат (см. ст. ст. 490 и 494 ГК).

И перевод, и переделка  произведения влекут за собой появление "двойного" авторского права на новое творение - автор оригинала  сохраняет свои авторские права  на производное произведение, а переводчик, драматург, сценарист приобретают авторские права на то же производное произведение.

Это обстоятельство послужило  одним из оснований для выделения  так называемого авторского лицензионного  договора как особого вида авторского договора.

Однако переведенное или переделанное произведение используется одним из доступных современной  технике способов: путем издания, публичного исполнения, съемки фильма, передачи средствами спутниковой связи  и др. В этом случае, несмотря на особенности процесса создания производного произведения, специфика условий договора в большей степени определяется способом использования произведения. Поэтому в качестве главного основания классификации авторских договоров следует считать способ использования произведения, а в качестве дополнительного - наличие или отсутствие перевода или переделки произведения.

Авторский договор с  иностранным элементом. Авторские  договоры с иностранным элементом (иностранным физическим или юридическим  лицом) обладают значительной спецификой.

Участие в договоре субъекта иностранного правопорядка не может  не воздействовать на формирование договорных условий. Конкретные авторские договоры с иностранным элементом, как  правило, испытывают сильное влияние  конкретной зарубежной правовой системы, что выражается во включении в договор условий, не распространенных во внутренней практике. Это касается системы выплаты авторского вознаграждения, которая обычно базируется на отчислениях от реализуемых произведений, объема передаваемых по договору прав, ответственности сторон и иных условий.

Авторские договоры с  иностранным элементом подчиняются  также и общим принципам международного частного права.

Прежде всего, будучи внешнеэкономическими договорами, они  подчиняются принципу автономии  воли сторон. Он дает возможность сторонам самим избрать право, которое будет применяться к заключенному ими авторскому договору (п. 1 ст. 166 Основ, ст. 566 ГК). Авторский договор, заключенный между российским и иностранным контрагентом, может быть по выбору сторон подчинен российскому праву или праву иностранного государства. В последнем случае к обязательственным отношениям сторон будет применяться избранное ими иностранное право.

С учетом того обстоятельства, что в большинстве зарубежных стран существуют отдельные законы об авторском праве, выбор права какой-либо страны повлечет применение соответствующего закона об авторском праве*.

Если стороны по авторскому договору с иностранным элементом  не реализуют право выбора применимого  права, выбор применимого права должен будет осуществляться с помощью коллизионных норм. Один из возможных подходов в этом вопросе отражен в п. 1 ст. 166 Основ, устанавливающем, что при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяется право страны, где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона, являющаяся лицензиаром в лицензионном договоре о пользовании исключительными или аналогичными правами. Применительно к авторским договорам лицензиаром будет являться сторона, предоставляющая лицензию (в данном случае - разрешение) на использование исключительных авторских прав, иными словами, обладатель авторского права на произведение.

Однако автономия воли сторон, означающая возможность выбора сторонами авторского договора с  иностранным элементом любого применимого к их обязательственным отношениям права, не означает обхода норм публичного порядка. Иностранное право не применяется в случаях, когда его применение противоречило бы основам нашего правопорядка или так называемому публичному порядку (ст. 158 Основ, ст. 568 ГК).

Одной из категорий публичного порядка, существовавшей в советском  праве до 1990 года, была монополия  Всесоюзного агентства по авторским  правам (ВААП) на участие в любом  договоре об уступке прав советского автора за рубеж или приобретении прав иностранного автора в СССР. ВААП не только являлся обязательным в силу закона посредником в таких сделках, но и получал фиксированные комиссионные отчисления за эту деятельность. В настоящее время это положение отменено и авторы или иные обладатели авторского права могут заключать договоры об использовании их произведений за рубежом (а равно иностранные правообладатели в нашей стране) самостоятельно либо при посредстве любой организации, например, РАИС (подробнее см. гл. 24 тома 1 настоящего учебника).

Основные права и обязанности обладателя авторского права. Среди правомочий обладателя авторского права следует выделить право требовать проставления имени автора произведения и соответствующего знака охраны авторского права. Аналогичное право касается названия произведения.

Обладатель авторского права может препятствовать изменению  произведения или его названия. Это  означает, что без его согласия пользователь не вправе вносить какие-либо изменения в произведение, за исключением  необходимых для соответствующего использования произведения и прямо обусловленных в договоре.

За предоставление права  использования произведения по договору обладатель авторского права получает определенное вознаграждение. В соответствии с ранее действовавшей практикой  ставки авторского вознаграждения утверждались нормативно (зачастую — путем регулирования нижнего и верхнего предела). В настоящее время подход в этом вопросе существенно изменился.

Теперь предполагается, что законодательно могут быть установлены  лишь минимальные ставки авторского вознаграждения (с учетом мнения профессиональных и творческих союзов) (п. 1 ст. 139 Основ). Все прочие вопросы должны решаться по усмотрению сторон. Важно также отметить, что обладатель авторского права может также претендовать на участие в доходах от использования произведения. В случае получения вознаграждения в зависимости от фактической реализации произведения обладатель авторского права должен быть наделен возможностью проверки бухгалтерско-финансовой документации пользователя.

Основной обязанностью обладателя авторского права по договору является предоставление права на использование произведения предусмотренным в договоре способом. Фактической передачи произведения в ряде случаев не происходит. Однако закрепление такой обязанности обладателя авторского права предпочтительно.

Более сложные обязательства  берет на себя автор по договору о создании произведения. Он должен создать произведение в соответствии с условиями договора. Это касается, прежде всего, требований в отношении вида, жанра, объема и других существенных характеристик произведения. Не менее важно для автора представить указанное в договоре произведение в срок, согласованный в договоре. Если представленное автором произведение нуждается в доработке в пределах предъявляемых в договоре требований, автор обязуется ее произвести.

Другая важная обязанность  обладателя авторских прав - обязанность  без письменного согласия другой стороны не передавать третьим лицам  указанное в договоре произведение или его часть для использования  способом, аналогичным указанному в договоре. Это условие корреспондирует ст. 509 ГК.

3 Содержание и прекращение авторского договора

 

Прекращение авторского договора подразумевает прекращение  обязательственного правоотношения, возникшего между автором и пользователем  произведения на основе заключенного ими авторского договора, что приводит к отпадению прав и обязанностей его участников, а иногда даже к возложению на одного из них отрицательных последствий указанного юридического факта.

На авторский договор  вообще и на прекращение авторского договора в частности распространяются общие нормы гражданского законодательства. Помимо этого, данные договоры регулируются специальными нормами авторского права, где отражается специфика авторских договоров. Далее будет рассмотрен ряд оснований прекращения авторского договора.

Наиболее частным основанием для прекращения действия авторских  договоров является истечение срока  их действия. Поскольку чаще всего  за этот период стороны исполняют  свои обязанности по договору, то это  является самостоятельным основанием прекращения договора. Однако как отмечает А.П. Сергеев “стороны своим дополнительным соглашением могут продлить срок действия договора, но если автор против этого возражает, договор прекращается”.

Как правило, в течение  этого срока каждая из сторон исполняет свои обязанности по договору, а как следует из ст. 408 ГК РФ, это является основанием прекращения обязательства. Но, учитывая особенность авторского договора, данная норма к таким правоотношениям не применяется, поскольку отдельные права и обязанности сторон не исчерпываются их исполнением и сохраняют силу в течение всего срока действия договора.

Информация о работе Понятие и виды авторских договоров