Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 03:30, контрольная работа
Описание работы
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач: проанализировать тенденции становления и развития подходов к пониманию жилищного фонда РФ; изучить понятие и дать характеристику понятия и видов жилищного фонда на современном этапе развития жилищного законодательства; Нормативно-правовую базу исследования составляют нормы Конституции РФ4, Гражданского кодекса РФ5, Жилищного кодекса РФ6, иные нормативно-правовые акты.
Содержание работы
Введение Глава 1. «Общие положения о понятии и видах жилищного фонда в Российской Федерации. §1. «Жилищный фонд по действующему законодательству: понятие и общая характеристика». §2. «Виды жилищного фонда». Глава 2. «Право граждан на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда социального использования».
когда жильем из государственного
и муниципального жилищных фондов обеспечивались
все граждане, признанные нуждающимися
в улучшении жилищных условий.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного
кодекса РФ жилые помещения из муниципального
жилищного фонда предоставляются малоимущим
гражданам, признанным в установленном
порядке нуждающимися в жилом помещении.
Кодекс предусматривает, что малоимущими
являются граждане, если они признаны
таковыми органом местного самоуправления
в порядке, установленном законом соответствующего
субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося
на каждого члена семьи, и стоимости имущества,
находящегося в собственности членов
семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно части 3 названной статьи Кодекса
жилые помещения жилищных фондов РФ и
субъектов РФ по договору социального
найма предоставляются иным категориям
граждан, признанных по установленным
федеральным законодательством или законодательством
субъекта РФ основаниям нуждающимися
в жилых помещениях.
При этом необходимо отметить, что часть
9 статьи 156 Жилищного кодекса РФ устанавливает,
что граждане, признанные малоимущими
и занимающие жилые помещения по договорам
социального найма, освобождаются от внесения
платы за пользование жилым помещением
(платы за наем). В указанном случае речь
идет о реализации гражданами, отнесенными
законом к категории малоимущих, своего
конституционного права на жилище в особом
порядке - без внесения платы за пользование
помещением.
Иные категории граждан, являющихся нанимателями
жилых помещений по договорам социального
найма в государственном жилищном фонде
РФ или субъекта РФ, обязаны вносить плату
за жилое помещение (часть 3 статьи 67 Жилищного
кодекса РФ). Очевидно, что в данном случае
речь идет о реализации этими категориями
граждан своего права на жилище в порядке,
предусматривающем предоставление им
жилья из государственного жилищного
фонда за доступную плату.
Необходимо отметить, что подход, установленный
Жилищным кодексом РФ к обеспечению граждан
жильем из фонда социального использования,
не вполне согласуется с положением части
3 статьи 40 Конституции РФ. Конституционная
норма не содержит привязки отдельных
категорий граждан к определенным условиям
оплаты предоставляемого им социального
жилья, а также к определенным видам жилищного
фонда23. Таким образом,
Жилищным кодексом РФ необоснованно исключена
возможность бесплатного предоставления
малоимущим гражданам жилья из жилищных
фондов РФ и субъектов РФ. Очевидно, что
органы местного самоуправления не обладают
достаточными финансовыми возможностями,
позволяющими обеспечить жильем всех
малоимущих граждан.
Кроме того, возложение исключительно
на органы местного самоуправления непосильного
для них бремени обеспечения бесплатным
жильем малоимущих граждан может привести
к тому, что эти органы, устанавливая размер
дохода и стоимость имущества, имеющих
значение для признания граждан малоимущими
(часть 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ),
постараются исключить из этой категории
максимальное число граждан. При этом
граждане, не признанные малоимущими,
исходя из собственных доходов, вряд ли
смогут самостоятельно улучшить свои
жилищные условия.
13
Учитывая изложенное, представляется
целесообразным внести изменение в Жилищный
кодекс РФ, предусматривающее, что малоимущим
гражданам жилые помещения по договорам
социального найма могут предоставляться
как из муниципального, так и из государственного
жилищных фондов. Реализация такого подхода
позволила бы более равномерно распределить
между бюджетами всех уровней финансовую
нагрузку, связанную с обеспечением жильем
малоимущих, что увеличило бы возможность
улучшить жилищные условия большего числа
граждан с низкими доходами. При этом такое
изменение полностью соответствовало
бы положению части 3 статьи 40 Конституции
РФ.
Следует указать, что в случае принятия
такого решения потребуется внесение
изменений и в статьи Жилищного кодекса
РФ, определяющие компетенцию органов
государственной власти РФ, субъектов
РФ и органов местного самоуправления
в части, касающейся установления порядка
определения размера дохода и стоимости
имущества в целях признания граждан малоимущими,
а также установления размера этих показателей.
Подводя итог изложенному выше, можно
сделать следующие выводы.
1. Право граждан на получение жилого помещения
муниципального жилищного фонда во владение
и пользование является составляющей
права на жилище на протяжении как советского,
так и современного периода развития российского
законодательства, однако его значение
и роль меняются в зависимости от социально-экономических
и политических общественных преобразований,
а также в зависимости от изменения законодательного
и научного определения понятия права
на жилище.
2. В советском государстве в условиях,
когда основным собственником жилищного
фонда выступало государство, право граждан
на получение жилого помещения государственного
жилищного фонда во владение и пользование
являлось базовым аспектом права на жилище.
3. В настоящее время на основе анализа
норм Конституции РФ и Жилищного кодекса
РФ можно утверждать, что право граждан
на получение жилого помещения муниципального
жилищного фонда социального использования
утратило основополагающее значение (такое
право предоставлено только малоимущим
и иным указанным в законе гражданам),
что, однако, нисколько не умаляет социальную
значимость этого права в связи с тем,
что число российских граждан, имеющих
доходы, не позволяющие им улучшить свои
жилищные условия с помощью рыночных механизмов,
очень велико.
Заключение
Проблема управления жилым фондом является
одним из наиболее сложных и противоречивых
направлений в деятельности органов государственной
власти и местного самоуправления. В связи
с этим требуется проведение динамичных
и эффективных преобразований, направленных
на стабилизацию работы отрасли и создания
условий для
14
ее развития. Одна из основных
целей жилищной политики - эффективное
управление принадлежащим РФ, ее субъектам
и муниципальным образованиям жилищным
фондом, а также его эффективное воспроизводство
и эксплуатация.
Изучив понятие и виды жилищного фонда,
а также проанализировав проблемы правоприменительной
практики, можно придти к определенным
выводам.
1. Право граждан на получение жилого помещения
государственного и муниципального жилищных
фондов во владение и пользование является
составляющей права на жилище на протяжении
как советского, так и современного периода
развития российского законодательства,
однако его значение и роль меняются в
зависимости от социально-экономических
и политических общественных преобразований,
а также в зависимости от изменения законодательного
и научного определения понятия права
на жилище.
2. В советском государстве в условиях,
когда основным собственником жилищного
фонда выступало государство, право граждан
на получение жилого помещения государственного
жилищного фонда во владение и пользование
являлось базовым аспектом права на жилище.
3. В настоящее время на основе анализа
норм Конституции РФ и Жилищного кодекса
РФ можно утверждать, что право граждан
на получение жилого помещения государственного
и муниципального жилищных фондов социального
использования как аспект права на жилище
утратило основополагающее значение (такое
право предоставлено только малоимущим
и иным указанным в законе гражданам),
что, однако, нисколько не умаляет социальную
значимость этого права в связи с тем,
что число российских граждан, имеющих
доходы, не позволяющие им улучшить свои
жилищные условия с помощью рыночных механизмов,
очень велико.
4. Норма части 3 статьи 40 Конституции РФ,
устанавливающая основания и порядок
возникновения права граждан на получение
жилого помещения государственного и
муниципального жилищных фондов, впервые
получила законодательное развитие в
Жилищном кодексе РФ, чьи положения, однако,
в указанной части несовершенны, в связи
с чем подлежат дополнительному анализу
и обсуждению.
Необходимо отметить, что подход, установленный
Жилищным кодексом РФ к обеспечению граждан
жильем из фонда социального использования,
не вполне согласуется с положением части
3 статьи 40 Конституции РФ. Конституционная
норма не содержит привязки отдельных
категорий граждан к определенным условиям
оплаты предоставляемого им социального
жилья, а также к определенным видам жилищного
фонда.
Таким образом, Жилищным кодексом РФ необоснованно
исключена возможность бесплатного предоставления
малоимущим гражданам жилья из жилищных
фондов РФ и субъектов РФ. Очевидно, что
органы местного самоуправления не обладают
достаточными финансовыми возможностями,
позволяющими обеспечить жильем всех
малоимущих граждан.
Кроме того, возложение исключительно
на органы местного самоуправления непосильного
для них бремени обеспечения бесплатным
жильем малоимущих граждан может привести
к тому, что эти органы, устанавливая размер
дохода и стоимость имущества, имеющих
значение для признания граждан малоимущими
(часть 1 статьи 14
15
Жилищного кодекса РФ), постараются
исключить из этой категории максимальное
число граждан. При этом граждане, не признанные
малоимущими, исходя из собственных доходов,
вряд ли смогут самостоятельно улучшить
свои жилищные условия.
Представляется, что создание новой системы
отношений в ЖКХ имеет две стороны: структурную
и финансовую. Структурный аспект заключается
в том, что функции заказчика услуг ЖКХ
должны быть переданы от дирекций единого
заказчика непосредственно представителям
населения, которые получат право выбора
поставщика услуг. Финансовый аспект состоит
в передаче дотаций от предприятий ЖКХ
самим жителям.
Необходимо создать принципиально новую
систему контроля исполнения законодательства
и нормативных актов в жилищно-коммунальной
сфере, причем целесообразно расширить
сферу деятельности жилищной Инспекции,
назвав ее Государственной жилищно-коммунальной
инспекцией по конкретной территории.
Данный орган должен обеспечивать в пределах
населенного пункта (территории) контроль:
- за сохранностью и использованием жилищного
фонда, объектов социального назначения,
других строений нежилого назначения
независимо от формы собственности;
- за сохранностью и использованием объектов
инфраструктуры, инженерных сетей и коммуникаций
населенного пункта независимо от формы
собственности;
- за сохранностью и использованием объектов
благоустройства.
Чтобы не допустить дублирования функций
и чрезмерного раздувания штатов Инспекции,
необходимо предусмотреть обязанность
узкоспециализированных контрольных
органов участвовать в мероприятиях жилищно-коммунальной
Инспекции. Несомненно, что и к работе
смежных надзорных органов жилищно-коммунальная
Инспекция должна привлекаться на регулярной
основе.
16
Список используемой
литературы
Нормативно-правовая:
Конституция РФ (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) // Рос. газ. - 1993. – 25 дек.
ФЗ РФ от 06 октября 2003 N 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» // Российская газета.
– 2003. - № 202, 08 окт.
Гражданский кодекс Российской федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЭ : в ред. от 1 декабря 2007 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.
Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004
№ 188-ФЗ // Российская газета. - 2005. – 12 января
Жилищный кодекс РСФСР (ред.
от 20.07.2004) // Свод законов РСФСР. - Т. 3. - С.
7
Учебная:
Басин Е.В., Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Шамузафаров А.Ш. Современная жилищная политика России: Комментарий к закону об основах федеральной жилищной политики. - М., 2002.
Богданов Е.В. Природа и сущность
права граждан на жилище // Журнал российского
права. - 2007. - № 4. - С. 25.