Понятие механизма правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:19, реферат

Описание работы

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования. В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Такой подход предпочтителен для целей юридических исследований и потребностей юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1. Понятие механизма правового регулирования.
Предмет правового регулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2. Элементы механизма правового регулирования. . . . . . . . . . 7

3. Стадии механизма правового регулирования. . . . . . . . . . . .23

4. Методы, способы, типы правового регулирования. . . . . . . 25

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

Файлы: 1 файл

Механизм правового регулирования.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

 

 

4. МЕТОДЫ, СПОСОБЫ, ТИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового  регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия.

В зависимости от указанных различий в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод централизованного  регулирования построен на координации  целей и интересов сторон в  общественном отношении и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного, императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято  выделять три основных способа правового  регулирования.

 

Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Он выражается в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

 

Второй способ — обязывание как предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

 

Третий способ — запрет, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

 

Второй и третий способы  имеют определенное сходство — и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный, активный характер, то в другом — пассивный.

 В качестве дополнительных  способов правового воздействия можно назвать применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным, во-первых, потому, что представляет собой вид обязанности (юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание), а, во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. В частности, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений. Сюда же можно отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

Со способами правового  регулирования (как основными, так и дополнительными) взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Например, нормы права, правовые акты (нормативные и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. С их помощью до сведения людей доводится информация, которую они могут использовать в своих интересах. Они информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

В юридической литературе и в практике существует две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Первая формула: дозволено  все, кроме прямо запрещенного в законе12. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он характерен для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права.

Вторая формула правового  регулирования звучит иначе: запрещено  все, кроме прямо разрешенного13. Сказанное означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Он присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных лишь па одном  типе правового регулирования. Так, в гражданское право «вкраплены» элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

  Юрист должен понимать правовое регулирование как разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу необходимо прежде всего понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.

Позитивное право обладает свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового принуждения позволяют перевести правовые нормы из сферы должного в сферу сущего, в повседневную практическую жизнь человека и общества.

Изучение правовых явлений, подчиненное практическим задачам, ставит целью подготовить будущих юристов к пониманию регулятивной роли законов и других нормативных актов, индивидуальных решений, других правовых средств в их взаимосвязи и взаимодействии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

 

  1. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под редакцией В. М. Корельского и Перевалова В. Д.- М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997г.

 

  1. Ливщиц Р. З. Теория права. М., 1994.

 

  1. Общая теория права. Учебник для юридических вузов. М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996г.

 

  1. Курс теории права и государства. Уч. пособие/ Под ред. И. П. Марова.-Тюмень: ТЮИ МВД РФ, НИ и РИО, 1994г.

 

  1. Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994.

 

  1. Научные исследования высшей школы.-Тюмень: ЮИ МВД РФ, 1999г

 

  1. Ильин И. А. О монархии//Вопр. философии. 1991. № 4, 5.

 

  1. Е. Н. Трубецкой. Энциклопедия права. СПб.: Издательство «Лань», 1999.

 

  1. Венгеров А. Б. Теория государства и права, М: “Новый юрист”, 1998

1 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под редакцией В.М.Корельского и Перевалова В.Д.- М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997г., с.257.

2 Там же:с.269.

3 Ливщиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 92-94.

4 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под редакцией В.М.Корельского и Перевалова В.Д.- М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997г., с.269.

5 Там же:с.374.

6 Общая теория права. Учебник для юридических вузов. М.: Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1996г., с.249.

7 Курс теории права и государства. Уч. пособие/ Под ред. И.П.Марова.-Тюмень: ТЮИ МВД РФ, НИ и РИО, 1994г., с.64.

8 Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 513.

9 Научные исследования высшей школы.-Тюмень: ЮИ МВД РФ, 1999г., с.9.

10 Ильин И.А. О монархии//Вопр. философии. 1991. № 4, 5.

11 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под редакцией В.М.Корельского и Перевалова В.Д.- М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997г., с.266.

12 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под редакцией В.М.Корельского и Перевалова В.Д.- М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997г., с.267.

13 Там же.




Информация о работе Понятие механизма правового регулирования