Понятие несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:23, контрольная работа

Описание работы

Наличие в правовой системе государства института банкротства имеет большое значение как для права, так и для экономики, так как его нормы направлены на исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять прибыльную деятельность, а также на восстановление финансового состояния лиц, испытывающих временные финансовые сложности. Все это способствует оздоровлению экономики, недопущению кризиса неплатежей и функционирования неплатежеспособных лиц.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Понятие несостоятельности (банкротства)…………………………...……...6
Порядок и процедуры банкротства……………….…………………………..9
Заключение…………………………………………………………..…………...13
Список литературы………………………………………………………..……..15

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 36.27 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение ………………………………………………………………………….3

  1. Понятие несостоятельности (банкротства)…………………………...……...6
  2. Порядок и процедуры банкротства……………….…………………………..9

Заключение…………………………………………………………..…………...13

Список литературы………………………………………………………..……..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наличие в правовой системе государства  института банкротства имеет  большое значение как для права, так и для экономики, так как  его нормы направлены на исключение из оборота субъектов, не способных  осуществлять прибыльную деятельность, а также на восстановление финансового  состояния лиц, испытывающих временные  финансовые сложности. Все это способствует оздоровлению экономики, недопущению  кризиса неплатежей и функционирования неплатежеспособных лиц.

Статья 25 ГК РФ определяет последствия осуществления  предпринимательской деятельности гражданином в тех случаях, когда  эта деятельность привела к неисполнению обязательств перед кредиторами.1 Эти последствия можно назвать специальными, в то время как общим последствием является обращение взыскания на имущество гражданина. Кредитор по своему усмотрению имеет право выбирать, какую возможность использовать - обратиться в суд либо с иском об исполнении обязательства должником, либо с требованием о признании должника банкротом. В последнем случае кредитор может обратиться только в арбитражный суд, поскольку все дела о банкротстве рассматриваются именно арбитражным судом (при этом третейское разбирательство невозможно). Кроме того, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) не является исковым, следовательно, в арбитражный суд подается не иск, а заявление о признании должника банкротом. Это правило установлено Законом о банкротстве.

Таким образом, в соответствии с ГК РФ возможно как судебное, так и добровольное банкротство; последнее проводится во внесудебном порядке самим  должником.

Закон о  банкротстве не упоминает о добровольном банкротстве, что противоречит нормам ГК РФ, тем не менее в настоящее время добровольное банкротство невозможно по причине отсутствия механизма осуществления.

Существующие  государственные системы правового  регулирования несостоятельности  отличаются друг от друга теми конкретными  целями, которые ставят перед собой  законодатели тех или иных государств. Эти цели могут быть самыми разнообразными, к примеру:

- увеличение  возврата средств, полученных  в ходе реабилитационных мероприятий  или ликвидации должника, в интересах  всех сторон;

- спасение  бизнеса жизнеспособного предприятия  (и (или) юридического лица);

- справедливое  распределение средств между  сторонами;

- осуществление  мер по реструктуризации предприятия  в период до банкротства и  т.д.2

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную  систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения  ГК РФ. Данные положения можно разделить  на три группы:

- нормы  ГК РФ, непосредственно регулирующие  несостоятельность (банкротство)  индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

- нормы  ГК РФ, содержащие специальные  указания по применению положений  о несостоятельности (банкротстве) - ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

- нормы  ГК РФ, непосредственно не затрагивающие  отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение  для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие несостоятельности (банкротства).

 

Впервые положения о проведении восстановительных процедур в отношении  государственных предприятий появились  в Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 623 "О мерах по поддержке  и оздоровлению несостоятельных  государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных  процедур". В Указе предусматривался административный порядок объявления государственных (а также с долей  государства 50 и более процентов) предприятий неплатежеспособными. После признания таких предприятий  банкротами предусматривалось применение к ним "специальных процедур ликвидации, включая реорганизацию и иные меры, направленные на оздоровление экономического и финансового состояния предприятий". Правда, неясно, каким образом могла  содействовать оздоровлению ликвидация.3

Еще одним актом, предшествовавшим Закону о несостоятельности, было распоряжение Госкомимущества РФ от 5 ноября 1992 г. N 717-р "Об утверждении типового положения  о проведении конкурса по продаже  предприятия-банкрота и его имущества". Это распоряжение было принято в  развитие вышеупомянутого Указа  Президента от 14 июня 1992 г. N 623. Типовое  положение предусматривало два  вида продажи предприятия полностью, когда оно оставалось как единый имущественный комплекс с сохранением  его профиля, и второй вид - когда  имущество предприятия продавалось  по частям. Распродажа имущества предусматривалась  на тот случай, если попытка продать  предприятие на коммерческом конкурсе успеха не имела.

В Законе РФ от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" мероприятия, направленные на предотвращение банкротства, были объединены под названием "реорганизационные  процедуры". Под ними понимались проводимые по решению арбитражного суда мероприятия, направленные на поддержание деятельности и оздоровление предприятия в целях избежания его ликвидации.

 

В соответствии со ст.2 ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)»  под несостоятельностью (банкротством) принимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей4.

Денежное  обязательство представляет собой обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму. Предметом денежного обязательства является уплата кредитором должнику денежной суммы. Основаниями возникновения таких обязательств могут быть гражданско-правовые сделки и (или) иные, предусмотренные ГК РФ, основания (например, вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения). Под обязанностью по уплате обязательных платежей понимается обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательством РФ.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»  основными признаками банкротства являются:

  1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
  2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.5
  3. Индивидуальный предприниматель, к которому имеется не удовлетворенное в течение трех месяцев требование (совокупность требований) на общую сумму не менее десяти тысяч рублей, может быть признан банкротом вне зависимости от того, превышает ли сумма его обязательств стоимость принадлежащего ему имущества.6

Действие  настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица и на индивидуальных предпринимателей, которые могут быть признаны несостоятельными в соответствии с ГК РФ. (Нормы о несостоятельности (банкротстве) юридического лица – ст. 65 ГК РФ; индивидуального предпринимателя – ст. 25 ГК РФ). Возможность банкротства граждан (физических лиц) предусмотрена действующим законодательством, но до настоящего времени соответствующая процедура не разработана, в связи с чем, реально не применяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Порядок и процедуры банкротства.

 

Процедура признания должника банкротом может  быть инициирована кредитором, уполномоченным государственным органом либо самим должником.       

Целью банкротства (как процедуры) может  являться восстановление платежеспособности должника, реструктуризация задолженности  либо удовлетворение требований кредиторов за счет имущества должника с его последующей ликвидацией. Банкротом может быть признано не только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, но и физическое лицо7.

Процесс банкротства  начинается с подачи  в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано кредитором, уполномоченным органом или самим должником и учитываются только обязательства перед кредиторами.8

Существуют  следующие процедуры банкротства, которые вменяются в отношении должника:

  1. Наблюдение - Целью процедуры наблюдения является обеспечение сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Тем самым должнику предоставляется возможность работать без долгов, что способствует изучению истинной картины возможности восстановления платежеспособности и продолжения деятельности должника, установление реального срока такого восстановления. На этот период назначается временный управляющий.9
  2. Финансовое оздоровление - процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности, согласно Федеральному закону о "несостоятельности (банкротстве).
  3. Внешнее управление -  процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Эта процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов в случае установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника. Максимальный срок внешнего управления также составляет 2 года. С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Помимо этого, внешний управляющий вправе заявить отказ от исполнения договоров и иных сделок должника в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника. Внешний управляющий может также обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании сделок должника недействительными.
  4. Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; прекращается исполнение по всем исполнительным документам, снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника. Все требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Полномочия по управлению юридическим лицом переходят к конкурсному управляющему, который осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, формирует конкурсную массу и осуществляет расчеты с кредиторами в соответствии с установленным законом порядком очередности.

Очередность расчетов с кредиторами  установлена статей 134 Закона о несостоятельности (банкротстве).

Основные изменения при проведении конкурсного производства в новом  законе касаются двух аспектов:

- сокращения очередей

- особого положения залогодержателя

5. Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Мировое соглашение заключается по решению собрания кредиторов между конкурсными кредиторами и уполномоченными органами, с одной стороны, и должником - с другой, и представляет собой гражданско-правовую сделку, путем которой стороны на основе взаимных уступок определяют размер подлежащих погашению денежных требований и сроки их погашения.  Мировое соглашение заключается в письменной форме и может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на акции, облигации, новации обязательства, прощения долга и т.д. Мировое соглашение утверждается определением арбитражного суда, после чего производство по делу о банкротстве прекращается. Соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в случае неисполнения или существенного нарушения должником его условий.

 

Санация, согласно Закону о банкротстве, состоит в восстановлении платежеспособности должника путем оказания ему финансовой помощи. Закон устанавливает условия и порядок отбора ее участников. Правительство установило порядок и условия оказания помощи таким предприятиям путем предоставления им государственных дотаций, субсидий, льготных кредитов и другими мерами.10

Санация не может быть назначена, если в отношении  данного лица ранее возбуждалось дело о несостоятельности и с  момента его окончания прошло менее 36 месяцев. Для выбора лиц, желающих участвовать в санации, может  быть объявлен конкурс. Участники санации  заключают соглашение о ее проведении и продолжительности и своей  ответственности перед кредиторами  должника. В течение первых 12 месяцев  должно быть удовлетворено не менее 40% обшей суммы требований кредиторов в установленной ст.64 ГК очередности.

Срок  каждой из реорганизационных процедур не должен превышать 18 месяцев. По достижении цели они прекращаются решением суда, и вопрос о банкротстве отпадает. В случае выявившейся неэффективности, недостижения цели в установленный  срок суд выносит решение о  признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного  производства.

Информация о работе Понятие несостоятельности (банкротства)